дело №2-493/2011 Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И 23 августа 2011 года город Усть-Джегута Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего - судьи Катчиевой З.И., при секретаре судебного заседания Салпагаровой Л.А., с участием: прокурора - помощника Усть-Джегутинского прокурора Зиздок С.В., представителя ответчика - администрации Усть-Джегутинского муниципального района - начальника правового отдела Джабаева Ш.М., действующего на основании доверенности (номер обезличен) от (дата обезличена), представителя третьего лица - Отдела надзорной деятельности по Усть-Джегутинскому району УНД ГУ МЧС России по Карачаево-Черкесской Республике - Болурова Э.М., представившего доверенность (номер обезличен) от (дата обезличена), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Усть-Джегутинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Усть-Джегутинского муниципального района о признании её бездействие по не принятию мер для создания и функционирования Единой дежурной-диспетчерской службы Усть-Джегутинского муниципального района незаконным и обязании её профинансировать мероприятия по созданию и функционированию Единой дежурной-диспетчерской службы Усть-Джегутинского муниципального района, у с т а н о в и л: Усть-Джегутинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Усть-Джегутинского муниципального района о признании её бездействие по не принятию мер для создания и функционирования Единой дежурной-диспетчерской службы Усть-Джегутинского муниципального района незаконным и обязании её профинансировать мероприятия по созданию и функционированию Единой дежурной-диспетчерской службы Усть-Джегутинского муниципального района, указывая следующее. На территории Усть-Джегутинского муниципального района не создана Единая дежурно-диспетчерская служба (далее - ЕДДС). Администрацией Усть-Джегутинского муниципального района не разработано Положение о ЕДДС, а также не принимаются меры по финансированию затрат на обеспечение мероприятий по созданию и организации деятельности ЕДДС Усть-Джегутинского муниципального района. Усть-Джегутинский межрайонный прокурор в судебном заседании увеличил исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ, окончательно прося суд: - признать бездействие администрации Усть-Джегутинского муниципального района по не принятию мер для создания и функционирования Единой дежурно-диспетчерской службы Усть-Джегутинского муниципального района незаконным; - обязать администрацию Усть-Джегутинского муниципального района профинансировать мероприятия по созданию и функционированию Единой дежурно-диспетчерской службы Усть-Джегутинского муниципального района; - обязать администрацию Усть-Джегутинского муниципального района создать Единую дежурно-диспетчерскую службу Усть-Джегутинского муниципального района. В судебном заседании прокурор - помощник Усть-Джегутинского межрайонного прокурора Зиздок С.В., поддержала исковое заявление по изложенным в нем основаниям и просила удовлетворить его. Представитель администрации Усть-Джегутинского муниципального района Джабаев Ш.М. не признал исковые требования и показал суду, что из-за отсутствия в бюджете денежных средств администрация района не располагает возможностью создания ЕДДС. Вместе с тем администрация района начала создавать правовую базу создания ЕДДС, то есть уже разработан проект постановления «О создании Единой дежурно-диспетчерской службы Усть-Джегутинского муниципального района» и уже подыскиваются помещения для работы службы. Представитель третьего лица - Отдела надзорной деятельности по Усть-Джегутинскому району УНД ГУ МЧС России по Карачаево-Черкесской Республике - Болуров Э.М., в судебном заседании поддержал требования прокурора, поскольку бездействие администрации Усть-Джегутинского муниципального района в части не принятия мер, направленных на создание и организацию деятельности Единой дежурно-диспетчерской службы в муниципальном районе, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц - жителей Усть-Джегутинского муниципального района, создает потенциальную угрозу безопасности населения, их жизни и здоровья в случае природного или техногенного катаклизма, в том числе в случае террористического акта. Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд считает исковые требования прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ч.2 ст.11 Федерального Закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Согласно ст.4 вышеуказанного Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах объединяет Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). В соответствии с Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 года №794 на муниципальном уровне постоянно действующими органами управления РСЧС являются органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления. Согласно п.11 данного Положения органами повседневного управления единой системы на муниципальном уровне являются ЕДДС, компетенция и полномочия которых определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления. Аналогичные положения содержит Постановление Правительства КЧР от 19.11.2010 года N 442 "О Карачаево-Черкесской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", согласно которому территориальная подсистема создается для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах территории КЧР и состоит из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению республики, в число которых входит звено Карачаево-Черкесской территориальной подсистемы "Усть-Джегутинский район". Помимо вышеперечисленного 19.11.2010 года заместителем Председателя Правительства КЧР - Председателем комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности КЧР утвержден план мероприятий по созданию и развитию ЕДДС на штатной основе в муниципальных образованиях КЧР. Согласно данному Плану руководители органов местного самоуправления в срок до 2 квартала 2011 года должны подготовить объекты инфраструктуры (помещения) для размещения создаваемых ЕДДС, подготовить и принять нормативно-правовые акты, определяющие порядок и сроки создания ЕДДС, правовой статус, полномочия, порядок функционирования и финансирования создаваемых ЕДДС и т.