Решение от 25 июля 2011 года по длеу № 2-501/2011



                                                                                                                                                                     2-501/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        25 июля 2011 года                                                                   г. Усть-Джегута

Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего судьи Айбазовой И.Ю.,

при секретаре судебного заседания Эрикеновой С.Р.,

с участием прокурора - старшего помощника Усть-Джегутинского межрайонного прокурора Кожевниковой Т.В.,

представителя администрации Сары-Тюзского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района Батчаева А.Х.,

заинтересованного лица - представителя Управления КЧР по сохранению, использованию и популяризации и государственной охране объектов культурного наследия - Байрамукова А.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Усть-Джегутинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Сары-Тюзского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Усть-Джегутинский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации Сары-Тюзского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по постановке бесхозяйного имущества - объектов культурного наследия: Мемориала воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны; Памятника воинам-односельчанам, воевавшим в годы ВОВ; Памятника полковнику Бадахову А.М.; Памятника воинам-интернационалистам; Памятника-бюст основателю аула Сары-Тюз Батчаеву И.Х. на учёт, непринятии мер по включению в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в непринятии мер по регистрации права собственности, а также непринятии мер по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», незаконным.

В судебном заседании прокурор, поддержав требования, изложенные в исковом заявлении, по существу пояснил, что Усть-Джегутинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране объектов культурного наследия. По результатам проведенной проверки установлено, что на территории Сары-Тюзского сельского поселения расположены памятники: Мемориал воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны; Памятник воинам-односельчанам, воевавшим в годы ВОВ; Памятник полковнику Бадахову А.М.; Памятник воинам-интернационалистам; Памятник-бюст основателю аула Сары-Тюз Батчаеву И.Х., Мемориальная доска основателю аула Сары-Тюз Батчаеву И.Х..

Указанные объекты на балансе администрации Сары-Тюзского сельского поселения не состоят. Фактически памятники являются бесхозными, в Едином

государственном реестре объектов недвижимого имущества не состоят. Вышеуказанное положение вещей является недопустимым и противоречит задачам сохранения исторического и культурного наследия народов Российской Федерации

На основании изложенного, учитывая требования закона, прокурор просит суд, признать незаконным бездействие администрации Сары-Тюзского сельского поселения выразившееся в непринятии мер по постановке бесхозяйного имущества - объектов культурного наследия: Мемориала воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны; Памятника воинам-односельчанам, воевавшим в годы ВОВ; Памятника полковнику Бадахову А.М.; Памятника воинам-интернационалистам; Памятника-бюст основателю аула Сары-Тюз Батчаеву И.Х. на учёт, в непринятии мер по включению в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в непринятии мер по регистрации права собственности на указанные объекты культурного наследия, а также непринятии мер по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», незаконным. и возложить указанные обязанности на администрацию Сары-Тюзского сельского поселения.

Представитель администрации Сары-Тюзского сельского поселения требования Усть-Джегутинского межрайонного прокурора признал, просил их удовлетворить.

Кроме того, представитель администрации Сары-Тюзского сельского поселения суду показал, что на постоянной основе осуществляется текущий ремонт и содержание памятников, расположенных в ауле за счет средств аульчан, так как денежные средства в бюджете Сары-Тюзского сельского поселения не предусмотрены. Право собственности на памятники не оформлено, на балансе поселения не состоят, однако земельные участки под объектами культурного наследия поставлены на государственный кадастровый учет.

Исследовав материалы дела, выслушав мнение сторон, суд находит заявление Усть-Джегутинского межрайонного прокурора, подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Вышеуказанный вывод основан на следующих доводах.

В ходе судебного заседания установлено, что территории Сары-Тюзского сельского поселения расположены памятники: Мемориал воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны; Памятник воинам-односельчанам, воевавшим в годы ВОВ; Памятник полковнику Бадахову А.М.; Памятник воинам-интернационалистам; Памятник-бюст основателю аула Сары-Тюз Батчаеву И.Х., Мемориальная доска основателю аула Сары-Тюз Батчаеву И.Х.. Указанные объекты на балансе администрации сельского поселения не состоят. Фактически памятники является бесхозными, в Едином государственном реестре объектов недвижимого имущества не состоят, не разработаны проекты зон охраны указанных объектов. Органом местного самоуправления не принято никаких мер, регламентированных законом и направленных на регистрацию права собственности на перечисленные объекты. Содержание объектов культурного наследия осуществляется за счёт пожертвований жителей Сары-Тюзского сельского поселения. 07.07.2011 года Усть-Джегутинской межрайонной прокуратурой совместно со специалистами Управления КЧР по сохранению, использованию, популяризации и государственной охраны объектов культурного

наследия была проведена проверка по соблюдению требований законодательства РФ об объектах культурного наследия народов РФ, в ходе которой было установлены нарушения законодательства в сфере обеспечения сохранности культурных ценностей. Что и явилось основанием для обращения в суд.

