Решение от 08 августа 2011 года по делу № 2-513/2011



Дело №2-513/2011

Р Е Ш Е Н И Е

           И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

08 августа 2011года                                                                                   город Усть-Джегута

Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего - судьи Хачирова З.Б.,

при секретаре судебного заседания Узденовой З.М.,

с участием:

прокурора - старшего помощника Усть-Джегутинского межрайонного прокурора Кожевниковой Т.В.,

заинтересованного лица - Главы администрации Красногорского сельского поселения - Этемез В.Н., представившая решения о назначении главы администрации Красногорского сельского поселения №04 от 22 апреля 2007 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Усть-Джегутинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Красногорского сельского поселения о признании её бездействие по не принятию мер по постановке объектов культурного наследия на учет, непринятии мер по включению в единый государственный реестр объектов культурного наследия, непринятии мер по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия, непринятии мер по регистрации права собственности на объекты культурного наследия незаконным и обязании её принять меры по постановке объектов культурного наследия на учет, произвести регистрацию права собственности, включить объекты культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия, организовать разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия,

у с т а н о в и л:

Усть-Джегутинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к администрации Красногорского сельского поселения о признании её бездействие по не принятию мер по постановке объектов культурного наследия на учет, непринятии мер по включению в единый государственный реестр объектов культурного наследия, непринятии мер по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия, непринятии мер по регистрации права собственности на объекты культурного наследия незаконным и обязании её принять меры по постановке объектов культурного наследия на учет, произвести регистрацию права собственности, включить объекты культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия, организовать разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия, в котором просил суд:

- признать бездействие администрации Красногорского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по постановке бесхозяйного имущества - объектов культурного наследия: Памятник воинам-односельчанам, павшим в годы ВОВ и Братской могилы советских воинов, погибших в борьбе с фашистами на учет, непринятия мер по включению в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также непринятии мер по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ             "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", незаконным.

- признать бездействие администрации Красногорского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по регистрации права собственности на следующие объекты культурного наследия: Памятник воинам-односельчанам, павшим в годы ВОВ и Братской могилы советских воинов, погибших в борьбе с фашистами, в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", незаконным.

- обязать администрацию Красногорского сельского поселения принять меры по постановке следующих объектов культурного наследия: Памятника воинам-односельчанам, павшим в годы ВОВ и Братской могилы советских воинов, погибших в борьбе с фашистами на учёт в Управлении Росреестра по Карачаево-Черкесской Республике и произвести регистрацию права собственности на объекты культурного наследия.

- обязать администрацию Красногорского сельского поселения принять меры по включению Братской могилы советских воинов, погибших в борьбе с фашистами в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

- обязать администрацию Красногорского сельского поселения организовать разработку проектов зон охраны следующих объектов культурного наследия: Памятника воинам-односельчанам, павшим в годы ВОВ и Братской могилы советских воинов, погибших в борьбе с фашистами.

Заявление обоснованно тем, что Усть-Джегутинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения сохранности культурных ценностей на территории Усть-Джегутинского муниципального района. В ходе проверки выявлено, что на территории Красногорского сельского поселения расположены следующие памятники:

1. Памятник воинам-односельчанам, павшим в годы ВОВ зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия 9100274000, расположен ст. Красногорская, центр.

2. Братская могила советских воинов, погибших в борьбе с фашистами - вновь выявленный объект культурного наследия, расположен ст. Красногорская, центр.

Перечисленные объекты на балансе администрации Красногорского сельского поселения не состоят. Органом местного самоуправления не принято никаких мер, регламентированных законом и направленных на регистрацию права собственности на перечисленные объекты. Поскольку собственника объектов культурного наследия не имеется, это приводит к отсутствию контроля за их состоянием, разрушению и вследствие этого, к нарушению конституционного права граждан на доступ к культурным ценностям.

В судебном заседании прокурор Кожевникова Т.В. поддержала заявление Усть-Джегутинского межрайонного прокурора и просила его удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица - Глава администрации Красногорского сельского поселения Этемез В.Н., признала заявление прокурора, подтвердила, что действительно на территории Красногорского сельского поселения имеются объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации: Памятник воинам-односельчанам, павшим в годы ВОВ; Братская могила советских воинов, погибших в борьбе с фашистами. Считает заявление прокурора законным и обоснованным.

Представитель третьего лица - Управления Карачаево-Черкесской Республики по сохранению, использованию и популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в судебное заседание не явился, хотя был надлежащим образом уведомлен о времени и месте слушания дела и не представил суд сведений, свидетельствующих об уважительности причин неявки в судебное заседание.

