О признании бездействия Управления труда и социального развития администрации муниципального района незаконным



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 марта 2011 года город Усть-Джегута

Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего судьи Каракетовой А.Х.,

при секретаре судебного заседания Ивановой О.В.,

с участием:

прокурора - старшего помощника Усть-Джегутинского межрайонного прокурора Псху А.Р.,

заинтересованного лица - законного представителя несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2, в интересах которых обратился Усть-Джегутинский межрайонный прокурор - Кочкаровой М.С-М.,

представителя заинтересованного лица (органа, действия которого обжалованы) - Управления труда и социального развития администрации Усть-Джегутинского муниципального района Борлакова А.А., выступающего на основании доверенности от (дата обезличена),

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Усть-Джегутинского районного суда Карачаево-Черкесской Республики гражданское дело по заявлению Усть-Джегутинского межрайонного прокурора в интересах несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2 о признании бездействия Управления труда и социального развития администрации Усть-Джегутинского муниципального района незаконным,

УСТАНОВИЛ:

В Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики обратился с заявлением Усть-Джегутинский межрайонный прокурор в интересах несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2, в порядке ст. 254 ГПК РФ, в котором просил:

- признать бездействие Управления труда и социального развития администрации Усть-Джегутинского муниципального района, выразившееся в неначислении ежемесячного пособия на детей ФИО1, (дата обезличена) г.р. и ФИО2, (дата обезличена) г.р., незаконным;

- обязать Управление труда и социального развития администрации Усть-Джегутинского муниципального района произвести начисление ежемесячного пособия на содержание детей: ФИО1, (дата обезличена) г.р. и ФИО2, (дата обезличена) г.р., начиная с (дата обезличена)

В обоснование своего заявления Усть-Джегутинский межрайонный прокурор указал, что по жалобе гражданки Кочкаровой М.С.-М. - законного представителя несовершеннолетних детей ФИО1, (дата обезличена) года рождения и ФИО2, (дата обезличена) года рождения Усть-Джегутинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка законности неначисления детских пособий на их содержание Управлением труда и социального развития администрации (также по тексту УТиСР) Усть-Джегутинского муниципального района. В ходе проверки было установлено, что УТиСР незаконно, начиная с сентября месяца 2010 года, прекращены выплаты на школьников ФИО1 и ФИО2, чем грубо нарушены их права и свободы, гарантированные ст. 7 Конституции РФ, регламентирующей обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства установлением государственных пособий и иных гарантий социальной защиты, а также ст. 2 Закона КЧР (номер обезличен)-РЗ «О мерах социальной поддержки многодетной семьи и семьи, в которой один или оба родителя являются инвалидами».

В судебном заседании старший помощник Усть-Джегутинского межрайонного прокурора Псху А.Р. доводы заявления поддержала и суду показа, что действительно необходимо обязать Управление труда и социального развития администрации Усть-Джегутинского муниципального района произвести начисление ежемесячного пособия на содержание детей - ФИО1 и ФИО2 начиная с (дата обезличена) в связи с тем, что постоянным местом жительства Кочкаровой М.С.-М. и её несовершеннолетних дочерей является (адрес обезличен), Усть-Джегутинского муниципального района, Карачаево-Черкесской Республики. Этот факт подтверждается справкой главы Важненского сельского поселения. Кроме того сам факт обучения детей в ином муниципальном районе не подтверждает их проживание за пределами Усть-Джегутинского муниципального района и не может быть основанием для отказа в назначении ежемесячного пособия на содержание детей.

Заинтересованное лицо, законный представитель несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2, - Кочкарова М.С.-М. просила заявление прокурора удовлетворить, поскольку она с (дата обезличена) не получает ежемесячного пособия на содержание детей, хотя по закону такое право ей предоставлено.

Представитель заинтересованного лица (органа, действия которого обжалованы УТиСР) - Борлаков А.А. в судебном заседании показал, что с заявлением прокурора не согласен, просит в его удовлетворении отказать по тому, что по смыслу пункта 3 Порядка предоставления мер социальной поддержки многодетной семье и семье, в которой один или оба родителя являются инвалидами (утвержденного Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 23.09.2009 г. № 337) меры социальной поддержки указанной категории граждан предоставляются по месту их проживания (пребывания). Следовательно, факт обучения детей в МОУ (наименование обезличено), то есть за пределами Усть-Джегутинского муниципального района, исключает их проживания (пребывания) на территории Усть-Джегутинского муниципального района.

Выслушав объяснения прокурора, заинтересованных лиц и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» предусмотрено, что с 01.01.2005 г. размер, порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации с финансированием за счет средств субъекта Российской Федерации. Ранее, до 01.01.2005 г., выплата ежемесячного пособия на ребенка осуществлялась за счет средств федерального бюджета.

