Дело № 2-169/2011г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с. Усть-Большерецк 27 июня 2011 года Усть-Большерецкого района Камчатского края Усть-Большерецкий районный суд Камчатского края в составе: Председательствующего судьи Кирилловой Н.А., при секретаре Никитиной Е.В., с участием: Помощника прокурора Усть-Большерецкого района Добженецкого А.Б. Главного государственного инспектора ГПН по Усть-Большерецкому району УГПН ГУ МЧС России по Камчатскому краю Розумей В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Большерецк Камчатского края гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Усть-Большерецкого района Гвоздева А.А., поданное в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к администрации Октябрьского городского поселения Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края о возложении обязанности в срок до 01 сентября 2011г. устранить нарушения правил пожарной безопасности в здании администрации Октябрьского городского поселения, расположенном по адресу: п. Октябрьский, ул. Комсомольская д.3), а именно: - разработать и вывесить на видных местах план (схему) эвакуации людей в случаях пожара соответствующий требованиям п. 16 Правил пожарной безопасности и ГОСТа 12.2 143-2009; - оборудовать здание администрации Октябрьского городского поселения автоматической пожарной сигнализацией в соответствии с требованиями п. 14 Норм пожарной безопасности (НПБ 110-03), утв. Приказом МЧС России от 18.06.2003г. № 315, - произвести в здании администрации Октябрьского городского поселения замеры сопротивления электропроводки и заземляющих устройств в соответствии с п. 2.12.17 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 13 января 2003г. № 6, У С Т А Н О В И Л: 01 июня 2011г. заместитель прокурора Усть-Большерецкого района Гвоздев А.А. обратился в Усть-Большерецкий районный суд с указанным выше исковым заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц (с учетом уточнения исковых требований в судебном заседании 22 и 27 июня 2011г.). В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Усть-Большерецкого района проведена проверка, в результате которой установлено, что помещения здания администрации Октябрьского городского поселения по адресу: п. Октябрьский, ул. Комсомольская д.3 не соответствуют требованиям пожарной безопасности, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, которые могут находится в указанном здании. Помощник прокурора Усть-Большерецкого района Добженецкий А.Б. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объёме по основаниям, указанным в исковом заявлении. Указал, что помещение администрации муниципального образования является общественным местом, которое ежедневно посещает неопределенный круг лиц. В этом же здании проводятся различного рода общественные мероприятия, в том числе, выборы в органы местного самоуправления. Нарушение правил пожарной безопасности создает реальную угрозу их жизни и здоровью. Необходимость оборудования здания администрации Октябрьского городского поселения автоматической пожарной сигнализацией предусмотрена п.п. 4, 14 Норм пожарной безопасности (НПБ 110-03), утв. Приказом МЧС России от 18.06.2003г. № 315 и п. 7.2 Таблицы - приложения к НПБ 110-03. Полагает, что достаточным сроком для устранения недостатков является 01 сентября 2011г. Ответчик - администрация Октябрьского городского поселения Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края, при надлежащем извещении о месте и времени судебного заседания в суд представителя не направила, о причинах неявки суд не известила - л.д. 32. Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица - Усть-Большерецкая территориальная избирательная комиссия при надлежащем извещении о месте и времени судебного заседания в суд представителя не направила, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. На основании ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика и третьего лица. Главный государственный инспектор ГПН по Усть-Большерецкому району УГПН ГУ МЧС России по Камчатскому краю Розумей В.П., исковые требования прокурора поддержал в судебном заседании и пояснил, что нарушения, указанные в акте проверки от 02 марта 2011 года действительно были установлены в ходе проверки здания администрации, выявленные нарушения, такие как отсутствие в помещении системы оповещения и управления эвакуацией (автоматической противопожарной сигнализации), отсутствие замеров сопротивления изоляции электропроводки и заземляющих устройств в совокупности с иными установленными нарушениями правил пожарной безопасности (отсутствие плана-схемы эвакуации людей при пожаре) создают реальную возможность воспламенения помещения и несвоевременную эвакуацию людей, что создает угрозу для их жизни и здоровья, в случае нахождения в помещениях здания администрации. Учитывая, что здание администрации имеет площадь менее 12000 кв.м. и является зданием административно-бытового назначения, то в соответствии с п. 14 Норм пожарной безопасности (НПБ 110-03), утв. Приказом МЧС России от 18.06.2003г. № 315 и п. 7.2 Таблицы - приложения к ним, указанное здание должно быть оборудовано автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС). Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Факты указанных в исковом заявлении нарушений правил пожарной безопасности, допущенные администрацией Октябрьского городского поселения подтверждаются совместным актом обследования указанного здания от 02 марта 2011г. - л.д. 11. В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. от 25.11.2009) обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. В силу положений п.1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом № 313 от 18.06.2003 Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Пунктом 10 Правил пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. В соответствии с п. 16 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. Требования к плану (схеме эвакуации) установлены национальным стандартом РФ ГОСТ Р 12.2.143-2009 "Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 июля 2009 г. N 260-ст). Этим же Приказом отменен ГОСТ Р12.2143-2002. Пунктом 1.1.1. - 1.1.2. