дело № 2-847/2011 РЕШЕНИЕ 19 декабря 2011 года г. Усть-Джегута Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего - судьи Айбазовой И.Ю., при секретаре судебного заседания Эрикеновой С.Р. с участием: заявителей - Атабиева С-У.М. и Атабиевой К.А., представителей заинтересованных лиц: администрации Усть-Джегутинского муниципального района Биджиевой Ф.Д., выступающей по доверенности (номер обезличен) от (дата обезличена), администрации Усть-Джегутинского городского поселения Семенова А.А., выступающего по доверенности (номер обезличен) от (дата обезличена), рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по заявлению Атабиева С-У.М. и Атабиевой К.А. о признании действий администрации Усть-Джегутинского муниципального района и администрации Усть-Джегутинского городского поселения неправомерными и ущемляющими их права, УСТАНОВИЛ: Атабиев С-У.М. и Атабиева К.А. обратились в суд с заявлением о признании действий администрации Усть-Джегутинского муниципального района и администрации Усть-Джегутинского городского поселения неправомерными и ущемляющими их права. В ходе судебного заседания Атабиев С-У.М. и Атабиева К.А. поддержали свое заявление и показали, что в 1993 году при постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, по настоянию администрации (адрес обезличен ) в справке о составе семьи была указана дочь - (З), (дата обезличена) года рождения, т.к. ей исполнилось 18 лет. Постановлением администрации Усть-Джегутинского муниципального района от (дата обезличена) (номер обезличен) установлена опека над недееспособной (З). (З) является инвалидом с детства, код заболевания по (номер обезличен). Согласно Постановлению Правительства РФ от (дата обезличена) (номер обезличен) «Об утверждении перечня тяжелых форм заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» заболевание (З) относится к тяжелым формам заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. В соответствии с Постановлением Правительства КЧР от (дата обезличена) (номер обезличен) «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов» страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, субсидия предоставляется вне очереди. Размер субсидии на приобретение жилья инвалидам и семьям, имеющим детей- инвалидов, рассчитывается, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки и из расчета общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Карачаево-Черкесской Республике. В 2011 году на имя руководителя Министерства труда и социального развития было написано заявление о предоставлении субсидии на приобретение жилья с приложением требуемых документов. Среди документов были копии справок об инвалидности на отца Атабиева С-У.М., (дата обезличена) года рождения и на мать Атабиеву К.А., (дата обезличена) года рождения. Однако выделили субсидию на приобретение жилья из расчета 18 квадратных метров на одну (З). Когда обратились в отдел по ветеранам и инвалидам Министерства труда и социального развития, с вопросом: почему выделили субсидию на одну (З), им разъяснили, что это связано с тем, что в Постановлении Главы администрации Усть-Джегутинского района от (дата обезличена) (номер обезличен) «Об утверждении протокола заседании жилищной комиссии» состав семьи указан - 1 человек. В момент постановки на учет на льготную очередь недееспособная (З), несмотря на ее возраст не могла проживать одна, за ней ухаживали и присматривали родители, то есть они, как отец и мать. Указывая на возраст, администрация Усть-Джегутинского района потребовала справку о составе семьи на одного инвалида. В 2004 году актом приема передачи все учетные дела, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий были переданы в администрацию Усть-Джегутинского городского муниципального образования. В связи с чем, просили суд удовлетворить их заявление. Представитель заинтересованного лица - администрации Усть-Джегутинского муниципального района Биджиева Ф.Д., и представитель администрации Усть-Джегутинского городского поселения Семенов А.А. считали заявление Атабиева С-У.М. и Атабиевой К.А. законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению. Представитель заинтересованного лица - Министерства труда и социального развития КЧР в судебное заседание не явился, хотя о времени и месте судебного заседания надлежащим образом был извещен и о причине не явки в суд не сообщил. В соответствии с нормами ст. 257 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки лица, извещенного о времени и месте судебного заседания. Суд, выслушав заявителей, представителей заинтересованных лиц, исследовав письменные доказательства, считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим правовым и фактическим обстоятельствам. В ходе судебного заседания установлено и сторонами не оспаривалось, что Атабиев С-У.М. и Атабиева К.А. являются родителями (З), инвалида первой группы с детства, ( код заболевания по (номер обезличен).). Указанный код заболевания входит в перечень тяжелых форм заболеваний, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно. В1993 году (З), (дата обезличена) года рождения, когда ей исполнилось 18 лет на основании постановления Главы администрации Усть-Джегутинского района от (дата обезличена) (номер обезличен) «Об утверждении протокола заседании жилищной комиссии» состав семьи - 1 человек - (З)., была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Постановлением администрации Усть-Джегутинского муниципального района от (дата обезличена) (номер обезличен) установлена опека над недееспособной (З). (З). проживает с родителями с момента рождения по настоящее время, и нуждается в постоянном уходе и надзоре. