Дело № 2-124/2011 Решение об отказе в удовлетворении исковых требований о признании незаконным ненормативного правового акта, взыскании компенсации ущерба



                                                                                                                          Дело № 2-124/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 апреля 2011 года                                                                                          с. Усть-Большерецк

Усть-Большерецкий районный суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи                                                                             Матвеева К.В.

при секретаре                                                                                                          Крыловой Н.А.

с участием представителя истца Кисельникова Г.И.,

представителя ответчика Праздниковой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края в лице Главы Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края к Майоровой О.В., Думе Усть-Большерецкого муниципального района о признании незаконным ненормативного правового акта, взыскании компенсации ущерба,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с указанным иском к ответчикам, ссылаясь на те обстоятельства, что 29 октября 2010 года Майорова О.В. единолично издала распоряжение № 47-к, которым уволила себя с муниципальной должности председателя Думы Усть-Большерецкого муниципального района по собственному желанию в связи с выходом на государственную пенсию, отделу бухгалтерского учета и отчетности Администрации Усть-Большерецкого муниципального района постановлено выплатить Майоровой О.В. денежную компенсацию за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск, премию в размере трех месячных фондов оплаты труда в связи с выходом на пенсию, выплачивать ежемесячно сохраняемое денежное вознаграждение до устройства на новую работу либо доплату до уровня прежнего денежного вознаграждения в соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона Камчатского края от 04.05.2008 года № 59 “О муниципальных должностях в Камчатском крае” в течение одного года со дня освобождения от должности. Вместе с тем при вынесении данного распоряжения Майоровой О.В. не был соблюден порядок его вынесения, поскольку освобождение от должности председателя Думы производится на заседании Думы и оформляется ее решением. Кроме того, в соответствии с требованиями ст. 8 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” днем окончания срока, на который избираются органы местного самоуправления, в настоящем случае является второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов, то есть полномочия Майоровой О.В. как депутата и председателя Думы истекли 10 октября 2010 года, в связи с чем оспариваемое распоряжение принято неправомочным лицом. Выплата премии в размере трех месячных фондов оплаты труда в связи с выходом на пенсию также незаконна и по тем основаниям, что данная премия выплачивается в порядке, утвержденном руководителем соответствующего муниципального органа, вместе с тем нормативный акт, определяющий порядок выплаты данной премии председателем Думы не утвержден. Финансирование деятельности Думы является расходным обязательством местного бюджета, в связи с чем из бюджета муниципального района произведены соответствующие выплаты согласно оспариваемому распоряжению. На основании изложенного, просил признать незаконным указанное распоряжение и взыскать с Майоровой О.В. в пользу Усть-Большерецкого муниципального района в возмещение ущерба сумму выплаченной премии в размере трех месячных фондов оплаты труда в связи с выходом на пенсию - 449400 руб. 66 коп.

В судебном заседании представитель истца Кисельников Г.И. исковые требования уменьшил, просил признать незаконным пункт 1 указанного распоряжения - Майорову О.В. уволить с 29.10.2010 года с муниципальной должности председателя Думы Усть-Большерецкого муниципального района по собственному желанию в связи с выходом на государственную пенсию, пункт 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, абзац пункта 2 - выплатить премию в размере трех месячных фондов оплаты труда в связи с выходом на пенсию. Пояснил, что иск поддерживает по основаниям, изложенным в исковом заявлении, в дополнение указал, что данная премия является поощрительной выплатой и может быть выплачена, если лицо добросовестно исполняет свои обязанности и выходит на пенсию по муниципальной службе, вместе с тем Майорова О.В. уже находится на пенсии по старости, в связи с чем ей данная премия выплачена быть не может. Также указал, что решение о выплате данной поощрительной выплаты должно было быть принято на заседании Думы, вместе с принятием добровольной отставки председателя Думы, кроме того, в распоряжении незаконно сделаны ссылки о выходе на государственную пенсию, применены положения Трудового кодекса РФ.

