о признании незаконными бездействия УТиСР по невыплате ежемесячного пособия



Дело № 2-165/2011 г.

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 марта 2011 года город Усть-Джегута

Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего - судьи Айбазовой И.Ю.,

при секретаре судебного заседания - Эрикеновой С.Р.,

с участием:

прокурора - старшего помощника Усть-Джегутинского межрайонного прокурора Псху А.Р.,

законного представителя детей - Эльканова Р.Ш.,

представителя Управления труда и социального развития администрации Усть-Джегутинского муниципального района Борлакова А.А., действующго на основании доверенности от 17 января 2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседании Усть-Джегутинского районного суда гражданское дело по заявлению Усть-Джегутинского межрайонного прокурора в интересах несовершеннолетних детей ФИО 2 и ФИО 1 о признании незаконными бездействия Управления труда и социального развития администрации Усть-Джегутинского муниципального района по невыплате ежемесячного пособия,

УСТАНОВИЛ:

В суд обратился с иском Усть-Джегутинский межрайонный прокурор в интересах несовершеннолетних детей ФИО 2 и ФИО 1 о признании незаконными бездействия Управления труда и социального развития администрации Усть-Джегутинского муниципального района по невыплате ежемесячного пособия.

В ходе судебного заседания прокурор, поддержав требования, просил признать незаконным бездействие Управления труда и социального развития администрации Усть-Джегутинского муниципального района по невыплате ежемесячного пособия; обязать Управление труда и социального развития администрации Усть-Джегутинского муниципального района произвести начисление ежемесячного пособия на содержание детей - ФИО 2, и ФИО 1, начиная с 01 сентября 2010 года.

В ходе судебного заседания законный представитель детей - Эльканов Р.Ш. считал, что требования вполне законны и обоснованны, руководитель УТиСР администрации Усть-Джегутинского района не имел законных оснований в прекращении выплаты детских пособий. Просит удовлетворить заявление прокурора.

Представитель Управления труда и социального развития администрации Усть-Джегутинского муниципального района пояснил, что действительно с 01 сентября 2010 года ежемесячная денежная выплата на проезд для учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений начального либо среднего профессионального образования составляло 220 рублей в месяц, а на питание - 385 рублей. С 01 января 2011 года 234 рубля и 410 рублей соответственно, но при этом возражал против удовлетворения заявленных Усть-Джегутинским межрайонным прокурором требований, считая, что ими правомерна была прекращена выплата детского пособия детям, поскольку они обучаются в средней школе, которая расположена в с. Привольном Прикубанского района.

Заслушав объяснения прокурора, законного представителя детей, представителя УТиСР администрации Усть-Джегутинского муниципального района, исследовав и оценив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В ходе судебного заседания установлено, что в семье Элькановых Р.Ш. и ФИО 3 воспитываются четверо детей: ФИО 2 - 27.07.2000 года рождения, ФИО 1 - 17.10. 2001 года рождения, ФИО 4 - 10.11.2005 года рождения и ФИО 5 - 08.08.2007 года рождения. Местом постоянного жительства детей является а. Эльтаркач, Усть-Джегутинского района, КЧР. Отец детей - Эльканов Р.Ш. работает в «Средней общеобразовательной школе с. Привольное» Прикубанского муниципального района. Дети ФИО 2 и ФИО 1 являются учащимися 4 и 3 класса, соответственно, этой же школы. Эльканова А.Х. - мать детей, обратилась в УТиСР администрации Усть-Джегутинского муниципального района, с вопросом о начислении денежных выплат на проезд для учащихся общеобразовательных учреждений и на питание ребенка, обучающегося в этих учреждениях, начиная с сентября 2010 года, представив 15 сентября 2010 года все необходимые документы. Ежемесячные денежные выплаты УТиСР не были начислены, соответствующее решение руководителя об отказе в предоставлении данных льгот не принималось, о причине неначисления денежных средств Эльканова А.Х. надлежащим образом не уведомлялась.

Ст. 1 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлен круг лиц, на которых распространяется его действие, а также закреплено право на предусмотренные законом пособия за гражданами, имеющими детей, или лицами, официально их заменяющими.

Эльканова А.Х. в соответствии с данным законом имеет право на получение указанных пособий.

Согласно ст. 16 указанного закона, а также п.п.З п.2.1 ст.2 Закона КЧР № 43-РЗ «О мерах социальной поддержки многодетной семьи и семьи, в которой один или оба родителя являются инвалидами», размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 Порядка предоставления мер социальной поддержкимногодетной семье и семье, в которой один или оба родителя инвалидами, утвержденным Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 23 сентября 2009 года № 337, решение о предоставлении (отказе в предоставлении) мер социальной поддержки многодетной семье и семье, в которой один или оба родителя являются инвалидами, принимается начальником (руководителем) уполномоченного органа по месту жительства (пребывания) заявителя не позднее чем через 10 дней после даты регистрации документов, представленных в соответствии с требованиями данного Положения.

В судебном заседании установлено, что все необходимые документы Эльканова А.Х. - мать несовершеннолетних детей, представила в УТиСР - 15.09.10 года. Однако, решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении мер социальной поддержки многодетной семье, не было принято начальником по месту жительства заявителя и не принимается, а лишь было дано устное указание о неначислении выплат в связи с тем, что местом проживания указанных детей является населенный пункт, не входящий в состав территории Усть-Джегутинского муниципального района, а заявителю Эльканову Р.Ш. в устном порядке, начальником УТиСР было рекомендовано о необходимости оформления временной регистрации по месту обучения детей.

Указанные обстоятельства свидетельствует о том, что УТиСР не обеспечено гарантированное законом право несовершеннолетних детей ФИО 1 и ФИО 1 на получение ежемесячного пособия.

В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.По смыслу данной статьи у гражданина может быть только одно место жительства.Временное нахождение ребенка у других родственников, его пребывание в детских дошкольных, общеобразовательных учреждениях, не меняет его места жительства.Данный факт следует учитывать и при решении вопросов об обеспечении граждан пособиями на совместно проживающих с ними детей.

Согласно ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В тоже время, регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, суд считает, что УТиСР в нарушение вышеуказанных норм, начиная с сентября 2010 года, прекратило выплаты на школьников, при этом грубо нарушив права и свободы несовершеннолетних граждан, гарантированные ст. 7 Конституции РФ, регламентирующей обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства установлением государственных пособий и иных гарантий социальной защиты, а также ст.2 Закона КЧР № 43-РЗ «О мерах социальной поддержки многодетной семьи и семьи, в которой один или оба родителя являются инвалидами».

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защите.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Усть-Джегутинского межрайонного прокурора, поданное в интересах в интересах несовершеннолетних детей ФИО 2 и ФИО 1 о признании незаконными бездействия Управления труда и социального развития администрации Усть-Джегутинского муниципального района по невыплате ежемесячного пособия - удовлетворить.

Признать бездействие Управления труда и социального развития администрации Усть-Джегутинского муниципального района, выразившееся в неначислении ежемесячного пособия на детей ФИО 2 и ФИО 1, незаконными.

Обязать Управление труда и социального развития администрации Усть-Джегутинского муниципального района произвести начисление ежемесячного пособия на содержание детей - ФИО 2 - 27.07.2000 года рождения и ФИО 1 17.10.2001 года рождения, начиная с 01 сентября 2010 года, а с 01 января 2011 года - с учетом индексации.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики через Усть-Джегутинский районный суд в течение 10 (десяти) дней.

Решение отпечатано в совещательной комнате на компьютере в единственном экземпляре.

Председательствующий - судья И.Ю. Айбазова