Решение от 13 июля 2011 года по делу № 2-456/2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 июля 2011года                                                                                   город Усть-Джегута

Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего - судьи Каракетовой А.Х.,

при секретаре судебного заседания - Ивановой О.В.

с участием:

прокурора - помощника Усть-Джегутинского межрайонного прокурора Викиной А.В.,

заинтересованных лиц: Токовой З.А. и Уртеновой М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Усть-Джегутинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Сары - Тюзского сельского поселения незаконным и обязании провести аттестацию муниципальных служащих Токовой З.А. и Уртеновой М.И.

У С Т А Н О В И Л:

Усть-Джегутинский межрайонный прокурор обратился с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Сары - Тюзского сельского поселения, выразившееся в непроведении аттестации муниципальных служащих Токовой З.А. и Уртеновой М.И., и обязании администрации Сары-Тюзского сельского поселения в течение 6 месяцев после принятия судом решения провести аттестацию муниципальных служащих Токовой З.А. и Уртеновой М.И., указывая следующее.

Предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение муниципальных должностей и должностей муниципальной службы, а также внедрение в практику кадровой работы органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему классного чина, или при его поощрении, являются мерами по профилактике коррупции (статья 6 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является совершенствование порядка прохождения муниципальной службы (п. 10 статьи 7 Федерального закона от 25.12. 2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в статье 4 установлено, что основными принципами муниципальной службы являются: 2) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего; 3) профессионализм и компетентность муниципальных служащих; 8) правовая и социальная защищенность муниципальных служащих; 9) ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.»

При прохождении муниципальной службы представителем нанимателя должна проводиться аттестация муниципального служащего. Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 02.03.2007№25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы. Аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года.

В соответствии с требованиями ч. 4 статьи 30 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и подпункта «н» пункта 15 Указа Президента РФ от 30.05.2005№609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела» аттестационный лист муниципального служащего приобщается к его личному делу.

Усть-Джегутинской межрайонной прокуратурой в ходе проверки исполнения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции установлено, что являются муниципальными служащими и замещает должность муниципальной службы; с 02.11.2002 года - ведущего специалиста Токова З.А., с 02.01.1991 года - главного специалиста Уртенова М.И.

Согласно сведениям, представленным администрацией Сары - Тюзского сельского поселения, за период работы аттестация муниципальных служащих Токовой З.А. и Уртеновой М.И. не проводилась. В личных делах муниципальных служащих Токовой З.А. и Уртеновой М.И. отсутствуют соответствующие аттестационные листы.

Непроведение аттестации муниципальных служащих в установленный законом срок является нарушением действующего законодательства, приводит к субъективности в оценке профессиональных качеств муниципального служащего, что нарушает равенство прав граждан при поступлении на муниципальную службу и при прохождении муниципальной службы.

Выявленные нарушения требований законов о муниципальной службе и профилактике коррупции в виде непроведения аттестации муниципальных служащих не обеспечивают правильный подбор и расстановку кадров, своевременное поощрение муниципальных служащих или понижение их в должности, приводят к замещению муниципальных должностей без учета установленных законом квалификационных требований, и тем самым ограничивают доступ других граждан к муниципальной службе.

В судебном заседании прокурор Викина А.В. поддержала заявление Усть-Джегутинского межрайонного прокурора и просила его удовлетворить.

Судебное заседание проведено в отсутствие надлежащим образом извещенного представителя заинтересованного лица администрации Сары-Тюзского сельского поселения, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Заинтересованные лица Токова З.А. и Уртенова М.И., признали заявление прокурора, подтвердили, что аттестация муниципальных служащих за период их работы не проводилась, что не соответствует требованиям закона.

Заслушав прокурора, Токову З.А. и Уртенову М.И., исследовав письменные доказательства, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 254 ГПК РФ предусмотрено право гражданина, юридического лица оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, если действиями (бездействием) нарушены права и свободы гражданина или юридического лица.

Согласно ст. 45 ч. 3 ГПК РФ такое право предоставлено прокурору, если действиями (бездействием) органа местного самоуправления нарушены права и свободы неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления относятся коллегиальные и единичные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Статьей 256 ГПК РФ установлен трехмесячный срок обращения в суд с заявлением об оспаривании действия (бездействия) органов местного самоуправления в порядке гражданского судопроизводства. Усть-Джегутинским межрайонным прокурором заявление подано в трехмесячный срок, указанный ст. 256 ГПК РФ.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось, что Токова З.А. является муниципальным служащим с 02.11.2002 года, а Уртенова М.И. является муниципальным служащим с 02.01.1991 года.

Это обстоятельство подтверждается реестром муниципальных служащих Сары-Тюзского сельского поселения на 11 января 2011 г. (л.д. 5).

Непроведение аттестации Токовой З.А. и Уртеновой М.И. в течение 3-х лет не отрицается представителем администрации Сары-Тюзского сельского поселения и подтверждается отсутствием аттестационного листа в ее личном деле.

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы. Аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года.

В течение более 3-х лет службы Токовой З.А. и Уртеновой М.И. аттестация не проводилась, что свидетельствует о несоблюдении администрацией Сары-Тюзского сельского поселения основных принципов муниципальной службы, предусмотренных ст. 4 ФЗ от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», о равном доступе граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего; профессионализме и компетентности муниципальных служащих; правовой и социальной защищенности муниципальных служащих; ответственности муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей и нарушении требования ст. 18 ч. 1 ФЗ от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ « О муниципальной службе в Российской Федерации» о необходимости проведения аттестации один раз в три года.

Бездействием администрации Сары-Тюзского сельского поселения нарушаются как права самих муниципальных служащих, так и неопределенного круга лиц. Нарушение прав Токовой З.А. и Уртеновой М.И выражается в том, что не обеспечивается объективная оценка их профессиональных и личных качеств как муниципальных служащих, что препятствует их росту по службе. Нарушение прав неопределенного круга лиц заключается в том, что они ограничены в доступе к муниципальной службе в случае, если при аттестации гражданских служащих будет установлено несоответствие муниципального служащего замещающего муниципальную должность, занимаемой должности.

В соответствии с п. 9 ст. 333.36 НК РФ прокурор освобожден от уплаты госпошлины при подаче заявления в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Согласно п. 19 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.

Следовательно, по данному заявлению государственная пошлина не подлежит взысканию судом.

На основании ст. 4, ст. 18 ч. 1 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать бездействие администрации Сары-Тюзского сельского поселения, выразившееся в непроведении аттестации муниципальных служащих Токовой З.А. и Уртеновой М.И., - незаконным.

Обязать администрацию Сары-Тюзского сельского поселения в течение 6 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу провести аттестацию муниципальных служащих - Токовой З.А. и Уртеновой М.И..

На решение может быть подана кассационная жалоба в течение 10 дней со дня оглашения в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики через Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики.

Решение отпечатано в совещательной комнате на компьютере, собственноручно, в единственном экземпляре.

Судья Усть-Джегутинского районного суда

Карачаево-Черкесской Республики                                     подпись         Каракетова А.Х.

.