Решение от 14 октября 2011 года по делу № 2-723/2011



дело № 2-723/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Усть-Джегута                                                             14 октября 2011 года

Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего судьи - Айбазовой И.Ю.,

при секретаре судебного заседания Эрикеновой С.Р.

с участием:

истца - Байрамкулова З.Х-К.,

представителя истца - адвоката КЧР КА № 1 по Усть-Джегутинскому району Гербековой Л.К. представившей удостоверение № 08 от 13.03.2009 года и ордер № 081088 от 14 октября 2011 года,

представителя ответчика - Усть-Джегутинской межрайонной прокуратуры - заместителя Усть-Джегутинского межрайонного прокурора Асланукова С.Х.

представителя соответчика - Министерства финансов РФ - Байрамуковой Л.М., выступающей по доверенностям № 01-06-08/72 от 11.01.2010 года и 1-1023 от 25.03.2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Байрамкулова З.Х-К. к Усть-Джегутинской межрайонной прокуратуре о компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

В Усть-Джегутинский районный суд поступило исковое заявление Байрамкулова З.Х-К. к Усть-Джегутинскому межрайонному прокурору о взыскании компенсации морального вреда.

В ходе предварительного судебного заседания в качестве соответчика по делу привлечено Министерство финансов РФ.

Исковые требования Байрамкулов З.Х-К. поддержал в полном объеме и пояснил, что в результате систематического бездействия прокурора произвольно и грубо нарушаются его права, предусмотренные законом, ущемляются права и свободы, гарантированные российским и международным правом. Прокурор не желает проверять законность действия персонала изолятора временного содержания Усть-Джегутинского РОВД, которые вопреки законам России содержали его в ИВС без судебного постановления в период с 04.11.2010 года по 09.11.2010 года. Считает, что он нравственно пострадал, обращался к сотрудникам ИВС, так как у него болела голова, и ему выдали лекарство. Просит удовлетворить его исковые требования, признать факт бездействия Усть-Джегутинского прокурора и взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере (данные изъяты) рублей.

Представители ответчиков Усть-Джегутинской межрайонной прокуратуры и Министерства финансов РФ считали исковые требования истца незаконными необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку Байрамкулов З.Х-К. не представил доказательств бездействия прокурора, а также доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав и свобод, о наличии нравственных и физических страданий и в чем они выразились.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.

Установлено, что Байрамкулов З.Х-К. отбывал наказание по приговору Кисловодского городского суда от 19 мая 2005 года по ч.3 ст.30 - ч.1 ст. 105 УК РФ в ФБУ Т-2 ЦФСИН России по Владимирской области. На основании постановления старшего следователя Малокарачаевского Следственного отдела Следственного управления при прокуратуре Российской Федерации по Карачаево-Черкесской республике ФИО 1 осужденный Байрамкулов З.Х-К. был переведен из исправительного учреждения в следственный изолятор ФБУ ИЗ-9/1 ОФСИН России по Карачаево-Черкесской Республике для производства следственных и иных процессуальных действий в качестве подозреваемого по уголовному делу № 18627 на два месяца.

Согласно ст. 38 УПК РФ следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. Статья 13. Основания перевода подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах, в изоляторы временного содержания.

Ст. 13 Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ (ред. от 21.04.2011) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» гласит, что подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца.

Основанием для такого перевода является постановление следователя или лица, производящего дознание, либо решение суда.

Байрамкулов З.Х-К отбывал наказание и его на законных основаниях с соблюдением требований УПК РФ и Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления» перевели из ФБУ Т-2 ЦФСИН России по Владимирской области в следственный изолятор ФБУ ИЗ-9/1 ОФСИН России по Карачаево-Черкесской Республике, а затем и в СИ ОВД по Усть-Джегутинскому району для производства следственных действий по возбужденному уголовному делу, но не более чем на десять суток.

По мнению истца, по уголовному делу, в связи с которым он был переведен из ФБУ Т-2 ЦФСИН России по Владимирской области в следственный изолятор ФБУ ИЗ-9/1 ОФСИН России по Карачаево-Черкесской Республике, а затем и в ИВС ОВД по Усть-Джегутинскому району для производства следственных действий по возбужденному уголовному делу, его содержание под стражей должно было быть осуществлено на основании судебного решения.

