Нарушение правил пожарной безопасности и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре



дело №2-106/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

И М ЕН Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

25 марта 2011 года город Усть-Джегута

Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики

в составе: председательствующего - судьи Джазаевой Ф.А.,

при секретаре судебного заседания Алемпьевой И.Г.,

с участием: прокурора - старшего помощника Усть-Джегутинского межрайонного прокурора Кожевниковой Т.В.,

представителя ответчика администрации Усть-Джегутинского муниципального района Джабаева Ш.М., представившего доверенность №7 от 12 января 2009 года,

представителя третьего лица - ОГПН по Усть-Джегутинскому району Карачаево-Черкесской Республики - старшего лейтенанта внутренней службы Бердникова А.М., представившего доверенность 21 января 2011 года №321,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Усть-Джегутинского районного суда гражданское дело по исковому заявлению Усть-Джегутинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» и администрации Усть-Джегутинского муниципального района о наложении обязанности на администрацию Усть-Джегутинского муниципального района профинансировать приобретение и установку в помещениях терапевтического отделения МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» по адресу: <адрес> автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и наложении обязанности на администрацию Усть-Джегутинского муниципального района и МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ», приобрести и установить в помещениях терапевтического отделения МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» по адресу: <адрес> автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре,

у с т а н о в и л:

Усть-Джегутинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Усть-Джегутинский районный суд с иском к МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» и администрации Усть-Джегутинского муниципального района о наложении обязанности на администрацию Усть-Джегутинского муниципального района профинансировать приобретение и установку в помещениях терапевтического отделения МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» по адресу: <адрес> автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и наложении обязанности на администрацию Усть-Джегутинского муниципального района и МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ», приобрести и установить в помещениях терапевтического отделения МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» по адресу: <адрес> автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, взыскании с МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» государственной пошлины.

В судебном заседании прокурор, поддержал исковые требования, счел их законными и обоснованными, просил удовлетворить иск в полном объеме, ссылаясь, на то что в ходе проведенных ОГПН по Усть-Джегутинскому району проверок соблюдения требований пожарной безопасности выявлено, что администрацией МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» систематически допускаются нарушения требований Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 18 июня 2003г. №313. Так, в помещении терапевтического отделения МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» по адресу: <адрес> не произведён монтаж автоматической пожарной сигнализации, отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Выявленные нарушения пожарной безопасности, отражены в актах проверки ОГПН по Усть-Джегутинскому району № 97 от 17.05.2010г. и №294 от 20.12.2010 г. Органами ОГПН по Усть-Джегутинскому району МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» было вынесено предписание об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности от 17.05.2010 г., должностное лицо главный врач МЛПУ Семёнов М.X. 29.12.2010 года привлечён к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ. Однако, до настоящего времени нарушения пожарной безопасности МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» не устранены. Как пояснил опрошенный в ходе проверки главный врач МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» Семёнов М.X. установка пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требует значительных финансовых затрат. Между тем, статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, - что пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Согласно ст.3 Федерального закона № 69-ФЗ в систему обеспечения пожарной безопасности входит совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Согласно п.1 ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. В соответствии с п.2 и п.3 ст.5 Федерального закона № 123-ФЗ целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Пунктами 1 и 2 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации», утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 (ППБ 01-031 предусмотрено установление требований пожарной безопасности, которые обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, и, что организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» является муниципальным учреждением, собственником и учредителем которого является администрация Усть-Джегутинского муниципального района, что подтверждается Уставом МЛПУ Усть-Джегутинская ЦРБ». Поскольку собственником имущества МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» является администрация Усть-Джегутинского муниципального района главный врач Семёнов М.X. неоднократно в течение 2009-2010 гг. направлял письма о необходимости выделения денежных средств для установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Органы местного самоуправления относятся к основным элементам системы обеспечения пожарной безопасности, принимающим участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации ст.3 Федерального закона № 69-ФЗ). Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, в соответствии со ст.38 Федерального закона N 69-ФЗ в соответствии с действующим законодательством несут: лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной решаемости; должностные лица в пределах их компетенции. В соответствии с требованием ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций также обязаны соблюдать требования пожарной безопасности и выполнять предписания, установления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.В п.п. 1, 2 ППБ 01-03 указано, что настоящие Правила пожарной безопасности Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лип, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды; организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Представитель ответчика МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» Семенова П.А. надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, не явилась и просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ стороны вправе ходатайствовать о рассмотрении дела в их отсутствие. Таким образом, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ».

