Дело № 2-37/2011 Решение по иску прокурора об обязанности произвести лицензирование на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров школьным автобусом



         Дело № 2-37/2011

                  

РЕШЕНИЕ

          ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«20» января 2011 года           с. Усть-Большерецк, Камчатский край

Усть-Большерецкий районный суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Доценко Ю.В.,

при секретаре Руденко В.А.,

с участием:

помощника прокурора Усть-Большерецкого района Камчатского края Добженецкого А.Б., действующего на основании доверенности № 8/7-461 в -2011 от 14 января 2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Усть-Большерецкого района Камчатского края Гвоздева А.А. в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению Большерецкая средняя общеобразовательная школа № 5 о возложении обязанности в срок до 01 июня 2011 года произвести в соответствии с действующим законодательством лицензирование на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров школьным автобусом <данные изъяты>, государственный регистрационный знак ,

    У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора Усть-Большерецкого района Камчатского края обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению Большерецкая средняя общеобразовательная школа № 5 (далее - МОУ Большерецкая СОШ № 5) 5 о возложении обязанности в срок до 01 июня 2011 года произвести в соответствии с действующим законодательством лицензирование и получить лицензию на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров школьным автобусом <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , ссылаясь на те обстоятельства, что прокуратурой Усть-Большерецкого района проведена проверка в сфере реализации приоритетного национального проекта «Образование» на предмет организации перевозок детей и эксплуатации школьных автобусов в образовательных учреждениях Усть-Большерецкого муниципального района. Проведенной проверкой установлено, что МОУ Большерецкая СОШ № 5 на праве оперативного управления владеет школьным автобусом <данные изъяты>, государственный регистрационный знак предназначенным для перевозки детей. При этом лицензия на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованном для перевозки более восьми человек, у образовательного учреждения отсутствует.

         В исковом заявлении заместитель прокурора также указал, что МОУ Большерецкая СОШ № 5 в соответствии с действующим федеральным законодательством обязано пройти лицензирование деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, для получения лицензии (разрешения) у лицензирующего органа - Управления государственного автодорожного надзора по Камчатскому краю.

        Заместитель прокурора полагал, что неполучение МОУ Большерецкая СОШ № 5 лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, влечет нарушение конституционных прав несовершеннолетних граждан - учащихся образовательного учреждения на охрану жизни и здоровья, число которых постоянно меняется, что в свою очередь нарушает права неопределенного круга лиц.

          В судебном заседании помощник прокурора Усть-Большерецкого района Камчатского края Добженецкий А.Б. исковые требования уточнил, просил обязать МОУ Большерецкая СОШ № 5 произвести в соответствии с действующим законодательством лицензирование на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров школьным автобусом <данные изъяты> государственный регистрационный знак в срок до 01 июня 2011 года. В остальной части от исковых требований отказался, о чем вынесено отдельное определение.

         Ответчик - МОУ Большерецкая СОШ № 5 о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела без участия представителя.

        Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - Управления образования администрации Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела без участия представителя.

        Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - Усть-Большерецкий муниципальный район Камчатского края, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела без участия представителя. При этом представитель представил в суд письменный отзыв, согласно которому с исковыми требованиями не согласен, поскольку п.62 ч.1 ст.17 Закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). Таким образом полагал, что юридическое лицо (образовательное учреждение) не должно осуществлять лицензирование данного вида деятельности, поскольку автобус используется только для нужд школы.

Суд в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав пояснения помощника прокурора, исследовав материалы данного гражданского дела, суд пришел к следующему.

Согласно части 1 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина.

В силу статьи 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью и их правовая защита - обязанность государства.

Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Вопросы соблюдения действующего федерального законодательства юридическими лицами затрагивают интересы Российской Федерации, осуществление деятельности без соответствующей лицензии по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованном для перевозок более восьми человек влечет нарушение прав несовершеннолетних граждан - учащихся образовательного учреждения на охрану жизни и здоровья, число которых постоянно меняется, что в свою очередь нарушает права неопределенного круга лиц.

В связи с этим суд находит обращение в суд заместителя прокурора Усть-Большерецкого района правомерным.

Статьёй 4 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Из п.62 ч.1 ст.17 данного закона следует, что лицензированию подлежит деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, осуществляемая на территории Российской Федерации юридическими лицами подлежит обязательному лицензированию.

Порядок лицензирования установлен Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637 (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 2 Положения лицензирование перевозок пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.

В силу пункта 6 Положения, для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган ряд документов, предусмотренных Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии со ст.ст.1,5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством лицензирования отдельных видов деятельности, осуществляемых на автомобильном транспорте, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что согласно Уставу МОУ Большерецкая СОШ № 5 является некоммерческой организацией созданной в форме учреждения. Целью создания является: реализация образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; создание основы для осознанного выбора освоения профессиональных образовательных программ: воспитание гражданственности, трудолюбия; уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье; охрана и укрепление здоровья обучающихся; развитие личности, её самореализация и самоопределение. Учреждение является самостоятельным юридическим лицом. Учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными актами в области защиты прав ребенка, Законом Российской Федерации «Об образовании» и другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Камчатского края и Усть-Большерецкого муниципального района, Управления образования администрации Усть-Большерецкого муниципального района, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Типовым положением о специальном /коррекционном/ образовательном учреждении для обучающихся с отклонениями в развитии, а также настоящим Уставом и локальными правовыми актами Учреждения (л.д.19-21).