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ (ред. от 06.11.2011) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Согласно приложению № 2 к Постановлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 24.02.2010 года № 33 (ред. от 16.12.2010) «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» размер субсидии на приобретение жилья рассчитывается, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки и из расчета общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Карачаево-Черкесской Республике, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующим категориям граждан, в частности инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов. Размер субсидии рассчитывается Министерством на дату принятия решения о ее выдаче и перерасчету не подлежит. Исходя из приведенных законоположений обеспечение жильем граждан, вставших на учет до 01.01.2005 года и имеющих инвалидность, осуществляется в форме предоставления им субсидий на приобретение жилого помещения в собственность. Судом установлено, что на момент постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по состоянию на 1993 год (З) являлась инвалидом с детства 1 группы, при этом страдала тяжелой формой хронического заболевания, была поставлена на учет в связи с обеспеченностью жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, установленного в (адрес обезличен ), наличие инвалидности послужило основанием постановки ее в льготную очередь. Суд соглашается с позицией заявителей и полагает, что в момент постановки на учет на льготную очередь (З), несмотря на возраст, не могла проживать одна, за ней осуществлялся уход ее родителями - Атабиевым С-У.М. и Атабиевой К.А.. Дочь (З). нуждалась в постоянном постороннем уходе и надзоре, поскольку была агрессивна, уходила из дома, в связи с чем оставлять ее без присмотра не представлялось возможным. С заявлением о принятии на учет были представлены документы, подтверждающие право (З). состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях: справка о том, что Атабиева проживает в (адрес обезличен ), справка об отсутствии у нее жилья, справка о наличии инвалидности, и акт проверки жилищных условий от (дата обезличена), составленный комиссией в момент постановки на учет, который свидетельствует о том, что семья Атабиевых, состоящая из шести человек проживала в трехкомнатной квартире (адрес обезличен ) Очевидно, что и заявление о постановке на учет от имени (З). было написано матерью Атабиевой К.А. В настоящее время (З) является инвалидом, страдает хроническим психическим расстройством. Заявители Атабиев С-У.М. является инвалидом (номер обезличен) группы ( бессрочно) с (дата обезличена), Атабиева К.А. - инвали(адрес обезличен ) группы. В тоже время, (З). была предоставлена субсидия на приобретение жилья, но без учета членов ее семьи - родителей, которые по состоянию на (дата обезличена) являлись инвалидами и на момент постановки на учет 1993 год являлись семьей, имеющей ребенка инвалида. (дата обезличена) была приобретена квартира (адрес обезличен ), общей площадью 35 кв.м. на одну (З)., без учета родителей. В соответствии с требованиями Постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от (дата обезличена) (номер обезличен) (ред. от (дата обезличена)) «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» в случае если правом на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем обладают два и более члена одной семьи, субсидия предоставляется одновременно всем членам семьи по дате очереди члена семьи, вставшего на учет в более ранние сроки. Необходимо отметить, что формирование республиканского реестра Получателей осуществляется Министерством труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики по дате постановки на учет на основании решения органа местного самоуправления. В связи с чем, суд считает, что имеются основания для предоставления меры социальной поддержки семье Атабиевых, состоящей из 3 человек, имеющим ребенка-инвалида, и являющимся инвалидами из расчета общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Карачаево-Черкесской Республике, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, юридическое лицо имеют право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, если действиями (бездействием) нарушены права и свободы гражданина или юридического лица. На основании распоряжения Главы администрации Усть-Джегутинского района КЧР № 56-р от 10 мая 2000 года списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищный условий были переданы в муниципальные образования, в частности в данном случае в Усть-Джегутинское городское поселение, в связи с чем были обжалованы действия не только администрации района, но и городского поселения. Суд считает, что постановлением Главы Усть-Джегутинского муниципального района № 405 от 03.11.1993 года нарушаются права заявителей. Нарушение прав заявителей выражается в том, что в действительности не улучшились жилищные условия как заявителей, так и (З)., поскольку проживать одна в квартире инвалид не в состоянии, так как за ней необходим уход и надзор, которые в должном виде не будет обеспечиваться, а проживать с ней в однокомнатной квартире по объективным причинам невозможно. Ограничивается право заявителей - инвалидов на проживание со своим ребенком - инвалидом в улучшенных условиях, гарантированных Конституцией РФ. Уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики, как это определено в Постановлении Правительства Карачаево-Черкесской Республики от (дата обезличена) (номер обезличен) (ред. от (дата обезличена)) «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов». Анализируя представленные доказательства, и оценивая их как достоверные и допустимые, суд приходит к выводу, что заявление Атабиевых в порядке статьи 254 ГПК РФ о признании постановления Главы администрации Усть-Джегутинского района незаконным в части указания неверного количественного состава семьи и обязании администрации Усть-Джегутинского городского поселения внести изменения в вышеуказанное постановление, об обязании Министерства труда и социального развития КЧР пересмотреть размер субсидии, ущемляющими их права как инвалидов и семьи, имеющей детей-инвалидов является обоснованным, законным и подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Атабиева С-У.М. и Атабиевой К.А. - удовлетворить. Признать постановление Главы администрации Усть-Джегутинского района от (дата обезличена) (номер обезличен) незаконным в части. Обязать администрацию Усть-Джегутинского городского поселения внести изменения в постановление Главы администрации (адрес обезличен ) от (дата обезличена) (номер обезличен) в части, указав состав семьи «3 человека» - (З), Атабиева С-У.М., Атабиеву К.А.. Обязать Министерство труда и социального развития КЧР принять заявление со всеми необходимыми документами, сформировать в учетное дело и направить на рассмотрение республиканской комиссии по реализации полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем некоторых категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий . Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в течение десяти дней через Усть-Джегутинский районный суд. Решение отпечатано в совещательной комнате на компьютере в единственном экземпляре. Председательствующий - судья И.Ю. Айбазова