О признании действий в части непринятия мер по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическому работнику в сельской местности



Дело №2-89/11г.

Р Е Ш Е Н И Е

И М ЕН Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

06.04.2011 г. г.Усть-Джегута

Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики

в составе: председательствующего - судьи Джазаевой Ф.А.,

при секретаре судебного заседания - Алемпьевой И.Г.,

с участием: прокурора - старшего помощника Усть-Джегутинского межрайонного прокурора Чагарова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Усть-Джегутинского межрайонного прокурора в интересах Айбазовой Л.Х-М. к муниципальному образовательному учреждению «(данные изъяты)», отделу образования администрации Усть-Джегутинского муниципального района, Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики о признании действий в части непринятия мер по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему в сельской местности, незаконными и взыскании суммы задолженности,

у с т а н о в и л:

Усть-Джегутинский межрайонный прокурор в интересах Айбазовой Л.Х-М. обратился в суд с иском к муниципальному образовательному учреждению «(данные изъяты)», отделу образования администрации Усть-Джегутинского муниципального района, Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики о признании действий в части непринятия мер по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему в сельской местности, незаконными и взыскании суммы задолженности в размере (данные изъяты) рублей.

(дата обезличена) Усть-Джегутинским межрайонным прокурором в порядке ст.39 ГПК РФ подано заявление об изменении исковых требований, в котором просил: признать действия муниципального образовательного учреждения «(данные изъяты)», отдела образования администрации Усть-Джегутинского муниципального района, Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики по невыплате компенсаций по расходам, связанным с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему в сельской местности, незаконными и взыскать с муниципального образовательного учреждения «(данные изъяты)» за счет казны Карачаево-Черкесской Республики компенсационные выплаты за период с августа 2008 года по декабрь 2009 года по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему в сельской местности, в пользу Айбазовой Л.Х-М. в размере (данные изъяты) рублей (с учетом уточненных требований в виду описки).

В судебном заседании прокурор поддержал доводы иска и требования изложенные в новой редакции, и просил удовлетворить иск в полном объеме, ссылаясь на ч.1 ст.3 Закона КЧР №92-РЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическими работниками образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Карачаево-Черкесской Республики», который гласит, что возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением осуществляется педагогическому работнику образовательным учреждением, в штате которого состоит (состоял) педагогический работник, в денежной форме.

Истица - Айбазова Л.Х-М., и представители ответчиков - отдела образования администрации Усть-Джегутинского муниципального района и МОУ «(данные изъяты)» в судебное заседание не явились, хотя были надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства.

От представителя ответчика - Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, при этом представили суду письменные возражения, в котором просят в удовлетворении исковых требований прокурора отказать.

От представителя третьего лица - Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики в суд поступило ходатайство, в котором просят рассмотреть дело в их отсутствие, так как исковые требования, заявленные прокурором поддерживают, просят удовлетворить их в полном объеме.

По правилам ч.5 ст.167 ГПК РФ стороны вправе ходатайствовать о рассмотрении дела в их отсутствие. Таким образом, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Заслушав объяснения прокурора, исследовав и оценив письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу, что исковые требования Усть-Джегутинского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению по следующим правовым и фактическим основаниям:

На основании ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно абзацу 3 п.5 ст.55 Закона Российской Федерации «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от (дата обезличена) №52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг», размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от (дата обезличена) N 12-ФЗ), устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Условия и порядок предоставления мер социальной поддержки сельским учителям был регламентирован на уровне субъекта Законом Карачаево-Черкесской Республики от (дата обезличена) (номер обезличен)-РЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическими работниками образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», а с (дата обезличена) вступившим в законную силу Законом Карачаево-Черкесской Республики (номер обезличен)-РЗ от (дата обезличена) «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическими работниками образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Карачаево-Черкесской Республики».

В соответствии с нормами ч.1 ст. 1 вышеуказанного закона КЧР меры социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения предоставляются педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности на территории Карачаево-Черкесской Республики, при этом, в соответствии с нормами ч. 3 ст. 2 указанного закона объем возмещения расходов не может превышать расходов, фактически произведенных педагогическим работником.

В соответствии с нормами ч.1 и 2 ст.3 указанного выше Закона Карачаево-Черкесской Республики (номер обезличен)-РЗ возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением осуществляется педагогическому работнику образовательным учреждением, в штате которого состоит педагогический работник, в форме денежной выплаты (компенсации); выплата производится муниципальным образовательным учреждением на основании представленных документов, в том числе документа, подтверждающего оплату определенных коммунальных услуг.

В соответствии с нормами ч.3 ст.3 Закона КЧР (номер обезличен)-РЗ порядок возмещения указанных расходов устанавливается Правительством Карачаево-Черкесской Республики, однако, на момент спорных взаимоотношений в Карачаево-Черкесской Республике отсутствовал нормативный акт, регламентирующий порядок возмещения расходов сельским учителям средств, потраченных ими на оплату за отопление и освещение.

Согласно ч.1 ст. 3 указанного Закона, возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением осуществляется педагогическому работнику образовательным учреждением, в штате которого состоит (состоял) педагогический работник, в денежной форме.