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Усть-Большерецкого муниципального района, принятого решением Думы Усть-Большерецкого муниципального района от 16.03.2006 № 28, муниципальные учреждения в отношении закрепленного за ними имущества осуществляются в пределах и порядке, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О некоммерческих организациях», в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества, права владения, пользования и распоряжения им.

И.о. руководителя управления образования администрации Усть-Большерецкого муниципального района вынесен приказ № 136 от 18 декабря 2008 года о передаче школьного автобуса для перевозки детей <данные изъяты> на сумму <данные изъяты> рублей ГК № от 14.05.2008г. МОУ Большерецкая СОШ № 5 (л.д.13).

18 декабря 2008 года по акту приемки-передачи в собственность МОУ Большерецкая СОШ № 5 в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Закупка автобусов для общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности», приказом Министерства образования и науки Камчатского края от 17.12.2008 года и приказом управления образования администрации Усть-Большерецкого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ передан автобус <данные изъяты> (л.д.14).

В тот же день директором МОУ Большерецкая СОШ № 5 вынесен приказ о постановке на баланс автобуса «<данные изъяты>» (л.д.15).

Согласно свидетельству о регистрации ТС <адрес> собственником автобуса <данные изъяты>», регистрационный знак является МОУ Большерецкая СОШ № 5 (л.д.18).

Из сообщения и.о.руководителя управления образования администрации Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края от 14 декабря 2010 года адресованному в прокуратуру Усть-Большерецкого района следует, в рамках нацпроекта «Образование» две школы района получили автобусы для провоза детей к школе: МОУ Большерецкая СОШ № 5 и МОУ Озерновская СОШ № 3. Автобус МОУ Большерецкая СОШ № 5 используются строго по назначению. Автобус МОУ Озерновская СОШ № 3 не используется по причине слабых технических характеристик автобуса, плохим состоянием дорог и природно-климатическим условиям Озерновского региона. Лицензии на право осуществления подвоза детей в школах нет, так как это не предусмотрено требованиями. Особые требования предъявляются водителю автобуса (категория, стаж). Эти требования выдерживаются (л.д.22).

Согласно п.6.2. Устава МОУ Большерецкой СОШ № 5 обучающимся гарантируются охрана жизни и здоровья, защита прав и интересов.

Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (в редакции Приказа Минтранса РФ от 18.07.2000 №75), школьные перевозки относятся к группе «специальных» и к этому виду перевозок предъявляются повышенные требования

Как следует из пункта 21 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов ( утверждено приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 г. № 27 ) основными задачами организаций по обеспечению безопасности дорожного движения являются: обеспечение профессиональной надежности водительского состава; обеспечение эксплуатации транспортных средств в технически исправном состоянии; обеспечение безопасных условий перевозок пассажиров.

Если хозяйствующий субъект, в том числе и детское учреждение, имеет собственный автобус, то на него также распространяются требования всех нормативных документов, касающиеся обеспечения безопасности перевозок.

При таких обстоятельствах суд полагает требования, изложенные в исковом заявлении подлежащими удовлетворению.

Анализ вышеуказанных нормативно-правовых актов свидетельствует о том, что законодатель, предусмотрел, что в целях избежания наступления возможных неблагоприятных последствий деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек должна быть лицензирована.

Кроме того, приминая данное решение, суд учитывает, что конституционное право детей обучающихся в образовательных учреждениях на образование подразумевает право на получение образования в условиях, не подвергающих их жизнь и здоровье какой-либо опасности.

Суд считает, что только лицензирование деятельности по перевозке пассажиров способно обеспечить безопасную перевозку детей, где будут решаться вопросы: профессиональной надежности водительского состава, эксплуатации транспортного средства в технически исправном состоянии, безопасности условий перевозки.

В связи с изложенным, доводы Усть-Большерецкого муниципального района изложенные в письменном отзыве на исковое заявление о том, что юридическое лицо (образовательное учреждение) не должно осуществлять лицензирование данного вида деятельности, поскольку автобус используется только для нужд школы, суд находит необоснованными.

Разрешая вопрос о сроке, которые необходимо предоставить образовательному учреждению для осуществления мероприятий, направленных на исполнение требований прокурора, суд принимает во внимание всю полноту действий, которые следует провести для проведения лицензирования и получении лицензии на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров и полагает разумным установить срок до 01 июня 2011 года.

В соответствии со ст.ст. 103 ГПК РФ, ч.2 ст. 61.1 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет муниципального района. При определении размера суммы государственной пошлины суд учитывает, что исковое заявление содержит требования неимущественного характера, и рассчитывает государственную пошлину исходя из положений п/п 3 п.1 ст. 333.19 НК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

    

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление заместителя прокурора Усть-Большерецкого района Камчатского края Гвоздева А.А. в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.

Возложить на Муниципальное образовательное учреждение Большерецкая средняя общеобразовательная школа № 5 обязанность в срок до 01 июня 2011 года произвести в соответствии с действующим законодательством лицензирование на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров школьным автобусом <данные изъяты> государственный регистрационный знак .

Взыскать с Муниципального образовательного учреждения Большерецкая средняя общеобразовательная школа № 5 в пользу бюджета Усть-Большерецого муниципального района Камчатского края государственную пошлину в сумме 4 000 (четыре тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Усть-Большерецкий районный суд Камчатского края в течение 10 дней.

Судья                     Ю.В.Доценко