25 марта 2005 года принят Закон Карачаево-Черкесской Республики «О мерах социальной поддержки многодетной семьи и семьи, в которой один или оба родителя являются инвалидами», вступивший в силу с 11 апреля 2005 года, в соответствии с которым меры социальной поддержки, установленные указанным законом, предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в порядке, установленном Законом Карачаево - Черкесской Республики от 23 января 2006 года № 5-РЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Карачаево-Черкесской Республике отдельными государственными полномочиями Карачаево-Черкесской Республики в области социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан».

Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 23 сентября 2009 года № 337 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки многодетной семье и семье, в которой один или оба родителя являются инвалидами.

Пунктом 3 Порядка предоставления мер социальной поддержки многодетной семье и семье, в которой один или оба родителя являются инвалидами (утвержденного Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 23.09.2009 г. № 337) установлено, что меры социальной поддержки указанной категории граждан предоставляются по месту их проживания (пребывания).

Как следует из объяснений представителя заинтересованного лица УТиСР, данных в судебном заседании, и аналогичных объяснений, полученных старшим помощником Усть-Джегутинского межрайонного прокурора Псху А.Р. у специалиста первого разряда УТиСР администрации Усть-Джегутинского муниципального района Бабоевой Б.У., Кочкарова М.С.-М., зарегистрированная по адресу: (адрес обезличен), являющаяся инвалидом 2 группы, обратилась с заявлением и предоставила все необходимые документы для начисления ЕДВ на своих школьников, обучающихся в (адрес обезличен), 01 сентября 2010 года.

Место жительства - это коллизионная привязка, используемая в международном частном праве России, и оно должно определяться согласно Российскому же праву.

В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. При этом речь идет о фактическом проживании, которое не обязательно совпадает с местом регистрации по месту жительства. Для вывода о фактическом проживании по определенному месту могут приниматься во внимание длительность проживания, наличие связей с социальным окружением, намерения лица (желание остаться навсегда и другое) и его правовое положение.

Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» устанавливает, что место жительства - это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или ее отсутствие не могут служить основанием для ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.

По смыслу указанных норм права регистрация не входит в понятие «место жительства» и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания. Отсутствие регистрации не исключает возможности установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.

Судом было разъяснено в судебном заседании участникам процесса о том, что значимыми обстоятельствами в данном деле является решение вопроса о законности или незаконности действий УТиСР и фактическое место жительство Кочкаровой М. С.-М. и несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2

Даже если следовать логике представителей УТиСР, то говорить о законности их бездействия нет оснований, поскольку устный отказ в назначении пособия основан только на одном факте - обучении несовершеннолетних детей за пределами Усть-Джегутинского района, что противоречит пункту 3 Порядка предоставления мер социальной поддержки многодетной семье и семье, в которой один или оба родителя являются инвалидами (также по тесту Порядка), меры социальной поддержки указанной категории граждан предоставляются по месту их проживания (пребывания), а не по месту обучения несовершеннолетних детей.

При таких обстоятельствах, проверяя законность действий УТиСР, суд оценивает доводы прокурора о том, что Кочкарова М. С.-М. и несовершеннолетние ФИО1, ФИО2 постоянно или преимущественно проживают и прописаны в (адрес обезличен). Установление же в ином судебном порядке места жительства не требуется, поскольку проверка доводов заявителя в отношении места жительства несовершеннолетних детей именно в (адрес обезличен) является одним из средств доказывания.

Таким образом, в соответствии со ст. 181 ГПК РФ судом исследованы письменные доказательства, а именно:

- свидетельство о заключении брака (номер обезличен), из записей которого следует, что Кочкаров О.Э. и Акбаева М.С-М. заключили брак (дата обезличена), после чего жене присвоена фамилия Кочкарова;

- паспорт Кочкаровой М.С.-М., из записей которого следует, что она (дата обезличена) зарегистрирована по адресу: (адрес обезличен);

- справка серии МСЭ-2006 (номер обезличен), из которой следует, что Кочкарова М.С.-М. является инвалидом второй группы бессрочно;

- паспорт Кочкарова О.Э., из записей которого следует, что он (дата обезличена) зарегистрирован по адресу: (адрес обезличен);

- паспорт ФИО1, из записей которого следует, что она (дата обезличена) зарегистрирована по адресу: (адрес обезличен);

- паспорт ФИО2, из записей которого следует, что она (дата обезличена) зарегистрирована по адресу: (адрес обезличен);

- справка главы администрации Важненского сельского поселения от (дата обезличена), из которой следует, что Кочкарова М.С.-М. действительно зарегистрирована и проживает в (адрес обезличен) и имеет состав семьи: мужа - Кочкарова О.Э. и дочерей: ФИО1 и ФИО2;

- справка УТиСР (номер обезличен) от (дата обезличена), из записей которой следует, что Кочкарова М.С.-М. не состоит на учете в УТиСР администрации Усть-Джегутинского муниципального района и не получает ежемесячное пособие на ФИО1 и ФИО2 Выплата детских пособий не назначалась и не выплачивалась;

