постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в виду отсутствия состава административного правонарушения



Дело №5-22/2011

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

07 апреля 2011 года г. Усть-Джегута

Судья Усть-Джегутинского районного суда Карачаево-Черкесской Республики Джазаева Ф.А., рассмотрев материал об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 КоАП РФ в отношении ЗАО «(данные изъяты)», расположенного по адресу: (адрес обезличен),

у с т а н о в и л:

На основании полученной информации от Министерства здравоохранения и курортов КЧР (номер обезличен) от (дата обезличена) и организаций имеющих лицензии на проведение предрейсовых медицинских осмотров, главным специалистом-экспертом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КЧР ФИО4 проведена проверка деятельности ЗАО «(данные изъяты)», расположенного по адресу: (адрес обезличен).

По результатам проверки (дата обезличена) вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении расследования по признакам административных правонарушений, предусмотренных ст.6.3, ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.

По результатам административного расследования, не усмотрев в действиях Общества состава административных правонарушений по указанным статьям, было установлено, что ЗАО «(данные изъяты)» осуществляет деятельность по предрейсовым медосмотрам водителей автотранспорта без лицензии на право ведения медицинской деятельности. По данному факту (дата обезличена) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 КоАП РФ.

Представитель ЗАО «(данные изъяты)» надлежащим образом, извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие. В порядке ст.29.7 КоАП РФ судьей принято решение о рассмотрении дела в отсутствие представителя ЗАО «(данные изъяты)»

Исследовав материалы административного дела, допросив свидетеля, суд находит доводы главного специалиста-эксперта Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КЧР ФИО4, изложенные в протоколе об административном правонарушении и других письменных документах, приобщенных к материалам дела, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

ЗАО «(данные изъяты)» является юридическим лицом, действует на основании устава и законодательства Российской Федерации. Основным видом деятельности ЗАО «(данные изъяты)», согласно Уставу, является производство и реализация цемента и иных строительных материалов и т.д.

Как видно из материалов дела, по результатам административного расследования в отношении ЗАО «(данные изъяты)» главным специалистом-экспертом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КЧР ФИО4 проведена проверка деятельности ЗАО «(данные изъяты)» на предмет соблюдения лицензионного законодательства при проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей общества, в ходе которой установлено, что у Общества отсутствует лицензия на осуществление медицинской деятельности.

Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.20 Кодекса.

Допрошенный по делу в качестве свидетеля главный специалист-эксперт Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КЧР ФИО4, пояснил, что проверка деятельности ЗАО «(данные изъяты)» была проведена на основании полученной информации от Министерства здравоохранения и курортов КЧР, поскольку ЗАО «(данные изъяты)» отсутствовал в перечне организаций, имеющих лицензию на медицинскую деятельность. Выездной проверки не проводилось. По результатам административного расследования было установлено, что Общество осуществляет медицинскую деятельность, не связанную с извлечением прибыли без лицензии. Предрейсовые осмотры водителей проводятся штатными медицинскими работниками организации, прошедшими обучение по подготовке медицинского персонала по вопросам предрейсовых осмотров водителей. Независимо от того является ли осуществление медицинской деятельности основным видом деятельности организации, специальное разрешение на осуществление предрейсовых осмотров водителей должно быть. Фактов оказания услуг по проведению медицинских осмотров другим организациям связанной с извлечением прибыли не выявлено.

Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено проведение обязательных предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств.

Система организации медицинского обеспечения безопасности дорожного движения предусматривает комплекс мероприятий, включающих как медицинскую профилактику дорожно-транспортных происшествий, так и медицинскую помощь при их совершении.

Целью предрейсовых медицинских осмотров водителей является выявление лиц, которые по медицинским показаниям не могут быть допущены к управлению автомобилем как с позиции обеспечения безопасности дорожного движения, так и охраны здоровья водителя и пассажиров.

С этой целью в каждой организации, имеющей автотранспорт, необходимо организовать и в обязательном порядке проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств.

Предрейсовые медицинские осмотры проводятся прошедшими специальное обучение медицинскими работниками (врачами, фельдшерами, медицинскими сестрами).

В соответствии с пунктом 96 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.

В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30 (далее - Положение), лицензирование медицинской деятельности осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи), а также Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития - в части деятельности, осуществляемой организациями государственной системы здравоохранения, а также деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи.

Согласно пункту 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности" (далее - постановление N 30), под медицинской деятельностью понимается выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санитарно-курортной медицинской помощи, к которой в соответствии с Перечнем (приложением) к названному Положению, в том числе относятся работы (услуги) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) водителей транспортных средств.

В пункте 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей.

В соответствии с пунктами 1.2, 1.4 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, являющегося приложением N 2 к Методическим рекомендациям "Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения", организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств", утвержденным Минздравом Российской Федерации и Минтрансом Российской Федерации 29.01.2002, предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств могут проводиться только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат, а медицинское учреждение - лицензию.

