Дело № 2-360/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «13» октября 2011 года с. Усть-Большерецк, Камчатский край Усть-Большерецкий районный суд Камчатского края в составе: председательствующего судьи Доценко Ю.В., при секретаре Руденко В.А., с участием помощника прокурора Усть-Большерецкого района Камчатского края Яшневой Н.Е., представителя ответчика - главного врача муниципального учреждения здравоохранения Октябрьская городская больница Суркова Д.А., представителя ответчика - администрации Усть-Большерецкого муниципального района Кокориной Т.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Усть-Большерецкого района Камчатского края Гвоздева А.А. в интересах неопределенного круга лиц к администрации Усть-Большерецкого муниципального района и к муниципальному учреждению здравоохранения Октябрьская городская больница о признании незаконным бездействие выразившееся в необеспечении беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в здание муниципального учреждения здравоохранения Октябрьская городская больница и об обязывании устранить допущенное нарушение, У С Т А Н О В И Л: Заместитель прокурора Усть-Большерецкого района Камчатского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на те обстоятельства, что прокуратурой района проведена проверка исполнения действующего законодательства Российской Федерации в части обеспечения организациями учреждениями, расположенными на территории Усть-Большерецкого района, доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения При проверке, проведенной прокуратурой района в муниципальном учреждении здравоохранения Октябрьская городская больница (далее - МУЗ Октябрьская горбольница), установлено, что технические характеристики здания, в котором располагается муниципальное учреждение здравоохранения, не в полной мере соответствуют требованиям строительных норм и правил 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 № 73 (далее - СНиП 35-01-2001). Здание МУЗ Октябрьская горбольница оборудовано тремя входами: «Центральный», «со стороны улицы Комсомольская» и «с южной стороны», а также тремя запасными выходами, закрытыми с внутренней стороны на шпингалет и используемые сотрудниками МУЗ Октябрьская городская больница в служебных целях и в качестве пожарных выходов. В соответствии с п. 3.9 СНиП 35-01-2011 лестницы должны дублироваться пандусами, а согласно абз.3 п.3.14 входная площадка при входах, доступных маломобильным группам населения, должна иметь: навес, водоотвод, а в зависимости от местных климатических условий - подогрев, что устанавливается зданием на проектирование. Между тем, лестницы, ведущие к трем входам в МУЗ Октябрьская горбольница: «Центральный», «со стороны улицы Комсомольская» и «с южной стороны» пандусами не дублированы, входные площадки навесов и водоотводов не имеют. Согласно абз.2 п.3.23 СНиП 35-01-2001 дверные проемы, как правило, не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,025 м. В нарушение положений указанного пункта высота порога дверного проема «Центральный» составляет 0,2 м., входа «со стороны улицы Комсомольская» 0,23м., входа « с южной стороны» - 0,2 м. Кроме того, согласно п.3.28 СНиП 35-01-2001 ширина поступей лестниц, кроме внутриквартирных, должна быть не менее 0,3 м., а высота подъёма ступеней - не более 0,15 м. Двухступенчатая бетонная лестница, ведущая к входу «Центральный» указанным параметрам не соответствует. Так, высота подъёма ступени № 1 составляет 0,21 м., ступени № 2-0,17 м. Шестиступенчатая деревянная лестница, ведущая ко входу «с южной стороны» имеет следующие параметры: ширина проступи ступени № 1 - 0,4 м., ступени № 2 - 0,29 м., ступени № 3 - 0,29 м., ступени № 4 - 0, 28 м., ступени № 5 - 0,32 м., ступени № 6 - 2,2 м.; высота подъёма ступени № 1 составляет 0,14 м., ступени № 2 - 0,13 м., ступени № 3 - 0, 16 м., ступени № 4 - 0,13, ступени № 5 - 14,5 см., ступени № 6 - 0, 13м. Таким образом, ступени № № 2,3,4 не соответствуют требованиям, предъявляемым СНиП 35-01-2001. Также, согласно абз.1 п.3.32 СНиП 35-01-2001 вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Лестницы, ведущие к входам «Центральный», «со стороны улицы Комсомольская» и «с южной стороны» МУЗ Октябрьская горбольница ограждениями с поручнями не оборудованы. Указанные нарушения подтверждаются актом проверки от 06.09.2011. Заместитель прокурора считал, что указанные недостатки влекут за собой