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 13 января 2003г. № 6 предусмотрено, что правила имеют целью обеспечить надежную, безопасную и рациональную эксплуатацию электроустановок и содержание их в исправном состоянии. Правила распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, а также граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В (далее - Потребители). Они включают в себя требования к Потребителям, эксплуатирующим действующие электроустановки напряжением до 220 кВ включительно. Пунктом 2.12.17 предусмотрено, что проверка состояния стационарного оборудования и электропроводки аварийного и рабочего освещения, испытание и измерение сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств должны проводиться при вводе сети электрического освещения в эксплуатацию, а в дальнейшем по графику, утвержденному ответственным за электрохозяйство Потребителя, но не реже одного раза в три года. Результаты замеров оформляются актом (протоколом) в соответствии с нормами испытания электрооборудования (приложение 3). Сопротивление изоляции - один из наиважнейших параметров электросети, имеющий прямое отношение не только к работоспособности электроустановки, но и к безопасности людей, использующих данную электросеть. Именно поэтому данный параметр подлежит тщательной проверке, что регламентируется Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителя (ПТЭЭП). Причем, замеры сопротивления изоляции производятся не только на вновь вводимых объектах, но и в действующих электроустановках, что, опять же, является обязательным требованием нормативно-технических документов. Проверка изоляции производится с периодичностью, определяемой по «Нормам испытания электрооборудования и аппаратов электроустановок потребителя» (Приложение Э1 ПТЭЭП). Замер сопротивления изоляции электропроводки - это определение качественной характеристики диэлектрической оболочки проводника. То есть, в ходе данной проверки устанавливается фактическая сопротивляемость, после чего она сравнивается с нормированной. Если результаты замера сопротивления изоляции электропроводки удовлетворяют нормативам, электропроводка может эксплуатироваться, в противном случае использование такой проводки грозит жизни и здоровью, поскольку электросеть со сниженным сопротивлением изоляции представляет повышенную угрозу с точки зрения пожарной безопасности. После проведения измерений сопротивления изоляции электротехническая лаборатория выдает на руки заказчику протокол результатов. Наличие данного документа является обязательным условием для эксплуатации электросетей Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)" установлены основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС). Пунктом 14 НПБ 110-03 утвержден Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией. Согласно п. 7.2 Таблицы- приложения здания административно-бытового назначения менее 12 000 кв.м. должны быть оборудованы автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС). Исходя из изложенного выше, суд приходит к выводу, о том, что требования прокурора подлежат удовлетворению. Разрешая вопрос о сроке, который потребуется для устранения нарушений суд полагает, что срок предложенный прокурором - до 01 сентября 2011г. является разумным и достаточным для устранения всех указанных выше требований пожарной безопасности здания. При подаче искового заявления в соответствии с п.3 ч.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ подлежала оплате государственная пошлина в размере 200 руб. (иск подан прокурором в интересах физических лиц). В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, учитывая, что прокурор в силу п. 9 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления в суд был освобожден, госпошлина подлежит взысканию с ответчика - администрации Октябрьского городского поселения Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края. Согласно ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации) подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов. На основании изложенного и руководствуясь ст. 39, 173, 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление заместителя прокурора Усть-Большерецкого района Гвоздева А.А., поданное в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к администрации Октябрьского городского поселения Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края о возложении обязанности в срок до 01 сентября 2011г. устранить нарушения правил пожарной безопасности в здании администрации Октябрьского городского поселения, расположенного по адресу: п. Октябрьский, ул. Комсомольская д.3 - удовлетворить. Возложить на администрацию Октябрьского городского поселения Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края обязанность в срок до 01 сентября 2011г. устранить нарушения правил пожарной безопасности в здании администрации Октябрьского городского поселения, расположенном по адресу: п. Октябрьский, ул. Комсомольская д.3, а именно: - разработать и вывесить на видных местах план (схему) эвакуации людей в случаях пожара соответствующий требованиям п. 16 Правил пожарной безопасности и ГОСТ Р 12.2.143-2009; - оборудовать здание администрации Октябрьского городского поселения автоматической пожарной сигнализацией в соответствии с требованиями п. 14 Норм пожарной безопасности (НПБ 110-03), утв. Приказом МЧС России от 18.06.2003г. № 315, - произвести в здании администрации Октябрьского городского поселения замеры сопротивления электропроводки и заземляющих устройств в соответствии с п. 2.12.17 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 13 января 2003г. № 6. Взыскать с администрации Октябрьского городского поселения Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края государственную пошлину в доход местного бюджета (бюджета Усть-Большерецкого муниципального района) в сумме 200 (двести) руб. 00 коп. На решение может быть подана кассационная жалоба в Камчатский краевой суд через Усть-Большерецкий районный суд в течение 10 дней с момента вынесения решения. - - Судья Н.А.Кириллова