Решение от 25 июля 2011 года по делу № 2-510/2011



Дело №2-510/2011

Р Е Ш Е Н И Е

          И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

25 июля 2011года                                                                              город Усть-Джегута

Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего - судьи Катчиевой З.И.,

при секретаре судебного заседания Салпагаровой Л.А.,

с участием:

прокурора - помощника Усть-Джегутинского межрайонного прокурора Зиздок С.В.,

заинтересованного лица - представителя администрации Усть-Джегутинского городского поселения - Семенова А.А., представившего доверенность (номер обезличен) от (дата обезличена),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Усть-Джегутинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Усть-Джегутинского городского поселения о признании её бездействие по не принятию мер по постановке объектов культурного наследия на учет, непринятии мер по включению в единый государственный реестр объектов культурного наследия, непринятии мер по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия, непринятии мер по регистрации права собственности на объекты культурного наследия незаконным и обязании её принять меры по постановке объектов культурного наследия на учет, произвести регистрацию права собственности, включить объекты культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия, организовать разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия,

у с т а н о в и л:

Усть-Джегутинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к администрации Усть-Джегутинского городского поселения о признании её бездействие по не принятию мер по постановке объектов культурного наследия на учет, непринятии мер по включению в единый государственный реестр объектов культурного наследия, непринятии мер по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия, непринятии мер по регистрации права собственности на объекты культурного наследия незаконным и обязании её принять меры по постановке объектов культурного наследия на учет, произвести регистрацию права собственности, включить объекты культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия, организовать разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия, в котором просил суд:

- признать бездействие администрации Усть-Джегутинского городского поселения, выразившееся в непринятии мер по постановке бесхозяйного имущества - объектов культурного наследия: Братская могила советских воинов, погибших в борьбе с фашистами; Обелиск работникам милиции; Памятник воинам-интернационалистам; Памятник ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС; Памятник В.И. Ленину; Памятник репрессированному казачеству - вновь выявленный объект культурного наследия; Мемориальный комплекс воинам района, погибшим в годы ВОВ на учёт, непринятии мер по включению в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также непринятии мер по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ           "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", незаконным.

- признать бездействие администрации Усть-Джегутинского городского поселения, выразившееся в непринятии мер по регистрации права собственности на следующие объекты культурного наследия: Братская могила советских воинов, погибших в борьбе с фашистами; Обелиск работникам милиции; Памятник воинам-интернационалистам; Памятник ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС; Памятник В.И. Ленину; Памятник репрессированному казачеству; Мемориальный комплекс воинам района, погибшим в годы ВОВ, незаконным.

- обязать администрацию Усть-Джегутинского городского поселения принять меры по постановке объектов культурного наследия на учёт в Управлении Росреестра по Карачаево-Черкесской Республике и произвести регистрацию права собственности на объекты культурного наследия: Братская могила советских воинов, погибших в борьбе с фашистами; Обелиск работникам милиции; Памятник воинам-интернационалистам; Памятник ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС; Памятник В.И. Ленину; Памятник репрессированному казачеству; Мемориальный комплекс воинам района, погибшим в годы ВОВ.

- обязать администрацию Усть-Джегутинского городского поселения принять меры по включению следующих объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации: Памятник воинам-интернационалистам; Памятник ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС - вновь выявленный объект культурного наследия; Памятник В.И. Ленину; Памятник репрессированному казачеству; Мемориальный комплекс воинам района, погибшим в годы ВОВ; Мемориальная доска Тебуеву А.М; Мемориальная доска, вернувшимся с депортации карачаевцам в 1957 г.

- обязать администрацию Усть-Джегутинского городского поселения организовать разработку проектов зон охраны следующих объектов культурного наследия: Братская могила советских воинов, погибших в борьбе с фашистами; Обелиск работникам милиции; Памятник воинам-интернационалистам; Памятник ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС; Памятник В.И. Ленину; Памятник репрессированному казачеству; Мемориальный комплекс воинам района, погибшим в годы ВОВ.

Заявление обоснованно тем, что Усть-Джегутинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения сохранности культурных ценностей на территории Усть-Джегутинского муниципального района. В ходе проверки выявлено, что на территории Усть-Джегутинского городского поселения расположены следующие памятники:

1. Братская могила советских воинов, погибших в борьбе с фашистами - зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия код памятника (номер обезличен), расположен г. Усть-Джегута, центральный парк;

2. Обелиск работникам милиции - зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия код памятника (номер обезличен), расположен г. Усть-Джегута РОВД;

3. Памятник воинам-интернационалистам - вновь выявленный объект культурного наследия, расположен г. Усть-Джегута, центральный парк.

