Решение от 15 ноября 2011 года по делу № 2-591/2011



дело № 2-591/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Усть-Джегута                                                             15 ноября 2011 года

Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего судьи - Айбазовой И.Ю.,

при секретаре судебного заседания Эрикеновой С.Р.

с участием:

прокурора - помощника Усть-Джегутинского межрайонного прокурора Коцба М.А.,

истца - Мельниковой К.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мельниковой К.М. к Кубанову Р.М. о возмещении вреда причиненного преступлением и о компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

В Усть-Джегутинский районный суд поступило исковое заявление Мельниковой К.М. к Кубанову Р.М. о возмещении вреда причиненного преступлением и о компенсации морального вреда.

В ходе судебного заседания истец поддержала свои исковые требования в полном объеме и пояснила, что приговором Черкесского городского суда от (дата обезличена) Кубанов Р.М. признан виновным в причинении смерти их сыну по неосторожности, то есть в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 109 УК РФ и ему назначено наказание в виде 2(двух) лет лишения свободы. В соответствии с ч. 4 ст. 74 УК РФ, назначенное условное осуждение по приговору Черкесского городского суда от (дата обезличена) отменено. В соответствии со ст. 70 УК РФ, путем частичного присоединения неотбытой части наказания по приговору Черкесского городского суда от (дата обезличена), окончательно назначено наказание в виде 3 (трех) лет и 6(шести) месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима.Своими преступными действиями Кубанов Р.М. причинил горе ей и всей ее семье, которая понесла невосполнимую утрату, от последствий которого они никогда не оправятся, будучи до конца жизни лишенными душевного тепла и поддержки со стороны сына, мужа и брата. Она является матерью покойного Мельникова М.М., сама (дата обезличена) года рождения, является пенсионером по старости, часто болеет, и систематически нуждается в лекарствах, которые ей приобретал и предоставлял покойный сын. В связи, с чем она испытывает не только финансовые, но и нравственные мучения, так как не может позволить себе средства на лекарства в той мере, в которой ей необходимы, и вынуждена занимать деньги у родственников и знакомых. На почве всех этих переживаний она испытывает до настоящего времени сильнейший нервный стресс.

Перенесенные нравственные и моральные страдания должны быть компенсированы ей и ее семье. Более того, она просила взыскать с Кубанова Р.М. все расходы, связанные с похоронами сына в сумме (данные изъяты) рублей, расходы на погребение в сумме (данные изъяты) рублей, а также компенсацию морального вреда в размере (данные изъяты) рублей, удовлетворив ее исковые требования.

Ответчик по настоящему делу Кубанов Р.М. отбывает наказание в ФКУ ИК-3 (адрес обезличен ), но в суд поступили его возражения, из которых следует, что исковые требования Мельниковой К.М. он признает частично. Считает подлежащими взысканию лишь стоимость гроба, ритуальных принадлежностей, то есть расходы, связанные с погребением, и не признает иные расходы, такие как расходы на поминальные обеды - 9 дней, 40 дней, 6 месяцев и один год. По взысканию компенсации морального вреда считает, что сумма в размере 5000000 рублей чрезмерно завышена, не отвечает его физической возможности и материальному положению, не отвечающей степени виновности и просил снизить сумму до 150 000 рублей.

Суд, выслушав истца, огласив возражения ответчика, заключение прокурора, исследовав материалы дела, считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению, но частично.

Из материалов дела усматривается, что согласно приговору Черкесского городского суда от (дата обезличена) Кубанов Р.М. признан виновным в причинении смерти Мельникову М.М.- сыну истца по настоящему делу, по неосторожности, то есть в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 109 УК РФ и ему назначено наказание в виде 2(двух) лет лишения свободы. В соответствии с ч. 4 ст. 74 УК РФ, назначенное условное осуждение по приговору Черкесского городского суда от (дата обезличена) отменено. В соответствии со ст. 70 УК РФ, путем частичного присоединения неотбытой части наказания по приговору Черкесского городского суда от (дата обезличена), окончательно назначено наказание в виде 3 (трех) лет и 6(шести) месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима.

В результате противоправных действий Кубанова Р.М. Мельникову М.М. были причинены травматические повреждения в виде кровоподтеков передней грудной клетки, а также закрытая черепно-мозговая травма, сопровождающаяся ушибом головного мозга, повлекшая за собой тяжкий вред здоровью, по признаку опасности для жизни, от которой в последствии - (дата обезличена) - наступила смерть потерпевшего.