Представитель ответчика администрации Усть-Джегутинского муниципального района Джабаев Ш.М. в судебном заседании не признал исковые требования прокурора, и просил суд отказать в удовлетворении иска, поскольку финансирование капитального ремонта МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» частично произведено. При этом пояснил, что признает факт допущения нарушений правил пожарной безопасности в структурных подразделениях МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ», согласен с доводами прокурора, так как администрация Усть-Джегутинского муниципального района является учредителем и собственником имущества МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ».

Представитель третьего лица отдела государственного пожарного надзора по Усть-Джегутинскому району УГПН ГУ МЧС России по КЧР Бердников А.М. в судебном заседании полагал, что заявленные прокурором требования законны и обоснованны, поскольку помещение терапевтического отделения МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» по адресу: <адрес> в нарушение требований Правил и Норм пожарной безопасности не оснащены автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре, что чревато негативными последствиями в случае возникновения пожара.

Заслушав объяснения сторон, исследовав и оценив письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу, что исковые требования Усть-Джегутинского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению по следующим правовым и фактическим основаниям.

На основании ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Пунктом 1 ст. 6 Федерального закона № 123-ФЗ установлено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если, в том числе, в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах.

Согласно ст.1 Закона РФ от 05.03.1992г. №2446-1 «О безопасности», состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства означает безопасность удовлетворения совокупности потребностей, которые надёжно обеспечивают существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. Безопасность помещения терапевтического отделения МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» по адресу: <адрес> - это условие сохранения жизни и здоровья, работников, пациентов, граждан, не работающих в терапевтическом отделении МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ», но его посещающих, а также материальных ценностей терапевтического отделения МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.

В силу Строительных норм и правил РФ СНиП 2.08.02 года - 89 «Общественные здания и сооружения», принятых постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989г. №78 с последующими изменениями СНиП 2.09.04 года - 87 «Административные и бытовые здания», принятых Постановлением Госстроя СССР от 30.12.1987 г. № 313 по общим функциональным признакам и предназначению, способу использования, помещение терапевтического отделения МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» относится к помещению общественного и административно- бытового назначения, что предполагает возможность его посещения не только самими работниками учреждений, но и пациентами, родственниками, инспектирующими лицами, т.е. неопределённым кругом лиц. Поэтому, суд признаёт, что прокурор вправе обратиться в суд с настоящим иском.

Федеральным законом от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. В систему обеспечения пожарной безопасности входит совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Органы местного самоуправления относятся к основным элементам системы обеспечения пожарной безопасности, принимающим участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В п.1 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации», утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 313, предусмотрено, установление требований пожарной безопасности, которые обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В соответствии с Нормами пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утверждёнными Приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. №315, в помещении терапевтического отделения МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» как в помещении общественного и административно-бытового назначения, требуется обязательное устройство автоматической пожарной сигнализации (АПС).

Нормами пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), утверждёнными Приказом МЧС РФ от 20.06.2003г. №323, предусмотрено, что фельдшерские пункты и врачебные амбулатории должны быть обеспечены системой оповещения людей о пожаре (СО).

В ходе судебного заседания установлено и не оспаривалось сторонами, что в нарушение указанных требований федерального законодательства и пожарной безопасности помещение терапевтического отделения МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» не оборудовано АПС и СО, что подтверждается Актами № 97 от 17.05.2010г. и № 294 от 20.12.2010 г. по результатам проведения мероприятий по контролю выполнения обязательных требований пожарной безопасности.

24 декабря 2010 года между администрацией Усть-Джегутинского муниципального района и ООО «Карат» заключен муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту, в том числе и терапевтического отделения МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» со сроком исполнения до 01 апреля 2011 года. ООО «Карат» является генподрядчиком в рамках исполнения указанного муниципального контракта. 14 января 2011 года между ООО «Карат» и ООО «Атлант» заключен договор субподряда по монтажу системы пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре, в том числе и в терапевтическом отделении МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» со сроком исполнения до 01 марта 2011 года.

Как установлено в судебном заседании финансирование капитального ремонта МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» частично произведено, что подтверждается Техническим заданием №4 по капитальному ремонту МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» и расходным расписанием №2130 от 29.12.2010г., однако, на сегодняшний день ремонтные работы не завершены и выявленные нарушения Правил пожарной безопасности не устранены.