4. Памятник ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС - вновь выявленный объект культурного наследия, расположен г. Усть-Джегута, центральный парк.

5. Памятник В.И. Ленину - вновь выявленный объект культурного наследия, расположен г. Усть-Джегута, центральная площадь.

6. Памятник репрессированному казачеству - вновь выявленный объект культурного наследия, расположен г.Усть-Джегута, центральный парк, установленный в соответствии с Законом РСФСР от 26 апреля 1991 г. N 1107-I "О реабилитации репрессированных народов".

7. Мемориальный комплекс воинам района, погибшим в годы ВОВ - вновь выявленный объект культурного наследия, расположен г. Усть-Джегута, центральный парк.

8. Мемориальная доска Тебуеву А.М. - вновь выявленный объект культурного наследия, расположен г. Усть-Джегута РОВД.

9. Мемориальная доска, вернувшимся с депортации карачаевцам в 1957 г.- вновь выявленный объект культурного наследия, расположен г.Усть-Джегута, железнодорожный вокзал, установленная в соответствии с Законом РФ от 18 октября 1991 г. N 1761-I "О реабилитации жертв политических репрессий" гражданам подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года.

Перечисленные объекты на балансе администрации Усть-Джегутинского городского поселения не состоят. Органом местного самоуправления не принято никаких мер, регламентированных законом и направленных на регистрацию права собственности на перечисленные объекты. Поскольку собственника объектов культурного наследия не имеется, это приводит к отсутствию контроля за их состоянием, разрушению и вследствие этого, к нарушению конституционного права граждан на доступ к культурным ценностям.

В судебном заседании прокурор Зиздок С.В. поддержала заявление Усть-Джегутинского межрайонного прокурора и просила его удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица - администрации Усть-Джегутинского городского поселения Семенов А.А., признал заявление прокурора, подтвердил, что действительно на территории Усть-Джегутинского городского поселения имеются объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации: Братская могила советских воинов, погибших в борьбе с фашистами; Обелиск работникам милиции; Памятник воинам-интернационалистам; Памятник ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС; Памятник В.И. Ленину; Памятник репрессированному казачеству; Мемориальный комплекс воинам района, погибшим в годы ВОВ; Мемориальная доска Тебуеву А.М; Мемориальная доска, вернувшимся с депортации карачаевцам в 1957 г. Считает заявление прокурора законным и обоснованным.

Представитель третьего лица - Управления Карачаево-Черкесской Республики по сохранению, использованию и популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в судебное заседание не явился, хотя был надлежащим образом уведомлен о времени и месте слушания дела и не представил суд сведений, свидетельствующих об уважительности причин неявки в судебное заседание.

По правилам ч.3 ст.167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

На основании изложенного, дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.

Заслушав прокурора, представителя заинтересованного лица - администрации Усть-Джегутинского городского поселения Семенова А.А., исследовав письменные доказательства, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Братская могила советских воинов, погибших в борьбе с фашистами; Обелиск работникам милиции; Памятник воинам-интернационалистам; Памятник ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС; Памятник В.И. Ленину; Памятник репрессированному казачеству; Мемориальный комплекс воинам района, погибшим в годы ВОВ; Мемориальная доска Тебуеву А.М., Мемориальная доска, вернувшимся с депортации карачаевцам в 1957 г., расположенные на территории Усть-Джегутинского городского поселения на балансе администрации городского поселения не состоят.

Федеральный закон №73 от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно статьи 3 указанного выше Закона к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Статья 6 Закона указывает, что под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия согласно ст. 9.3 Закона относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов, государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения.

Источники финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия являются, в данном случае местные бюджеты.

Пунктом 13 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 к вопросам местного значения поселения, в том числе относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.

Согласно изученных в процессе судебного следствия материалов дела, установлено, что на территории Усть-Джегутинского городского поселения находятся памятники: Братская могила советских воинов, погибших в борьбе с фашистами; Обелиск работникам милиции; Памятник воинам-интернационалистам; Памятник ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС; Памятник В.И. Ленину; Памятник репрессированному казачеству; Мемориальный комплекс воинам района, погибшим в годы ВОВ; Мемориальная доска Тебуеву А.М; Мемориальная доска, вернувшимся с депортации карачаевцам в 1957 г.

Указанные объекты на балансе администрации Усть-Джегутинского городского поселения не состоят, о чем свидетельствует объяснения представителя администрации Семенова А.А.