Между, тем его доводы не соответствуют требованиям закона.

Так, в соответствии со ст. 97 УПК РФ дознаватель, следователь, а также суд в пределах предоставленных им полномочий вправе избрать обвиняемому, подозреваемому одну из мер пресечения, предусмотренных уголовно-процессуальным кодексом.

Следовательно, следователь ФИО 2 была вправе, но не обязана избирать в отношении Байрамкулова З.Х-К. меру пресечения.

В соответствии со ст. 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда, если вред причинен гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу.

Согласно ч. 1 ст. 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации.

Согласно ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 8 своего Постановления «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда» от 20 декабря 1994 года № 10 (в ред. от 06.02.2007 года), также указал, что размер компенсации зависит от характера и объема, причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Однако, в ходе судебного заседания истцом Байрамкуловым З.Х-К. не представлены доказательства, свидетельствующие о причинении ему нравственных или физических страданий, отсутствуют и фактические обстоятельства причинения морального вреда, не указаны конкретные обстоятельства, свидетельствующие о тяжести перенесенных им страданий, не указано какие его права и свободы были нарушены.

К доводам истца, свидетельствующим об ухудшении состояния его здоровья в условиях содержания в изоляторе временного содержания ОВД Усть-Джегутинского района, суд относится критически. Так, истец пояснил, что у него имеется заболевание, не конкретизируя диагноз, и утверждая, что болит голова, но в суде было установлено, что но после того, как Байрамкулов З.Х-К. известил работников изолятора об ухудшении его состояния здоровья, была вызвана «скорая помощь», которая сделала инъекцию, поскольку было повышено артериальное давление, о чем свидетельствует запись под № 98 журнала медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС за 2010 год. Но однократное повышение артериального давления не может служить доказательством причинения ему нравственных и физических страданий.

Истцом не представлены доказательства существенного нарушения срока нахождения его в изоляторе временного содержания, не указано, какие именно из условий содержания в ИВС препятствовали бы его содержанию в ИВС. Кроме того, и в материалах изученного личного дела Байрамкулова З.Х-К.не содержится каких-либо сведений, которые могли бы свидетельствовать о нарушении прав Байрамкулова З.Х-К.

В тоже время истец поясняет, что прокурор не надлежащим образом и формально провел проверку, и его ходатайство о проверке законности его содержания в ИВС ОВД Усть-Джегутинского района от 06.09.2011 года оставил без внимания.

Между тем, установлено, что Байрамкулов З.Х-К. был переведен в ИВС ОВД Усть-Джегутинского района 02 ноября 2010 года, а ходатайство о проверке законности его содержания в ИВС ОВД Усть-Джегутинского района от 06.09.2011 года поступило в Усть-Джегутинскую межрайонную прокуратуру, спустя 10 месяцев, 08 сентября 2011 года, на которое был дан ответ 12 сентября 2011 года, после его убытия из ИВС.

Байрамкуловым З.Х-К. не представлено доказательств, свидетельствующих о причинении физических и нравственных страданий, которые могли бы привести к ухудшению состояния его здоровья, либо к дальнейшему прогрессированию какого-либо заболевания.

Суд приходит к выводу, о том, что Байрамкулов З.Х-К. на законных основаниях был переведен в ИВС, это необходимо было для выполнения следственных действий и на срок не более десяти суток.

Таким образом, исследовав представленные доказательства, оценив их как достоверные и допустимые, признав их совокупность достаточной для разрешения данного дела, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения требований истца Байрамкулова З.Х-К. по вышеизложенным фактическим и правовым основаниям.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Байрамкулова З.Х-К. к Усть-Джегутинской межрайонной прокуратуре о компенсации морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд КЧР в течение десяти дней через Усть-Джегутинский районный суд со дня принятия судом решения в окончательной форме, на что потребуется срок не более пяти дней, то есть после 19 октября 2011 года.

Мотивированная часть решения отпечатана на компьютере 19 октября 2011 года.

Председательствующий судья                               подпись               И.Ю. Айбазова

Копия верна:

Судья Усть-Джегутинского районного суда

Карачаево-Черкесской Республики                                                 И.Ю.Айбазова

Решение на 20.10.2011 года в законную силу не вступило:

Судья Усть-Джегутинского районного суда

Карачаево-Черкесской Республики                                                И.Ю.Айбазова