- справка от (дата обезличена), выданная ведущим специалистом администрации Важненского сельского поселения, из которой следует, что Кочкарова М.С.-М. действительно проживает в (адрес обезличен) № (адрес обезличен) КЧР и не имеет газового отопления, а пользуется печным (углем);

- справка главы администрации Важненского сельского поселения от (дата обезличена), из которой следует, что Кочкаров О.Э. действительно зарегистрирован и проживает в (адрес обезличен) и нигде не работает с (дата обезличена);

- справка главы администрации Важненского сельского поселения от (дата обезличена), из которой следует, что Кочкарова М.С.-М. действительно зарегистрирована и проживает в (адрес обезличен) и нигде не работает с (дата обезличена);

- справка (номер обезличен) от (дата обезличена), из записей которой следует, что Кочкарова М.С.-М. состояла на учете в ГУ-ОПФР по (адрес обезличен) и получала пенсию по август 2010 года;

- протокол (номер обезличен) от (дата обезличена), из записей которого следует, что заседанием комиссии по назначению пособий по (адрес обезличен) Кочкаровой М.С.-М. было назначено пособие с (дата обезличена) по (дата обезличена);

- заявление Кочкаровой М.С.-М. от (дата обезличена) на имя начальника УТиСР с просьбой зарегистрировать её семью для предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных Законом КЧР от (дата обезличена) (номер обезличен).

Из перечисленных выше письменных доказательств следует, что прокурор представил суду достаточно доказательств, подтверждающих факт проживания семьи Кочкаровой М.С.-М. и её дочерей: ФИО1 и ФИО2 на территории Усть-Джегутинского муниципального района и в 2010 году, и в 2011 году.

Кроме того, в судебном заседании Кочкарова М.С.-М. суду пояснила, что она постоянно проживает вместе со своею семьей в (адрес обезличен).

Заинтересованное лицо заблаговременно извещалось судом о правилах, предусмотренных ст. 249 ГПК РФ, согласно которых, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Законодатель в Законе Карачаево-Черкесской Республики «О мерах социальной поддержки многодетной семьи и семьи, в которой один или оба родителя являются инвалидами», в Постановлении Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 23 сентября 2009 года № 337, в Порядке предоставления мер социальной поддержки многодетной семье и семье, в которых один или оба родителя являются инвалидами - никаких ограничений, касающихся регистрации либо проживания либо пребывания лица, обратившегося за назначением пособия, не предусмотрел.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании документов, представленных прокурором, суд исследовал доказательства, подтверждающие место жительства ФИО1 и ФИО2 именно в (адрес обезличен), а УТиСР каких-либо возражений относительно приведенных доказательств не представил, суд считает необходимым вынести решение об удовлетворении требований Усть-Джегутинского межрайонного прокурора о признании бездействия Управления труда и социального развития администрации Усть-Джегутинского муниципального района, выразившееся в неначислении ежемесячного пособия на детей ФИО1 и ФИО2, незаконным и об обязании Управления труда и социального развития администрации Усть-Джегутинского муниципального района произвести начисление ежемесячного пособия на содержание детей - ФИО1 и ФИО2 начиная с (дата обезличена)

По правилам ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Поскольку при подаче иска в суд государственная пошлина не оплачена, постольку по правилам ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина взыскивается с ответчика.

Указанные обстоятельства дают основания для взыскания с Управления труда и социального развития администрации Усть-Джегутинского муниципального района государственной пошлины в размере 200 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Усть-Джегутинского межрайонного прокурора в интересах несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2 о признании бездействия Управления труда и социального развития администрации Усть-Джегутинского муниципального района - признать обоснованным.

Признать бездействие Управления труда и социального развития администрации Усть-Джегутинского муниципального района, выразившееся в неначислении ежемесячного пособия на детей ФИО1, (дата обезличена) года рождения и ФИО2, (дата обезличена) года рождения незаконным.

Обязать Управление труда и социального развития администрации Усть-Джегутинского муниципального района произвести начисление ежемесячного пособия на содержание детей - ФИО1, (дата обезличена) года рождения и ФИО2, (дата обезличена) года рождения, начиная с (дата обезличена).

Взыскать с Управления труда и социального развития администрации Усть-Джегутинского муниципального района государственную пошлину в размере 200 (Двести) рублей в доход государства.

Копию настоящего решения для устранения допущенного нарушения направить начальнику Управления труда и социального развития администрации Усть-Джегутинского муниципального района в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Разъяснить, что в суд, прокурору и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 ГПК РФ.

На решение может быть подана кассационная жалоба в течение 10 дней со дня оглашения в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики через Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики.

Решение отпечатано в совещательной комнате на компьютере, собственноручно, в единственном экземпляре.

Судья Усть-Джегутинского районного суда

Карачаево - Черкесской Республики подпись А. Х. Каракетова

На 11 марта 2011 года настоящее решение в законную силу не вступило А.Х. Каракетова