Решение от 20 мая 2011 года по делу № 2-203/2011



дело №2-204/2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 мая 2011 года                                                                   город Усть-Джегута

Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего - судьи Айбазовой И.Ю.,

при секретаре судебного заседания - Эрикеновой С.Р.,

с участием:

прокурора - старшего помощника Усть-Джегутинского межрайонного прокурора Кожевниковой Т.В.,

представителя ответчика - муниципального лечебно-профилактического учреждения «Усть-Джегутинская центральная районная больница» - Семеновой П.А., действующей на основании доверенности от (дата обезличена),

представителя ответчика - администрации Усть-Джегутинского муниципального района - Джабаева Ш.М., действующего на основании доверенности (номер обезличен) от (дата обезличена),

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Отдела надзорной деятельности по Усть-Джегутинскому району УНД ГУ МЧС России по КЧР - начальника отдела Бердникова А.М., представившего служебное удостоверение ГПН (номер обезличен) от (дата обезличена),

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Усть-Джегутинского районного суда гражданское дело по искам Усть-Джегутинского межрайонного прокурора, поданным в интересах неопределенного круга лиц, к МЛПУ «Усть-Джегутинская центральная районная больница» и администрации Усть-Джегутинского муниципального района об обязании профинансировать и выполнить работы по обработке конструкций чердачных помещений прачечной и фельдшерского пункта «Джаганас» МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ»

УСТАНОВИЛ:

Усть-Джегутинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с двумя самостоятельными исками к МЛПУ «Усть-Джегутинская центральная районная больница» и администрации Усть-Джегутинского муниципального района об обязании профинансировать и выполнить работы по обработке конструкций чердачных помещений прачечной и фельдшерского пункта «Джаганас» МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ».

В ходе судебного разбирательства представитель ответчика МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» Семенова П.А. заявила ходатайство о соединении в порядке части 4 статьи 151 ГПК РФ в одно производство гражданских дел (номер обезличен) года, и 2-204/2011 года, так как данные гражданские дела являются взаимосвязанными, поскольку в делах участвуют одни и те же стороны, в связи с чем соединение будет способствовать правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дел, которое судом удовлетворено и указанные гражданские дела соединены в одно производство.

В судебном заседании прокурор, поддержав исковые требования и доводы, приведенные в их обоснование, просила удовлетворить иски в полном объеме.

Представитель ответчика МЛПУ «Усть-Джегутинская центральная районная больница» Семенова П.А. в судебном заседании иск признала и пояснила, что учредителем МЛПУ «Усть-Джегутинская центральная районная больница» и собственником всего имущества, необходимого для функционирования указанного лечебного учреждения, является администрация Усть-Джегутинского муниципального района, передавшая, в оперативное управление МЛПУ «Усть-Джегутинская центральная районная больница». Поскольку финансирование основных фондов, используемых на лечебные цели, осуществляется непосредственно учредителем и собственного дохода представляемое ею учреждение не имеет, содержать помещения МЛПУ «Усть-Джегутинская центральная районная больница» в соответствии с требованиями пожарной безопасности администрация не имеет реальной возможности. Неоднократные обращения к учредителю с заявками на выделение денежных средств, необходимых для устранения выявленных отделом надзорной деятельности нарушений требований пожарной безопасности, положительного результата не дали в виду отсутствия у учредителя денежных средств на эти цели.

Представитель ответчика администрации Усть-Джегутинского муниципального района Джабаев Ш.М., не признав исковые требования, пояснил, что имущество, необходимое для функционирования лечебных учреждений, было передано в муниципальную собственность без соответствующего финансового обеспечения, при том, что необходимы значительные материальные средства для приведения помещений лечебных учреждений в соответствие с требованиями пожарной безопасности. Наличие нарушений пожарной безопасности при эксплуатации помещений прачечной МЛПУ «Усть-Джегутинская центральная районная больница» и фельдшерского пункта «Джаганас» не оспаривается. Районный бюджет является дотационным, необходимых средств не имеется, но администрация муниципального района принимает все возможные меры для обеспечения пожарной безопасности.

Представитель третьего лица отдела государственного пожарного надзора по Усть-Джегутинскому району полностью поддержал доводы и требования иска прокурора и пояснил, что нарушение правил пожарной безопасности в помещениях прачечной МЛПУ «Усть-Джегутинская центральная районная больница» и фельдшерского пункта «Джаганас» представляет непосредственную угрозу для жизни, здоровья и имущества всех, кто может посетить это лечебное учреждение.

Заслушав объяснения сторон, представителя третьего лица, исследовав и оценив письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Усть-Джегутинского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению по следующим правовым и фактическим основаниям.

В соответствии с нормами статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов, в том числе и неопределенного круга лиц.

Согласно статье 1 Закона РФ от 05 марта 1992 года № 2446-1 «О безопасности» состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства означает безопасность удовлетворения совокупности потребностей, которые надёжно обеспечивают существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. Безопасность лечебного учреждения - это условие сохранения жизни и здоровья, имущества больных, работников, граждан, не работающих в лечебном учреждении, но его посещающих, а также материальных ценностей учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.