Так, Федеральный закон № 73 от 25.06.2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»( далее Закон) регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно статье 3 вышеуказанного Закона к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Статья 6 Закона указывает, что под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

К памятникам Великой Отечественной войны относятся скульптурные, архитектурные и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие

память о событиях, об участниках, о ветеранах и жертвах Великой Отечественной войны (ст. 5 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941 - 1945 годов»).

В соответствии со статьями 8, 35 Конституции РФ, ст. 25 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, ст. ст. 209, 212 ГК РФ, частями 1 и 3 ст. 48 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, а также в муниципальной и частной собственности. Объекты культурного наследия подлежат включению в единый государственный реестр объектов культурного наследия в порядке, установленном главой 4 Федерального закона № 73-ФЗ.

Согласно статье 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре, органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с ч.1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

Поскольку собственника объектов культурного наследия не имеется, это приводит к отсутствию контроля за их состоянием, разрушению и вследствие этого, к нарушению конституционного права граждан на доступ к культурным ценностям.

В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Также органы местного самоуправления ответственны за сохранение памятников Великой Отечественной войны, поддержание их в состоянии, соответствующем достойному и уважительному отношению к памяти о Победе советского народа в Великой Отечественной войне.

Сохранение и реставрация памятников Великой Отечественной войны обеспечиваются выделением средств из федерального бюджета на памятники федерального значения, бюджетов субъектов Российской Федерации - на

памятники регионального значения и местных бюджетов - на памятники местного (муниципального) значения, а также пожертвованиями физических и юридических лиц.

В Российской Федерации сооружаются, сохраняются и реставрируются памятники и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память о погибших в Великой Отечественной войне.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся согласно ст.9.3 Закона относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов, государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения.

Аналогичные нормы предусмотрены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий (статья 33 Федерального закона).

Однако, как установлено в суде, до настоящего времени в нарушение требований ст.ст. 9.3, 33 Федерального закона № 73-ФЗ и пункта 13 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия, не поставлены на баланс администрации сельского поселения.

Также, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия (ч.1 ст. 34 Закона).

В соответствии со статьей 34 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 года № 315утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Положения разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия может осуществляться по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, юридических лиц, общественных и религиозных объединений, уставная

деятельность, которых направлена на сохранение объектов культурного наследия, или по решению суда.

Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия организуют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

В нарушение требований статьи 34 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации администрацией Сары-Тюзского поселения не организована работа по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Сары-Тюзского сельского поселения.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Таким образом, бездействие администрации Сары-Тюзского сельского поселения создаёт препятствия в обеспечении реализации права каждого гражданина на доступ к объектам культурного наследия, поэтому требования прокурора законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и в соответствии ст.ст. 194-194 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Усть-Джегутинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Сары-Тюзского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района незаконным - удовлетворить.

Признать бездействие администрации Сары-Тюзского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по постановке бесхозяйного имущества - объектов культурного наследия: Мемориала воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны; Памятник воинам-односельчанам, воевавшим в годы ВОВ; Памятника полковнику Бадахову А.М.; Памятника воинам-интернационалистам; Памятника-бюста основателю аула Сары-Тюз Батчаеву И.Х. на учёт, непринятии мер по включению в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также непринятии мер по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; в непринятии мер по регистрации права собственности на следующие объекты культурного наследия: Мемориал воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны; Памятник воинам-односельчанам, воевавшим в годы ВОВ; Памятник полковнику Бадахову А.М.; Памятник воинам-интернационалистам; Памятник-бюст основателю аула Сары-Тюз Батчаеву И.Х., в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»,- незаконным.

Обязать администрацию Сары-Тюзского сельского поселения принять меры по постановке объектов культурного наследия: Мемориала воинам, павшим в годы

Великой Отечественной войны; Памятника воинам-односельчанам, воевавшим в годы ВОВ; Памятника полковнику Бадахову А.М.; Памятника воинам-интернационалистам; Памятника-бюста основателю аула Сары-Тюз Батчаеву И.Х.

на учёт в Управлении Росреестра по Карачаево-Черкесской Республике и произвести регистрацию права собственности на объекты культурного наследия.

Обязать администрацию Сары-Тюзского сельского поселения принять меры по включению объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации: Мемориала воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны; Памятника воинам-односельчанам, воевавшим в годы ВОВ; Памятника полковнику Бадахову А.М.; Памятника воинам-интернационалистам; Памятника-бюст основателю аула Сары-Тюз Батчаеву И.Х.; Мемориальной доски основателю аула Сары-Тюз Батчаеву И.Х.

Обязать администрацию Сары-Тюзского сельского поселения организовать разработку проектов зон охраны следующих объектов культурного наследия: Мемориала воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны; Памятника воинам-односельчанам, воевавшим в годы ВОВ; Памятника полковнику Бадахову А.М.; Памятника воинам-интернационалистам; Памятника-бюст основателю аула Сары-Тюз Батчаеву И.Х.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд КЧР через Усть-Джегутинский районный суд в течение десяти суток.

Решение отпечатано на компьютере в совещательной комнате в единственном экземпляре.

Председательствующий судья                                                              И.Ю. Айбазова