нарушения прав и законных интересов инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, поскольку вход в здание МУЗ Октябрьская горбольница для них ограничен. Учитывая вышеизложенное, а также то, что учредителем МУЗ Октябрьская горбольница является администрация Усть-Большерецкого муниципального района, к исключительной компетенции которого относится, в том числе, финансирование содержания зданий и сооружений МУЗ Октябрьская горбольница в технически безопасном состоянии, заместитель прокурора просил признать незаконным бездействие администрации Усть-Большерецкого муниципального района и МУЗ Октябрьская горбольница, выразившееся в необеспечении беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в здание МУЗ Октябрьская горбольница, расположенное по адресу: 684102, Камчатский край, Усть-Большерецкий район, п.Октябрьский, ул.Комсомольская, д.95, а также обязать администрацию Усть-Большерецкого муниципального района и МУЗ Октябрьская горбольница в течение 1 месяца с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить беспрепятственный доступ маломобильных групп населения в здание МУЗ Октябрьская горбольница, расположенное по адресу: 684102, Камчатский край, Усть-Большерецкий район, п.Октябрьский, ул.Комсомольская, д.95, путем приведения указанного здания в соответствие с требованиями строительных норм и правил 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 № 73. В судебном заседании заместитель прокурора Усть-Большерецкого района Яшнева Н.Е. исковые требования поддержала в полном объёме, уточнив, что срок для понуждения администрации Усть-Большерецкого муниципального района и МУЗ Октябрьская горбольница обеспечить беспрепятственный доступ маломобильных групп населения в здание МУЗ Октябрьская горбольница, путем приведения указанного здания в соответствие с требованиями строительных норм и правил 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 № 73 необходимо установить до 01 июля 2012 года. Представитель ответчика - администрации Усть-Большерецкого муниципального района, действующая на основании доверенности, Кокорина Т.Е. исковые требования в части признания незаконным бездействие администрации Усть-Большерецкого муниципального района и МУЗ Октябрьская горбольница, выразившееся в необеспечении беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в здание МУЗ Октябрьская горбольница не признала, указав, что администрацией используются все предоставленные законом в этой сфере правомочия, в том числе, административно-распорядительного характера. Для установки беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в здание МУЗ Октябрьская горбольница необходим капитальный ремонт, который может осуществляться в пределах, предусмотренных в бюджете денежных средств. Однако в связи с недостаточностью материальных ресурсов и отсутствием возможности их пополнения возможность у администрации обеспечения надлежащим образом беспрепятственного доступа для инвалидов в здание больницы отсутствовала. Кроме того, указала, что требования СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» не подлежат применению в ранее возведенных домах. В остальной части считала исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Представитель ответчика - главный врач МУЗ «Октябрьская горбольница» Сурков Д.А. полагал справедливым постановку вопроса об обязании обеспечить беспрепятственный доступ маломобильных групп населения в здание МУЗ Октябрьская горбольница, путем приведения указанного здания в соответствие с требованиями строительных норм и правил 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Вместе с тем, исковые требования в части признания незаконным бездействие администрации Усть-Большерецкого муниципального района и МУЗ Октябрьская горбольница, выразившееся в необеспечении беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в здание МУЗ Октябрьская горбольница не признал, пояснив, что МУЗ Октябрьская горбольница предпринимались всевозможные меры на изыкание денежных средств для установки пандусов в соответствии с существующими СНиПами, поскольку обустройство пандуса является реконструкцией здания необходимы значительные денежные поступления, которых больница в настоящее время не имеет. Между тем, согласно долгосрочной краевой целевой программе «Модернизация здравоохранения Камчатского края на 2011-2011 г.