Из данного приговора также усматривается, что потерпевшей по делу в интересах погибшего Мельникова М.М. была признана его родная мать.

Приговор Черкесского городского суда от (дата обезличена) вступил в законную силу.

В силу ч.2 ст. 61 ГПК РФ при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.

Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Тем более, что ответчик, как видно из возражений, не оспаривает факт причинения смерти по неосторожности Мельникову М.М.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1094 ГК РФ, лица, ответственные за вред, вызванный смертью потерпевшего, обязаны возместить необходимые расходы на погребение лицу, понесшему эти расходы.

В указанной статье устанавливается обязанность лиц, ответственных за вред, вызванный смертью потерпевшего, возместить необходимые расходы на погребение. Размер возмещения вреда ограничивается необходимыми расходами, к которым относятся затраты на приобретение необходимых похоронных принадлежностей, на транспорт, а также на оплату обычных ритуальных услуг и обрядов.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от (дата обезличена) № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», погребение понимается как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).

В п.1 ст. 9 указанного Федерального закона, перечисляется лишь гарантированный перечень услуг, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела и не является исчерпывающим при определении вопроса о дополнительных действиях лиц по захоронению, в частности, таких как установка надгробного памятника, поминальный обед.

Поэтому, суд полагает, что необходимо взыскать расходы на изготовление и за установку надгробного гранитного памятника в сумме (данные изъяты) рублей, поскольку указанные расходы не выходят за пределы обрядовых действий по непосредственному погребению тела. Оплата памятника подтверждена квитанцией от (дата обезличена), памятник установлен, а потому данные требования подлежат удовлетворению.

Расходы на поминки должны быть определены в соответствии с принципом разумности. Представляется, что ограничение размера возмещения расходов на погребение только необходимыми расходами нарушает права лиц, осуществлявших захоронение. Суд считает, что расходы на поминальный обед в день похорон относятся к обрядовым действиям по захоронению тела, в связи с чем, расходы на поминальный обед на 103 человека в размере (данные изъяты) руб., предоставив: товарный чек (номер обезличен) от (дата обезличена) с указанием заказа блюд с подписью и печатью Усть-Джегутинского потребительского общества «(данные изъяты)»; товарный чек (номер обезличен) от (дата обезличена); две накладные от 01 февраля и (дата обезличена) на приобретение продуктов, с учетом указанных человек, представленные истцом подлежат взысканию с ответчика.

Кроме того, суд соглашается с позицией ответчика и считает, что расходы не связанные с погребением, такие как поминки на 9 дней, 40 дней, 6 месяцев и один год - не могут быть отнесены к необходимым расходам, поскольку эти расходы не относится к обрядовым действиям по захоронению тела и являются добровольными, поэтому не подлежат возмещению за счет виновного лица.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования, разумности и справедливости.

При определении размера компенсации морального вреда, суд принимает во внимание семейные связи и духовную близость истицы с сыном, невосполнимость понесенной потери, неблагоприятные последствия для здоровья истицы, возникшие в связи со смертью сына, а также мнение ответчика, просившего снизить размер компенсации морального вреда до 150000 рублей, в связи с чем частично удовлетворяет иск в части требования о компенсации морального вреда.

Суд, оценивая в совокупности все представленные доказательства, учитывая требования ст. 56 ГПК РФ, считает, что исковые требования Мельниковой К.М. подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

          Исковое заявление Мельниковой К.М. - удовлетворить частично.

Взыскать с Кубанова Р.М. в пользу Мельниковой К.М. в счет возмещения вреда, причиненного жизни потерпевшего - расходы: на погребение - в размере (данные изъяты) рублей; на изготовление и установку надгробного памятника в размере (данные изъяты) рублей, на поминальный обед в день похорон - в размере (данные изъяты) рублей, а всего (данные изъяты) рублей ( (данные изъяты)) рублей.

Взыскать с Кубанова Р.М. в пользу Мельниковой К.М. компенсацию морального вреда в размере (данные изъяты) рублей.

В остальной части исковых требований Мельниковой К.М. отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд КЧР через Усть-Джегутинский районный суд в течение десяти дней.

Решение отпечатано на компьютере в совещательной комнате в единственном экземпляре.

Председательствующий судья                                                             И.Ю. Айбазова