д. Кроме того, постановлением Президиума Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 28.09.2010 года N113 утвержден Порядок организации информационного обмена и информирования населения в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории КЧР. Пунктом 6.2 данного Порядка также определено, что органами повседневного управления РСЧС на территории КЧР на муниципальном уровне являются ЕДДС муниципальных образований. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 года №894 «Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи и о назначении единого номера вызова экстренных служб» в состав таких служб входят: служба пожарной охраны, служба реагирования в чрезвычайных ситуациях, служба милиции, служба скорой медицинской помощи, аварийная служба газовой сети, служба «Антитеррор». Из вышеуказанного перечня экстренных служб в Усть-Джегутинском муниципальном районе осуществляют свою деятельность: Пожарная часть №10 ГУ «ЦУКС МЧС России по КЧР», Отдел надзорной деятельности по Усть-Джегутинскому району УНД ГУ МЧС России по КЧР, ОВД по Усть-Джегутинскому району, служба скорой помощи МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ», аварийная газовая служба ЗАО «Карачаево-Черкесскгаз» (Усть-Джегутинский участок). Также 09.11.1999 года постановлением Госстандарта РФ утвержден Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 22.7.01-99 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения" (далее - ГОСТ Р 22.7.01-99), который устанавливает состав решаемых задач, структуру и порядок функционирования ЕДДС города, района в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации. В соответствии с п.3.7 ГОСТ Р 22.7.01-99 ЕДДС города создается при городском органе управления ГОЧС. В крупных городах, имеющих в своем составе административные округа или (и) муниципальные районы, при соответствующих органах управления могут создаваться окружные или (и) районные ЕДДС. В небольших городах и сельских районах, в которых отсутствует орган управления ГОЧС, ЕДДС может создаваться при органе местного самоуправления. В соответствии с п.п.3.9, 3.10 ГОСТ Р 22.7.01-99 ЕДДС должна включать в себя дежурно-диспетчерский персонал, пункт управления, технические средства управления, связи и оповещения. В составе дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС должны быть предусмотрены оперативные дежурные смены из расчета несения круглосуточного дежурства. В каждую смену должны быть включены старший оперативный дежурный и его помощник. Положения ГОСТ Р 22.7.01-99 обязательны в том числе для органов местного самоуправления. Таким образом, действующее законодательство возлагает обязанность на муниципальное образование организовать в своей структуре единую дежурно-диспетчерскую службу. Однако, в нарушение указанных требований федерального и регионального законодательства, администрация Усть-Джегутинского муниципального района не принимает меры, направленные на финансирование для создания деятельности Единой дежурно-диспетчерской службы в Усть-Джегутинском муниципальном районе. Положение о Единой дежурно-диспетчерской службе Усть-Джегутинского муниципального района не принято. Согласно сообщению главы администрации Усть-Джегутинского муниципального района из-за отсутствия в бюджете денежных средств администрация района не располагает возможностью создания ЕДДС, в настоящее время рассматриваются различные предложения для решения указанного вопроса. Таким образом, судом установлено, что в нарушение требований федерального и регионального законодательства на территории Усть-Джегутинского муниципального района не осуществляет свою деятельность ЕДДС. На основании изложенного, суд считает, что заявление Усть-Джегутинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, подлежит удовлетворению. В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 333.36 НК РФ прокурор, обращающийся в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований освобожден от уплаты госпошлины при подаче заявления в суд. В силу пункта 19 части 1 статьи 333.36 НК РФ от уплаты госпошлины освобождены государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, стороны освобождены от уплаты государственной пошлины. В соответствии с частью 4 статьи 103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета. В силу изложенного государственная пошлина должна быть отнесена за счет бюджета. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковое заявление Усть-Джегутинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Усть-Джегутинского муниципального района о признании её бездействие по не принятию мер для создания и функционирования Единой дежурной-диспетчерской службы Усть-Джегутинского муниципального района незаконным, обязании её профинансировать мероприятия по созданию и функционированию Единой дежурной-диспетчерской службы Усть-Джегутинского муниципального района и создать Единую дежурно-диспетчерскую службу Усть-Джегутинского муниципального района удовлетворить. Признать бездействие администрации Усть-Джегутинского муниципального района по не принятию мер для создания и функционирования Единой дежурно-диспетчерской службы Усть-Джегутинского муниципального района незаконным. Обязать администрацию Усть-Джегутинского муниципального района профинансировать мероприятия по созданию и функционированию Единой дежурно-диспетчерской службы Усть-Джегутинского муниципального района. Обязать администрацию Усть-Джегутинского муниципального района создать Единую дежурно-диспетчерскую службу Усть-Джегутинского муниципального района. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики через Усть-Джегутинский районный суд в течение десяти дней. Решение отпечатано на компьютере в совещательной комнате. Судья Усть-Джегутинского районного суда Карачаево-Черкесской Республики подпись Катчиева З.И.