Дело №2-509/2011 Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И 25 июля 2011года город Усть-Джегута Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего - судьи Катчиевой З.И., при секретаре судебного заседания Салпагаровой Л.А., с участием: прокурора - помощника Усть-Джегутинского межрайонного прокурора Зиздок С.В., заинтересованного лица - Главы администрации Гюрюльдеукского сельского поселения - Айбазова А.Х., представившего служебное удостоверение (номер обезличен) от (дата обезличена), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Усть-Джегутинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Гюрюльдеукского сельского поселения о признании её бездействие по не принятию мер по постановке объектов культурного наследия на учет, непринятии мер по включению в единый государственный реестр объектов культурного наследия, непринятии мер по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия, непринятии мер по регистрации права собственности на объекты культурного наследия незаконным и обязании её принять меры по постановке объектов культурного наследия на учет, произвести регистрацию права собственности, включить объекты культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия, организовать разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия, у с т а н о в и л: Усть-Джегутинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к администрации Гюрюльдеукского сельского поселения о признании её бездействие по не принятию мер по постановке объектов культурного наследия на учет, непринятии мер по включению в единый государственный реестр объектов культурного наследия, непринятии мер по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия, непринятии мер по регистрации права собственности на объекты культурного наследия незаконным и обязании её принять меры по постановке объектов культурного наследия на учет, произвести регистрацию права собственности, включить объекты культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия, организовать разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия, в котором просил суд: - признать бездействие администрации Гюрюльдеукского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по постановке бесхозяйного имущества - объектов культурного наследия: Памятник жертвам политических репрессий; Мемориальная доска воину-интернационалисту Кочкарову Н.Н.; Мемориальная доска воину-интернационалисту Бисилову Н.-А.Ш.; Памятник погибшим односельчанам на учёт, непринятии мер по включению в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также непринятии мер по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", незаконным. - признать бездействие администрации Гюрюльдеукского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по регистрации права собственности на следующие объекты культурного наследия: Памятник жертвам политических репрессий и Памятник погибшим односельчанам, в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", незаконным. - обязать администрацию Гюрюльдеукского сельского поселения принять меры по постановке следующих объектов культурного наследия: Памятник жертвам политических репрессий и Памятник погибшим односельчанам на учёт в Управлении Росреестра по Карачаево-Черкесской Республике и произвести регистрацию права собственности на объекты культурного наследия. - обязать администрацию Гюрюльдеукского сельского поселения принять меры по включению следующих объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации: Памятник жертвам политических репрессий; Мемориальная доска воину-интернационалисту Кочкарову Н.Н.; Мемориальная доска воину-интернационалисту Бисилову Н.-А. Ш.; Памятник погибшим односельчанам. - обязать администрацию Гюрюльдеукского сельского поселения организовать разработку проектов зон охраны следующих объектов культурного наследия: Памятник жертвам политических репрессий; Мемориальная доска воину-интернационалисту Кочкарову Н.Н.; Мемориальная доска воину-интернационалисту Бисилову Н.-А.Ш.; Памятник погибшим односельчанам. Заявление обоснованно тем, что Усть-Джегутинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения сохранности культурных ценностей на территории Усть-Джегутинского муниципального района. В ходе проверки выявлено, что на территории Гюрюльдеукского сельского поселения расположены следующие памятники: 1. Памятник жертвам политических репрессий - вновь выявленный объект культурного наследия, расположен а. Гюрюльдеук, территория администрации, установленный в соответствии с Законом РФ от 18 октября 1991 г. N 1761-I "О реабилитации жертв политических репрессий" гражданам подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года. 2. Мемориальная доска воину-интернационалисту Кочкарову Н.Н. - вновь выявленный объект культурного наследия, расположен а. Гюрюльдеук, СОШ. 3. Мемориальная доска воину-интернационалисту Бисилову Н.-А.Ш.- вновь выявленный объект культурного наследия, расположен а. Гюрюльдеук, СОШ. 4. Памятник погибшим односельчанам - выявленный объект культурного наследия, расположен а. Гюрюльдеук, западная окраина аула. Перечисленные объекты на балансе администрации Гюрюльдеукского сельского поселения не состоят. Органом местного самоуправления не принято никаких мер, регламентированных законом и направленных на регистрацию права собственности на перечисленные объекты. Поскольку собственника объектов культурного наследия не имеется, это приводит к отсутствию контроля за их состоянием, разрушению и вследствие этого, к нарушению конституционного права граждан на доступ к культурным ценностям. В судебном заседании прокурор Зиздок С.В. поддержала заявление Усть-Джегутинского межрайонного прокурора и просила его удовлетворить. Представитель заинтересованного лица - Глава администрации Гюрюльдеукского сельского поселения Айбазов А.Х., признал заявление прокурора, подтвердил, что действительно на территории Гюрюльдеукского сельского поселения имеются объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации: Памятник жертвам политических репрессий; Мемориальная доска воину-интернационалисту Кочкарову Н.Н; Мемориальная доска воину-интернационалисту Бисилову Н.-А.Ш; Памятник погибшим односельчанам. Считает заявление прокурора законным и обоснованным. Представитель третьего лица - Управления Карачаево-Черкесской Республики по сохранению, использованию и популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в судебное заседание не явился, хотя был надлежащим образом уведомлен о времени и месте слушания дела и не представил суд сведений, свидетельствующих об уважительности причин неявки в судебное заседание. По правилам ч.3 ст.167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. На основании изложенного, дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица. Заслушав прокурора, представителя заинтересованного лица - администрации Гюрюльдеукского сельского поселения Айбазова А.