г.», утвержденной Постановлением Правительства Камчатского края № 109-П от 30.03.2011г., в которую вошло МУЗ Озерновская горбольница, предусмотрено финансирование капитального ремонта в больнице, следовательно, в течение 2012 году будет установлен беспрепятственный доступ маломобильных групп населения в здание МУЗ Октябрьская горбольница. Кроме того дополнил, что в настоящее время вход в здание МУЗ Октябрьской городской больницы осуществляется через отделение скорой помощи, в штате которой имеется санитар и его функциональные обязанности предусматривают оказание помощи именно этой группе населения. Исследовав материалы данного гражданского дела, суд пришел к следующему. Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Из искового заявления заместителя прокурора Усть-Большерецкого района Камчатского края следует, что услугами МУЗ Октябрьская горбольница пользуется неограниченное число лиц, в том числе и те (маломобильные граждане) для кого указанные недостатки могут повлечь нарушение прав и законных интересов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, поскольку вход в здание МУЗ Октябрьская горбольница для них ограничен. В связи с этим суд находит обращение в суд заместителя прокурора Усть-Большерецкого района правомерным. Статья 7 Конституции РФ регламентирует, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются иные гарантии социальной защиты. В соответствии с п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. Статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов определяется, как система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальной поддержкой инвалидов признается система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения. Статья 15 названного Закона возлагает на Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм обязанность по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). В судебном заседании установлено, что МУЗ Октябрьская горбольница, является лечебно-профилактическим учреждением, финансируемым за счет бюджета Усть-Большерецкого муниципального района на основе сметы и иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации, учредителем данного учреждения является администрация Усть-Большерецкого муниципального района (п.п.1.1, 1.5, Устава МУЗ Октябрьская горбольница). В ходе рассмотрения дела также установлено, что в МУЗ Октябрьская горбольница допущены нарушения требований п.3.9, абз.3 п.3.14, абз.2 п.3.23, п.3.28, абз.1 п.3.32 СНиП 35-01-2001, что подтверждается актом проверки составленным помощником прокурора Усть-Большерецкого района Яшневой Н.Е. совместно с начальником хозяйственного отдела МУЗ Октябрьская гор больница П.Е.Б. о соблюдении требований в МУЗ Октябрьская горбольница действующего законодательства в части обеспечения доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения и сторонами в судебном заседании не оспаривалось. В частности, судом установлено: лестницы, ведущие к трем входам в МУЗ Октябрьская горбольница: «Центральный», «со стороны улицы Комсомольская» и «с южной стороны» пандусами не дублированы; входные площадки навесов и водоотводов не имеют; высота порога дверного проема «Центральный» входа составляет 0,2 м., входа «со стороны улицы Комсомольская» 0,23м., входа «с южной стороны» - 0,2 м.; двухступенчатая бетонная лестница, ведущая к входу «Центральный» имеет высоту подъёма ступени № 1 - 0,21 м., ступени № 2-0,17 м, шестиступенчатая деревянная лестница, ведущая к входу «с южной стороны» имеет следующие параметры: ширина проступи ступени № 1 - 0,4 м., ступени № 2 - 0,29 м., ступени № 3 - 0,29 м., ступени № 4 - 0, 28 м., ступени № 5 - 0,32 м., ступени № 6 - 2,2 м.; высота подъёма ступени № 1 составляет 0,14 м., ступени № 2 - 0,13 м., ступени № 3 - 0, 16 м., ступени № 4 - 0,13, ступени № 5 - 14,5 см., ступени № 6 - 0, 13м.; лестницы, ведущие к входам «Центральный», «со стороны улицы Комсомольска» и «с южной стороны» МУЗ Октябрьская горбольница ограждениями с поручнями не оборудованы, что не соответствует нормативным требованиям. При изложенных обстоятельствах с учетом того, что здание МУЗ Октябрьская горбольница относится к объектам социальной инфраструктуры, к которым в силу приведенных выше норм закона должен быть обеспечен беспрепятственный доступ для инвалидов, в том числе инвалидов, использующих кресла-коляски, суд считает необходимым обязать МУЗ Октябрьская городская больница и администрацию Усть-Большерецкого муниципального района принять меры по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в здание МУЗ Октябрьская городская больница, расположенного по адресу: Камчатский край, Усть-Большерецкий район, п.