По правилам ч.3 ст.167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

На основании изложенного, дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.

Заслушав прокурора, представителя заинтересованного лица - администрации Красногорского сельского поселения Этемез В.Н., исследовав письменные доказательства, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Памятник воинам-односельчанам, павшим в годы ВОВ; Братская могила советских воинов, погибших в борьбе с фашистами, расположенные на территории Красногорского сельского поселения на балансе администрации сельского поселения не состоят.

Федеральный закон №73 от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно статьи 3 указанного выше Закона к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Статья 6 Закона указывает, что под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия согласно ст. 9.3 Закона относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов, государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения.

Источники финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия являются, в данном случае местные бюджеты.

Пунктом 13 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 к вопросам местного значения поселения, в том числе относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.

Согласно изученных в процессе судебного следствия материалов дела, установлено, что на территории Красногорского сельского поселения находятся памятники: Памятник воинам-односельчанам, павшим в годы ВОВ; Братская могила советских воинов, погибших в борьбе с фашистами.

Указанные объекты на балансе администрации Красногорского сельского поселения не состоят, о чем свидетельствует объяснения представителя администрации Этемез В.Н.

Установлено и не оспаривалось участниками судебного заседания то, что фактически памятники: Памятник воинам-односельчанам, павшим в годы ВОВ; Братская могила советских воинов, погибших в борьбе с фашистами - являются бесхозными, и в Едином государственном реестре объектов недвижимого имущества не состоят.

Согласно ст. 7.1 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 20.06.2006 № 36-РЗ (ред. от 29.12.2009) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Карачаево-Черкесской Республики" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:1) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений и городских округов; 2) государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения; 3) определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения.

По смыслу приведенных выше норм в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

При этом обязанность по сохранению и охране объектов культурного наследия возложена на органы местного самоуправления в собственности и на территории, которых находятся указанные объекты.

Вышеуказанное положение вещей является недопустимым и противоречит задачам сохранения военно-исторического наследия и увековечения Победы советского народа в Великой Отечественной Войне, а также сохранения памяти страданиям, перенесенным жертвами политических репрессий.

Анализ вышеизложенного, позволяет сделать вывод о том, что администрация Красногорского сельского поселения бездействовала и не принимала мер к сохранению, использованию, популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, что нашло свое подтверждение в судебном заседании.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявление Усть-Джегутинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Красногорского сельского поселения о признании её бездействие по не принятию мер по постановке объектов культурного наследия на учет, непринятии мер по включению в единый государственный реестр объектов культурного наследия, непринятии мер по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия, непринятии мер по регистрации права собственности на объекты культурного наследия незаконным и обязании её принять меры по постановке объектов культурного наследия на учет, произвести регистрацию права собственности, включить объекты культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия, организовать разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия удовлетворить.

Признать бездействие администрации Красногорского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по постановке бесхозяйного имущества - объектов культурного наследия: Памятник воинам-односельчанам, павшим в годы ВОВ и Братской могилы советских воинов, погибших в борьбе с фашистами на учет, непринятия мер по включению в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также непринятии мер по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ             "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", незаконным.

Признать бездействие администрации Красногорского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по регистрации права собственности на следующие объекты культурного наследия: Памятник воинам-односельчанам, павшим в годы ВОВ и Братской могилы советских воинов, погибших в борьбе с фашистами, в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", незаконным.

Обязать администрацию Красногорского сельского поселения принять меры по постановке следующих объектов культурного наследия: Памятника воинам-односельчанам, павшим в годы ВОВ и Братской могилы советских воинов, погибших в борьбе с фашистами на учёт в Управлении Росреестра по Карачаево-Черкесской Республике и произвести регистрацию права собственности на объекты культурного наследия.

Обязать администрацию Красногорского сельского поселения принять меры по включению Братской могилы советских воинов, погибших в борьбе с фашистами в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Обязать администрацию Красногорского сельского поселения организовать разработку проектов зон охраны следующих объектов культурного наследия: Памятника воинам-односельчанам, павшим в годы ВОВ и Братской могилы советских воинов, погибших в борьбе с фашистами.

Копию настоящего решения для устранения допущенного нарушения направить в администрацию Красногорского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района КЧР в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана кассационная жалоба в течение 10 дней со дня оглашения в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики через Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики.

Решение отпечатано в совещательной комнате на компьютере, собственноручно, в единственном экземпляре.

Председательствующий - судья:                           подпись                                 З.Б. Хачиров

.

.

.

.

.

.в