Установлено и не оспаривалось участниками судебного заседания то, что фактически памятники: Братская могила советских воинов, погибших в борьбе с фашистами; Обелиск работникам милиции; Памятник воинам-интернационалистам; Памятник ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС; Памятник В.И. Ленину; Памятник репрессированному казачеству; Мемориальный комплекс воинам района, погибшим в годы ВОВ; Мемориальная доска Тебуеву А.М; Мемориальная доска, вернувшимся с депортации карачаевцам в 1957 г. - являются бесхозными, и в Едином государственном реестре объектов недвижимого имущества не состоят.

Согласно ст. 7.1 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 20.06.2006 № 36-РЗ (ред. от 29.12.2009) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Карачаево-Черкесской Республики" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:1) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений и городских округов; 2) государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения; 3) определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения.

По смыслу приведенных выше норм в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

При этом обязанность по сохранению и охране объектов культурного наследия возложена на органы местного самоуправления в собственности и на территории, которых находятся указанные объекты.

Вышеуказанное положение вещей является недопустимым и противоречит задачам сохранения военно-исторического наследия и увековечения Победы советского народа в Великой Отечественной Войне, а также сохранения памяти страданиям, перенесенным жертвами политических репрессий.

Анализ вышеизложенного, позволяет сделать вывод о том, что администрация Усть-Джегутинского городского поселения бездействовала и не принимала мер к сохранению, использованию, популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, что нашло свое подтверждение в судебном заседании.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявление Усть-Джегутинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Усть-Джегутинского городского поселения о признании её бездействие по не принятию мер по постановке объектов культурного наследия на учет, непринятии мер по включению в единый государственный реестр объектов культурного наследия, непринятии мер по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия, непринятии мер по регистрации права собственности на объекты культурного наследия незаконным и обязании её принять меры по постановке объектов культурного наследия на учет, произвести регистрацию права собственности, включить объекты культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия, организовать разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия удовлетворить.

Признать бездействие администрации Усть-Джегутинского городского поселения, выразившееся в непринятии мер по постановке бесхозяйного имущества - объектов культурного наследия: Братская могила советских воинов, погибших в борьбе с фашистами; Обелиск работникам милиции; Памятник воинам-интернационалистам; Памятник ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС; Памятник В.И. Ленину; Памятник репрессированному казачеству - вновь выявленный объект культурного наследия; Мемориальный комплекс воинам района, погибшим в годы ВОВ на учёт, непринятии мер по включению в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также непринятии мер по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", незаконным.

Признать бездействие администрации Усть-Джегутинского городского поселения, выразившееся в непринятии мер по регистрации права собственности на следующие объекты культурного наследия: Братская могила советских воинов, погибших в борьбе с фашистами; Обелиск работникам милиции; Памятник воинам-интернационалистам; Памятник ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС; Памятник В.И. Ленину; Памятник репрессированному казачеству; Мемориальный комплекс воинам района, погибшим в годы ВОВ, незаконным.

Обязать администрацию Усть-Джегутинского городского поселения принять меры по постановке объектов культурного наследия на учёт в Управлении Росреестра по Карачаево-Черкесской Республике и произвести регистрацию права собственности на объекты культурного наследия: Братская могила советских воинов, погибших в борьбе с фашистами; Обелиск работникам милиции; Памятник воинам-интернационалистам; Памятник ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС; Памятник В.И. Ленину; Памятник репрессированному казачеству; Мемориальный комплекс воинам района, погибшим в годы ВОВ.

Обязать администрацию Усть-Джегутинского городского поселения принять меры по включению следующих объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации: Памятник воинам-интернационалистам; Памятник ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС - вновь выявленный объект культурного наследия; Памятник В.И. Ленину; Памятник репрессированному казачеству; Мемориальный комплекс воинам района, погибшим в годы ВОВ; Мемориальная доска Тебуеву А.М.; Мемориальная доска, вернувшимся с депортации карачаевцам в 1957 г.

Обязать администрацию Усть-Джегутинского городского поселения организовать разработку проектов зон охраны следующих объектов культурного наследия: Братская могила советских воинов, погибших в борьбе с фашистами; Обелиск работникам милиции; Памятник воинам-интернационалистам; Памятник ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС; Памятник В.И. Ленину; Памятник репрессированному казачеству; Мемориальный комплекс воинам района, погибшим в годы ВОВ.

Копию настоящего решения для устранения допущенного нарушения направить в администрацию Усть-Джегутинского городского поселения в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана кассационная жалоба в течение 10 дней со дня оглашения в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики через Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики.

Решение отпечатано в совещательной комнате на компьютере, собственноручно, в единственном экземпляре.

Судья Усть-Джегутинского районного суда

Карачаево-Черкесской Республики                               подпись               Катчиева З.И.