Х., исследовав письменные доказательства, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Памятник жертвам политических репрессий; Мемориальная доска воину-интернационалисту Кочкарову Н.Н; Мемориальная доска воину-интернационалисту Бисилову Н.-А. Ш; Памятник погибшим односельчанам, расположенные на территории Гюрюльдеукского сельского поселения на балансе администрации сельского поселения не состоят. Федеральный закон №73 от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Согласно статьи 3 указанного выше Закона к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. Статья 6 Закона указывает, что под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом. К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия согласно ст. 9.3 Закона относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов, государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения. Источники финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия являются, в данном случае местные бюджеты. Пунктом 13 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от (дата обезличена) к вопросам местного значения поселения, в том числе относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения. Согласно изученных в процессе судебного следствия материалов дела, установлено, что на территории Гюрюльдеукского сельского поселения находятся памятники: Памятник жертвам политических репрессий; Мемориальная доска воину-интернационалисту Кочкарову Н.Н; Мемориальная доска воину-интернационалисту Бисилову Н.-А. Ш; Памятник погибшим односельчанам. Указанные объекты на балансе администрации Гюрюльдеукского сельского поселения не состоят, о чем свидетельствует объяснения представителя администрации Айбазова А.Х. Установлено и не оспаривалось участниками судебного заседания то, что фактически памятники: Памятник жертвам политических репрессий; Мемориальная доска воину-интернационалисту Кочкарову Н.Н; Мемориальная доска воину-интернационалисту Бисилову Н.-А. Ш; Памятник погибшим односельчанам - являются бесхозными, и в Едином государственном реестре объектов недвижимого имущества не состоят. Согласно ст. 7.1 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 20.06.2006 № 36-РЗ (ред. от 29.12.2009) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Карачаево-Черкесской Республики" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:1) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений и городских округов; 2) государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения; 3) определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения. По смыслу приведенных выше норм в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. При этом обязанность по сохранению и охране объектов культурного наследия возложена на органы местного самоуправления в собственности и на территории, которых находятся указанные объекты. Вышеуказанное положение вещей является недопустимым и противоречит задачам сохранения военно-исторического наследия и увековечения Победы советского народа в Великой Отечественной Войне, а также сохранения памяти страданиям, перенесенным жертвами политических репрессий. Анализ вышеизложенного, позволяет сделать вывод о том, что администрация Гюрюльдеукского сельского поселения бездействовала и не принимала мер к сохранению, использованию, популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, что нашло свое подтверждение в судебном заседании. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Заявление Усть-Джегутинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Гюрюльдеукского сельского поселения о признании её бездействие по не принятию мер по постановке объектов культурного наследия на учет, непринятии мер по включению в единый государственный реестр объектов культурного наследия, непринятии мер по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия, непринятии мер по регистрации права собственности на объекты культурного наследия незаконным и обязании её принять меры по постановке объектов культурного наследия на учет, произвести регистрацию права собственности, включить объекты культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия, организовать разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия удовлетворить. Признать бездействие администрации Гюрюльдеукского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по постановке бесхозяйного имущества - объектов культурного наследия: Памятник жертвам политических репрессий; Мемориальная доска воину-интернационалисту Кочкарову Н.Н.; Мемориальная доска воину-интернационалисту Бисилову Н.-А. Ш.; Памятник погибшим односельчанам на учёт, непринятии мер по включению в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также непринятии мер по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" незаконным. Признать бездействие администрации Гюрюльдеукского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по регистрации права собственности на следующие объекты культурного наследия: Памятник жертвам политических репрессий и Памятник погибшим односельчанам, в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" незаконным. Обязать администрацию Гюрюльдеукского сельского поселения принять меры по постановке следующих объектов культурного наследия: Памятник жертвам политических репрессий и Памятник погибшим односельчанам на учёт в Управлении Росреестра по Карачаево-Черкесской Республике и произвести регистрацию права собственности на объекты культурного наследия. Обязать администрацию Гюрюльдеукского сельского поселения принять меры по включению следующих объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации: Памятник жертвам политических репрессий; Мемориальная доска воину-интернационалисту Кочкарову Н.Н.; Мемориальная доска воину-интернационалисту Бисилову Н.-А. Ш.; Памятник погибшим односельчанам. Обязать администрацию Гюрюльдеукского сельского поселения организовать разработку проектов зон охраны следующих объектов культурного наследия: Памятник жертвам политических репрессий; Мемориальная доска воину-интернационалисту Кочкарову Н.Н.; Мемориальная доска воину-интернационалисту Бисилову Н.-А. Ш.; Памятник погибшим односельчанам. Копию настоящего решения для устранения допущенного нарушения направить в администрацию Гюрюльдеукского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района КЧР в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу. На решение может быть подана кассационная жалоба в течение 10 дней со дня оглашения в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики через Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики. Решение отпечатано в совещательной комнате на компьютере, собственноручно, в единственном экземпляре. Судья Усть-Джегутинского районного суда Карачаево-Черкесской Республики подпись Катчиева З.И.