В силу Строительных норм и правил РФ СПиП 2.09.04.-87 «Административные и бытовые здания», принятых постановлением Госстроя СССР от 30.12.1987 года № 313, по общим функциональным признакам и предназначению, способу использования - помещения МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» относятся к административным зданиям, которые посещаются работниками медицинского учреждения, больными, находящимися на лечении, посетителями и другими лицами, то есть неопределенным кругом лиц, которые могут пострадать в случае пожара. Поэтому, суд признаёт, что прокурор был вправе обратиться в суд с настоящим иском.

Нормами статей 1 и 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» закреплено, что пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. В систему пожарной безопасности входит совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. При этом органы местного самоуправления относятся к основным элементам системы обеспечения пожарной безопасности, принимающим участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В пункте 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ № 313 от 18 июня 2003 года, закреплено, что указанные правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В ходе судебного заседания установлено и не оспаривалось сторонами, что в нарушение указанных требований федерального законодательства и пожарной безопасности деревянные конструкции чердачного помещения прачечной и фельдшерского пункта «Джаганас» МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» не обработаны огнезащитным составом, что подтверждается справкой (номер обезличен) от (дата обезличена) по результатам проведения обследования объектов здравоохранения составленной Отделом надзорной деятельности по (адрес обезличен ) УНД ГУ МЧС России по КЧР, представителями ответчиков также не оспаривался факт необходимости проведения измерения сопротивления изоляции электропроводки и выполнения работ по обработке чердачных помещений огнезащитным составом, однако из их объяснений следует, что препятствием этому служит отсутствие необходимого финансирования.

Поэтому суд считает, что допущенные нарушения правил и норм пожарной безопасности представляют угрозу для жизни, здоровья и имущества больных, их родственников, лечебного, административного и обслуживающего персонала, посетителей, чем нарушают их право на безопасность.

В соответствии со статьями 19 и 21 Федерального закона «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселений. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Меры пожарной безопасности для населённых пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Так, из Устава МЛПУ «Усть-Джегутинская центральная районная больница», утвержденного постановлением Главы Усть-Джегутинского муниципального района (номер обезличен) от (дата обезличена), усматривается, что учредителем МЛПУ «Усть-Джегутинская центральная районная больница» является администрация Усть-Джегутинского муниципального района, а собственником имущества, переданного в оперативное управление МЛПУ, является Усть-Джегутинский муниципальный район.

Аналогичные нормы закреплены в статье 15 Федерального закона от (дата обезличена) № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Кроме того, согласно требованиям вышеуказанного Федерального закона и Устава МЛПУ «Усть-Джегутинская центральная районная больница» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Согласно же положений статьи 38 Федерального Закона №69-ФЗ от (дата обезличена) «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение пожарной безопасности несет собственник имущества.

Суд принимает во внимание то, что в соответствии с Уставом муниципального лечебно-профилактического учреждения «Усть-Джегутинская центральная районная больница», реестром учреждений, находящихся в муниципальной собственности Усть-Джегутинского муниципального района, больница является самостоятельным юридическим лицом, не имеет собственного имущества и финансов. По вопросам финансирования мероприятий по соблюдению требований пожарной безопасности МЛПУ неоднократно направлялись заявки Главе администрации Усть-Джегутинского муниципального района.

Кроме того, доводы представителя администрации Усть-Джегутинского муниципального района, изложенные в ходе судебного заседания, суд не может принять во внимание, поскольку они не освобождают администрацию Усть-Джегутинского муниципального района от обязанностей по отношению к МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» по финансированию мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в больнице.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что на администрации Усть-Джегутинского муниципального района, как на учредителе МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» и собственнике его имущества, лежит обязанность по обеспечению содержания зданий указанного лечебного учреждения с соблюдением Правил пожарной безопасности, в том числе, по обеспечению больницы средствами пожарной безопасности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые заявления Усть-Джегутинского межрайонного прокурора, поданные в интересах неопределенного круга лиц, к МЛПУ «Усть-Джегутинская центральная районная больница» и администрации Усть-Джегутинского муниципального района об обязании профинансировать и выполнить работы по обработке конструкций чердачных помещений прачечной и фельдшерского пункта «Джаганас» МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» - удовлетворить.

Обязать администрацию Усть-Джегутинского муниципального района профинансировать проведение измерений сопротивления изоляции электропроводки, а так же выполнение работ по обработке деревянных конструкций чердачного помещения здания прачечной МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» огнезащитным составом, расположенной по адресу: (адрес обезличен ) и фельдшерского пункта «Джаганас» МЛПУ Усть-Джегутинская ЦРБ», расположенного по адресу: (адрес обезличен ).

Обязать администрацию Усть-Джегутинского муниципального района и муниципальное лечебно-профилактическое учреждение «Усть-Джегутинская центральная районная больница» выполнить работы по обработке деревянных конструкций чердачных помещений здания прачечной МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» огнезащитным составом, расположенной по адресу: (адрес обезличен ) и фельдшерского пункта «Джаганас» МЛПУ Усть-Джегутинская ЦРБ», расположенного по адресу: (адрес обезличен ).

Взыскать с муниципального лечебно-профилактического учреждения «Усть-Джегутинская центральная районная больница» государственную пошлину в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд КЧР через Усть-Джегутинский районный суд в течение десяти дней.

Решение отпечатано на компьютере в совещательной комнате в единственном экземпляре.

Председательствующий судья                                                               Айбазова И.Ю.