Октябрьский, ул.Комсомольская, д.95, и устранить указанные нарушения путем приведения данного здания в соответствие с требованиями СНиП 35-01-2011. Не может быть принят во внимание довод представителя ответчика Кокориной Т.Е. о том, что требования СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», регламентирующие правила оборудования пандусов, не подлежат применению в ранее возведенных домах. Поскольку у входов здание в социально значимых учреждениях, таких как больница, должно быть наличие пандусов соответствующих нормативным правилам независимо от времени возведения самого дома. То обстоятельство, что в статье 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не имеется ссылки на данный СНиП и какие-либо другие технические нормативы, не означает, что они не должны соблюдаться при осуществлении мероприятий для обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Действительно, частью 5 статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Однако данное обстоятельство не может служить отказом к удовлетворению требования заместителя прокурора, поскольку никаких доказательств технической невозможности приведения здания МУЗ Октябрьская городская больница в соответствие с нормативными требованиями до проведения капитального ремонта суду в ходе рассмотрения дела не представлено. В случае установления данного обстоятельства в ходе исполнения решения суда ответчики не лишены права в порядке ст. 203 ГПК РФ поставить вопрос об изменении способа и порядка исполнения решения суда. В соответствии со ст.ст. 2, 15, 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно. К вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. Статьей 17 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что в целях решений вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов создают муниципальные предприятия и учреждения, финансируют муниципальные учреждения. Согласно ст.120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Поскольку МУЗ Октябрьская городская больница не представило суду доказательств обращения к учредителю с требованием о проведении финансирования для устранения выявленных в здании нарушений или самостоятельно принимаемых мер по их устранению, а орган местного самоуправления не обеспечил надлежащее финансирование бюджетного учреждения с целью обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в здание МУЗ Октябрьская горбольница, суд находит требования прокурора в части признания незаконным бездействие указанных организаций выразившееся в необеспечении беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в здание МУЗ Октябрьская горбольница правомерными. В соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Учитывая мнение помощника прокурора, суд приходит к выводу о необходимости обязать ответчика принять меры по устранению нарушений законодательства в сфере охраны труда, до 01 июля 2012 года. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Требования заместителя прокурора Усть-Большерецкого района Камчатского края Гвоздева А.А., действующего в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Усть-Большерецкого муниципального района и муниципального учреждения Октябрьская городская больница, выразившееся в необеспечении беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в здание муниципального учреждения здравоохранения Октябрьская городская больница, расположенное по адресу: 684102, Камчатский край, Усть-Большерецкий район, п.Октябрьский, ул.Комсомольская, д.95. Обязать администрацию Усть-Большерецкого муниципального района и муниципальное учреждение здравоохранения Октябрьская городская больница в срок до 01 июля 2012 года обеспечить беспрепятственный доступ маломобильных групп населения в здание муниципального учреждения Октябрьская городская больница, расположенное по адресу: 684102, Камчатский край, Усть-Большерецкий район, п.Октябрьский, ул.Комсомольская, д.95, путем приведения указанного здания в соответствие с требованиями строительных норм и правил 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 № 73. Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Усть-Большерецкий районный суд Камчатского края в течение 10 дней со дня принятия решение в окончательной форме. Судья Ю.В.Доценко -а