Потому суд считает, что допущенные нарушения Правил пожарной безопасности препятствуют своевременному оповещению и эвакуации людей в случае пожара, и представляют угрозу для жизни и здоровья персонала структурных подразделений МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ», пациентов, их родственников, посетителей, чем нарушают их право на безопасность.

В соответствии со ст.ст.19, 21 Федерального закона «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселений. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов, поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Меры пожарной безопасности для населённых пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Так, из устава МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» следует, что учредителем МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» является администрация Усть-Джегутинского муниципального района, а собственником имущества, переданного в оперативное управление МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ», является Усть-Джегутинский муниципальный район.

Согласно п.9 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Согласно п. 12 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, организация оказания на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов. Кроме того, согласно требованиям вышеуказанного Закона, финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии со ст.210 ГПК РФ собственник имущества несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, а ответственность за нарушение пожарной безопасности, согласно нормам Федерального Закона №69-ФЗ от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности», несет собственник имущества.

Суд принимает во внимание то, что согласно уставу МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» данное учреждение является самостоятельным юридическим лицом, некоммерческой организацией, основной деятельностью которой является не получение прибыли, а оказание услуг населению, отсюда следует, что МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» не имеет финансовых доходов для устранения нарушений.

Согласно п. 1.5 Устава МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» несет администрация Усть-Джегутинского муниципального района КЧР.

По вопросам финансирования мероприятий по соблюдению требований пожарной безопасности руководство МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» неоднократно направляло заявки Главе администрации Усть-Джегутинского муниципального района, которые остались без удовлетворения.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что именно на администрации Усть-Джегутинского муниципального района лежит обязанность по обеспечению содержания здания с соблюдением Правил пожарной безопасности, поскольку является собственником имущества МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ».

Суд пришёл к выводу о том, что на администрации Усть-Джегутинского муниципального района лежит обязанность по обеспечению содержания зданий и помещений МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» с соблюдением Правил пожарной безопасности, в том числе, по обеспечению его средствами противопожарной безопасности. Поскольку препятствием к проведению работ по приобретению и установке АПС и СО является отсутствие необходимого финансирования, собственник МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» обязан выделить денежные средства на приобретение и установку АПС и СО, а МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» - их приобрести и установить.

Поскольку только ответчики могут профинансировать, а затем приобрести и установить автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, постольку в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Такой срок, равный трем месяцам со дня вступления настоящего решения в законную силу, по мнению суда, является достаточным.

Так как ответчиками по данному делу являются администрация Усть-Джегутинского муниципального района и МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ», а нормы п. 19 ст.333.36 НК РФ гласят, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, то суд полагает, что государственную пошлину в размере 4000 рублей необходимо взыскать лишь с МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» с учетом требований п.8 ст.333.20 НК РФ.

Оснований для уменьшения размера государственной пошлины в соответствии с ч.2 ст.333.20 НК РФ ответчиком МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» суду не представлено.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Усть-Джегутинского межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» и администрации Усть-Джегутинского муниципального района о наложении обязанности на администрацию Усть-Джегутинского муниципального района профинансировать приобретение и установку в помещении терапевтического отделения МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» по адресу: <адрес> автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и наложении обязанности на администрацию Усть-Джегутинского муниципального района и МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ», приобрести и установить в помещении терапевтического отделения МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» по адресу: <адрес> автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре - удовлетворить.

Обязать администрацию Усть-Джегутинского муниципального района произвести финансирование на приобретение и установку автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в помещении терапевтического отделения МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» по адресу: Карачаево<адрес>

Обязать администрацию Усть-Джегутинского муниципального района и МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» приобрести и установить в помещении терапевтического отделения МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» по адресу: <адрес>, автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Взыскать с МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» в доход государства государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Разъяснить, что в суд и Усть-Джегутинскому межрайонному прокурору должно быть сообщено об исполнении настоящего решения суда не позднее чем в течение трех месяцев со дня получения копии решения, вступившего в законную силу.

Настоящее решение подлежит исполнению по правилам, указанным в части второй статьи 206 ГПК РФ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики через Усть-Джегутинский районный суд в течение десяти дней.

Судья Усть-Джегутинского районного суда

Карачаево-Черкесской Республики Ф.А.Джазаев