2-457/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 июля 2011 года г. Усть-Джегута Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего судьи Айбазовой И.Ю., при секретаре судебного заседания Эрикеновой С.Р., с участием прокурора - помощника Усть-Джегутинского межрайонного прокурора Зиздок С.В., представителя администрации Сары-Тюзского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района Батчаева А.Х., заинтересованного лица Токова М.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Усть-Джегутинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Сары-Тюзского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района незаконным и обязании ее провести аттестацию муниципального служащего Токова М.Х., УСТАНОВИЛ: Усть-Джегутинский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации Сары-Тюзского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района, выразившееся в непроведении аттестации муниципального служащего Токова М.Х. незаконным и обязании администрации Сары-Тюзского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района в течение 6 месяцев после принятия судом решения провести аттестацию муниципального служащего Токова М.Х. В ходе судебного заседания прокурор, поддержал исковые требования, просил удовлетворить заявление, при этом считая, что не проведение аттестации муниципальных служащих в установленный законом срок является нарушением действующего законодательства, приводит к субъективности в оценке профессиональных качеств муниципального служащего, что нарушает равенство прав граждан при поступлении на муниципальную службу и при прохождении муниципальной службы. Выявленные нарушения требований законов о муниципальной службе и профилактике коррупции в виде непроведения аттестации муниципальных служащих не обеспечивают правильный подбор и расстановку кадров, своевременное поощрение муниципальных служащих или понижение их в должности, приводят к замещению муниципальных должностей без учета установленных законом квалификационных требований, и тем самым ограничивают доступ других граждан к муниципальной службе. Представитель администрации Сары-Тюзского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района и заинтересованное лицо - Токов М.Х. не возражали против удовлетворения заявленных требований, считая их законными и обоснованными, и показали, что действительно на протяжении всей работы муниципального служащего не проводилась аттестация. Заслушав объяснения прокурора, представителя администрации Сары-Тюзского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района и заинтересованное лицо - Токова М.Х., исследовав и оценив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему. В ходе судебного заседания было установлено, что Токов М.Х. поступил на муниципальную службу (дата обезличена) на основании распоряжения главы Сары-Тюзского сельского поселения (номер обезличен) от (дата обезличена) и замещает должность муниципальной службы - ведущего специалиста администрации Сары-Тюзского сельского поселения. За период работы аттестация муниципального служащего Токова М.Х. не проводилась. Токов М.Х. является муниципальным служащим с (дата обезличена), что подтверждается реестром муниципальных служащих Сары-Тюзского сельского поселения на июль 2011года. В личном деле Токова М.Х. отсутствует аттестационный лист, и в личной карточке работника отсутствуют сведения о прохождении аттестации. Так, в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение муниципальных должностей и должностей муниципальной службы, а также внедрение в практику кадровой работы органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему классного чина, или при его поощрении, являются мерами по профилактике коррупции. Одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является совершенствование порядка прохождения муниципальной службы, что прямо указано в п. 10 статьи 7 Федерального закона от 25.12. 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Основными принципами муниципальной службы, согласно статье 4 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» являются: равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего; профессионализм и компетентность муниципальных служащих; правовая и социальная защищенность муниципальных служащих; ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей и т.д. При прохождении муниципальной службы представителем нанимателя должна проводиться аттестация муниципального служащего. Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы. Аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года. В соответствии с требованиями ч.4 статьи 30 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и подпункта «н» пункта 15 Указа Президента РФ от 30.05.2005 года № 609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела» аттестационный лист муниципального служащего приобщается к его личному делу. Таким образом, суд считает, что непроведение аттестации муниципальных служащих в установленный законом срок является нарушением действующего законодательства, приводит к субъективности в оценке профессиональных качеств муниципального служащего, что нарушает равенство прав граждан при поступлении на муниципальную службу и при прохождении муниципальной службы. Установленные нарушения требований законов о муниципальной службе и профилактике коррупции в виде непроведения аттестации муниципальных служащих не обеспечивают правильный подбор и расстановку кадров, своевременное поощрение муниципальных служащих илипонижение их в должности, приводят к замещению муниципальных должностей без учета установленных законом квалификационных требований, и тем самым ограничивают доступ других граждан к муниципальной службе. Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, юридическое лицо имеют право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, если действиями (бездействием) нарушены права и свободы гражданина или юридического лица. Такое право, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ предоставлено прокурору, если действиями (бездействием) органа местного самоуправления нарушены права и свободы неопределенного круга лиц. Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления относятся коллегиальные и единичные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Статьей 256 ГПК РФ установлен трехмесячный срок обращения в суд с заявлением об оспаривании действия (бездействия) органов местного самоуправления в порядке гражданского судопроизводства. Прокурор подал в суд заявление в течение предусмотренного ст.256 ГПК РФ срока обращения в суд, что подтверждается представленными документами, в частности решением коллегии прокуратуры КЧР, запросом заместителя Усть-Джегутинского межрайонного прокурора (номер обезличен) от (дата обезличена). Стороны не отрицали факта непроведения аттестации муниципального служащего с момента поступления Токова М.Х. на службу. Указанное бездействие свидетельствует о несоблюдении администрацией Сары-Тюзского сельского поселения основных вышеуказанных принципов муниципальной службы, предусмотренных ст. 4 ФЗ от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ « О муниципальной службе в Российской Федерации». Суд считает, что бездействием администрации Сары-Тюзского сельского поселения нарушаются как права самих муниципальных служащих, так и неопределенного круга лиц. Нарушение прав Токова М.Х выражается в том, что не обеспечивается объективная оценка ее профессиональных и личных качеств как муниципального служащего, что препятствует ее росту по службе. Нарушение прав неопределенного круга лиц заключается в том, что они ограничены в доступе к муниципальной службе в случае, если при аттестации гражданских служащих будет установлено несоответствие муниципального служащего замещающего муниципальную должность, занимаемой должности. Кроме того, в случае обращения к муниципальному служащему, не прошедшему аттестацию, ограничивается право неопределенного круга лиц на получение помощи, консультации квалифицированного специалиста. Анализируя изложенное суд полагает, что заявление Усть-Джегутинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Сары-Тюзского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района незаконным и обязании ее провести аттестацию муниципального служащего Токова М.Х. подлежит удовлетворению. На основании ст. 4, ч.1 ст.18 ФЗ « О муниципальной службе в Российской Федерации» от (дата обезличена) № 25-ФЗ, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Усть-Джегутинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Сары-Тюзского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района незаконным и обязании ее провести аттестацию муниципального служащего Токова М.Х. - удовлетворить. Признать бездействие администрации Сары-Тюзского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района, выразившееся в непроведении аттестации муниципального служащего Токова М.Х. незаконным. Обязать администрацию Сары-Тюзского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района в течение 6 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу провести аттестацию муниципального служащего Токова М.Х.. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд КЧР через Усть-Джегутинский районный суд в течение десяти суток. Решение отпечатано на компьютере в совещательной комнате в единственном экземпляре. Председательствующий судья И.Ю. Айбазова