Кроме того, 1.6. Положения предусматривает, что предрейсовые медицинские осмотры проводятся медицинским работником, как на базе организации, так и в условиях медицинского учреждения.

Проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей Общества осуществляют медицинские работники ФИО1, ФИО3, ФИО2, на основании трудовых договоров (от (дата обезличена) (номер обезличен); от (дата обезличена) (номер обезличен); от (дата обезличена) (номер обезличен)), исследованных в ходе судебного заседания.

ФИО1 принята ЗАО «(данные изъяты)» в здравпункт на должность медсестры, ФИО2 в здравпункт на должность фельдшера, ФИО3 в цех Автотранспорта на должность нарколога.

Указанные медицинские работники прошли обучение по Программе подготовки медицинского персонала по вопросам проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств. Данный факт подтверждается исследованными в ходе судебного заседания письменными доказательствами (справками (номер обезличен), (номер обезличен), (номер обезличен), выданными РГЛПУ «Наркологический диспансер»).

Кроме того, в ходе проверки общества факт оказания услуг по проведению медицинских осмотров иным хозяйствующим субъектам не был установлен, доказательств получения прибыли Обществом при оказании медицинских услуг материалы дела не содержат.

Объектом административных правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается правовой режим деятельности, не связанной с извлечением прибыли.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ выражается в осуществлении лицензируемого вида деятельности при отсутствии или лишении лицензии либо в нарушении условий, предусмотренных лицензией.

При квалификации правонарушения надо учитывать, что в данной статье речь идет о видах деятельности, не носящих коммерческого характера (например, осуществление медицинской помощи, не преследующей цели извлечения прибыли). Данное обстоятельство определяется уставными документами субъектов, осуществляющих деятельность.

Деятельность, не связанная с получением прибыли, определяется в зависимости от правового статуса юридического лица, ее осуществляющего. Гражданский кодекс РФ в статье 50 устанавливает два вида юридических лиц в зависимости от установления в качестве цели деятельности получения прибыли. Юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, являются коммерческими организациями.

Как следует из Устава ЗАО «(данные изъяты)» основной целью Общества, как коммерческой организации, является получение прибыли.

Основным видом деятельности согласно Уставу Общества является производство и реализация цемента и иных строительных материалов и т.д.

Деятельность общества по проведению медицинских осмотров своих водителей не является основной деятельностью общества, направленной на получение прибыли,а лицензирование медицинской деятельности в силу пункта 2 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30 (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 241), осуществляется, как указано выше, в отношении организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, к которым Общество не относится.

Из указанных положений следует, что требование о необходимости иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности распространяется на тех юридических лиц, для которых такая деятельность является основной.

Статья 24.5 КоАП РФ предусматривает обстоятельства, исключающие производство по делам об административных правонарушениях. Диспозиция данной нормы сформулированы таким образом, что обстоятельства, исключающие производство по делам об административном правонарушении, должны учитываться еще на стадии возбуждения дела, и при наличии хотя бы одного их них производство не может быть начато. Одним из обстоятельств, исключающих производство по делу является отсутствие состава административного правонарушения.

Состава административного правонарушения не будет, если отсутствует хотя бы один из элементов состава правонарушения, в частности, если конкретные действия (бездействие) по нарушению установленного правила поведения совершены не были (нет объективной стороны).

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Общества объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, поскольку считает, проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей Общества осуществляемые медицинскими работниками, принятыми в штат организации, не является осуществлением лицензируемого вида деятельности при отсутствии лицензии.

Кроме того, в нарушений требований ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении не указано время совершения административного правонарушения.

В соответствии с требованиями статьи 26.1 КоАП РФ и по делу об административном правонарушении выяснению подлежит в том числе виновность привлекаемого к ответственности лица.

Исходя из содержания части 2 статьи 2.1 КоАП России, юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, если оно должно было выполнить возложенную на него обязанность (за несоблюдение которой законом установлена ответственность), могло ее выполнить, но лицом не предприняты все зависящие меры по ее выполнению. При этом в отличие от вины физического лица вина юридического лица по сути является характеристикой объективной стороны совершенного административного правонарушения.

Потому, исходя из изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях ЗАО «Кавказцемент» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ.

В силу ст.29.9 КоАП РФ если по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении будет установлено, что в действиях лица в отношении которого составлен протокол, не содержится состава административного правонарушения, то выносится постановление о прекращении производства по делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9,29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

п о с т а н о в и л:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 КоАП РФ в отношении ЗАО «(данные изъяты)», расположенного по адресу: (адрес обезличен) прекратить, в виду отсутствия состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда КЧР в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Усть-Джегутинского районного суда

Карачаево-Черкесской Республики Ф.А. Джазаева