Факт того, что Айбазова Л.Х-М. является педагогическим работником и зачислена в штат МОУ «(данные изъяты)», проживала и продолжает проживать в а.Новая Джегута, Усть-Джегутинского муниципального района, сторонами не оспаривался и нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.

Исходя из требований закона субъекта, суд пришел к выводу о том, что педагогическому работнику, в чьих интересах заявлен иск, компенсационные выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг должен выплатить его работодатель - МОУ «(данные изъяты)».

Действительно, субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, субъекты получают из Министерства финансов Российской Федерации. Однако, данные субсидии выделяются субъектам только на основании ежеквартально представляемых ими отчетов о фактически понесенных расходах (Постановление Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) N377). Таким образом, чтобы получить такую субсидию, финансовые органы субъекта должны представить в Министерство финансов Российской Федерации сведения о фактически понесенных расходах.

Ответчик - представитель Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики в судебное заседание не явился и не представил суду доказательств того, что субъектом принимались меры к получению субсидий для возмещения расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг сельским учителям.

В связи с этим, суд руководствуясь ст.4 Закона КЧР (номер обезличен), согласно которой, до выделения средств из федерального бюджета на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, финансирование указанных расходов осуществляется в пределах средств, предусмотренных Законом Карачаево-Черкесской Республики «О бюджете Карачаево-Черкесской Республики» на соответствующий финансовый год, в связи с чем, полагает необходимым взыскать сумму задолженности по возмещению расходов, связанных с оплатой жилья и коммунальных услуг за счет казны Карачаево-Черкесской Республики.

Из совокупности приведенных выше норм федеральных и республиканских законов следует, что льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг указанной категории граждан должны быть реально предоставлены, и, следовательно, предусмотрены в бюджете Карачаево-Черкесской Республики, с последующей компенсацией фактически понесенных расходов из федерального бюджета.

В судебном заседании установлено, что с принятием 30 июля 2008 года Закона Карачаево-Черкесской Республики № 65-РЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическими работниками образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», предусматривающего изначальное финансирование указанных расходов из бюджета Карачаево-Черкесской Республики, возмещение расходов по оплате коммунальных услуг с августа 2008 года педагогическим работникам, в том числе истице Айбазовой Л.Х-М., прекращено, что свидетельствует о том, что ответчиками не обеспечено гарантированное законом Айбазовой Л.Х-М. право на оплату труда и возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности.

Согласно представленному расчету задолженность по возмещению понесенных Айбазовой Л.Х-М. расходов по оплате услуг по газоснабжению за период с августа 2008 года по декабрь 2009 года составляет (данные изъяты) рублей, более того, подтверждена представленными квитанциями об оплате потребленного сетевого газа. Учитывая изложенное, суд берет за основу представленный Усть-Джегутинским межрайонным прокурором расчет задолженности и считает необходимым взыскать в пользу истицы Айбазовой Л.Х-М. в возмещение расходов по оплате коммунальных услуг (данные изъяты) рублей.

Указанная сумма задолженности подлежит взысканию с ответчика - муниципального образовательного учреждения «(данные изъяты)» за счет казны Карачаево-Черкесской Республики, поскольку в соответствии с нормами ч.1 ст. 3 Закона Карачаево-Черкесской Республики №65-РЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическими работниками образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», а также аналогичного по содержанию в цитируемой части ныне действующего Закона Карачаево-Черкесской Республики от 29 декабря 2009 года № 92-РЗ возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением осуществляется педагогическому работнику образовательным учреждением, в штате которого состоит педагогический работник, в форме денежной выплаты (компенсации).

Таким образом, исследовав представленные доказательства, оценив их как достоверные и допустимые, признав их совокупность достаточной для разрешения данного дела и принятия решения, суд признает иск Усть-Джегутинского межрайонного прокурора в интересах Айбазовой Л.Х-М. обоснованным и подлежащим удовлетворению по вышеизложенным фактическим и правовым основаниям.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковое заявление Усть-Джегутинского межрайонного прокурора, поданное в интересах Айбазовой Л.Х-М. к муниципальному образовательному учреждению «(данные изъяты)», отделу образования администрации Усть-Джегутинского муниципального района, Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики о признании действий в части невыплаты компенсаций по расходам, связанным с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему в сельской местности, незаконными и взыскании суммы задолженности, удовлетворить.

Признать действия муниципального образовательного учреждения «(данные изъяты)», отдела образования администрации Усть-Джегутинского муниципального района, Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики по невыплате компенсаций по расходам, связанным с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему в сельской местности, незаконными.

Взыскать с муниципального образовательного учреждения «(данные изъяты)» за счет казны Карачаево-Черкесской Республики компенсационные выплаты за период с августа 2008 года по декабрь 2009 года по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему в сельской местности, в пользу Айбазовой Л.Х-М. в размере (данные изъяты)

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики через Усть-Джегутинский районный суд в течение десяти дней.

Решение отпечатано на компьютере в совещательной комнате.

Судья Усть-Джегутинского районного суда

Карачаево-Черкесской Республики Джазаева Ф.А.