Представитель Думы Усть-Большерецкого муниципального района Праздникова Л.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” полномочия председателя Думы Майоровой О.В. истекли со дня начала работы Думы Усть-Большерецкого муниципального района нового созыва, то есть с 01.11.2010 года. Также дополнила, что вопрос о досрочном прекращении полномочий председателя Думы был решен последней в единоличном порядке, в связи с поступлением в Думу Усть-Большерецкого муниципального района разъяснений из прокуратуры Усть-Большерецкого района, согласно которых полномочия депутатов Думы истекли 10.10.2011 года, поэтому в связи с невозможностью провести заседание Думы, данное распоряжение было принято Майоровой О.В. единолично. Согласно Закону Камчатского края “О муниципальных должностях” Майорова О.В. при выходе на пенсию имеет право на получение поощрительной выплаты в размере 3-х фондов оплаты труда. Термин “выход на пенсию” следует понимать как оставление пенсионерами работы. Таким образом, поскольку Майоровой О.В. досрочно назначена трудовая пенсия по старости, закон не указывает вид пенсии при выходе на которую выплачивается указанная поощрительная выплата, последняя имеет право на получение данной выплаты.

Ответчик Майорова О.В. исковые требования не признала, поддержала пояснения представителя Думы Усть-Большерецкого района.

Исследовав материалы данного гражданского дела, выслушав лиц участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

В судебном заседании установлено, что 17.11.2005 года Майорова О.В. была избрана председателем Думы Усть-Большерецкого муниципального района, что подтверждается копией решения Думы от 17.11.2005 года (л.д. 114).

Распоряжением председателя Думы Усть-Большерецкого муниципального района Майоровой О.В. от 29.10.2010 года, последняя была уволена с 29.10.2010 года с муниципальной должности председателя Думы Усть-Большерецкого муниципального района по собственному желанию в связи с выходом государственную пенсию, пункт 3 части первой статьи 77 ТК РФ. Отделу бухгалтерского учета и отчетности Администрации Усть-Большерецкого муниципального района постановлено выплатить Майоровой О.В. денежную компенсацию за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск, премию в размере трех месячных фондов оплаты труда в связи с выходом на пенсию, ежемесячно выплачивать сохраняемое денежное вознаграждение до устройства на новую работу либо доплату до уровня прежнего денежного вознаграждения в соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона Камчатского края от 4 мая 2008 года № 59 “О муниципальных должностях” в течение одного года со дня освобождения от должности (л.д. 12).

Как видно из копии расходного кассового ордера от 02.12.2010 года, Майорова О.В. получила денежную выплату в размере трех месячных фондов оплаты труда в связи с выходом на пенсию в сумме 449400 руб. 66 коп. (л.д. 124).

В соответствии с п. 3 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.

Согласно п. 12 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” до приведения иных федеральных законов в соответствие с положениями настоящего Федерального закона указанные федеральные законы действуют в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

В силу ст. 8 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” днем окончания срока, на который избираются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье марта года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов, а в случае, предусмотренном пунктом 8 статьи 81.1 настоящего Федерального закона, - второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов (в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - день голосования на указанных выборах).

В соответствии с ч. 3 ст. 25 Устава Усть-Большерецкого муниципального района полномочия депутата Думы Усть-Большерецкого муниципального района начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы Думы нового созыва.

Согласно ч. 4 ст. 8 Регламента Думы Усть-Большерецкого муниципального района полномочия председателя Думы прекращаются со дня начала работы Думы нового созыва.

В силу ст. 25 Регламента Думы Усть-Большерецкого муниципального района днем начала работы Думы Усть-Большерецкого муниципального района нового созыва является день первого правомочного заседания Думы нового созыва.

Первая очередная сессия Думы Усть-Большерецкого муниципального района 4-го созыва была проведена 01.11.2010 года, что подтверждается копией решения Думы от 01.11.2010 года (л.д. 140).

При таких обстоятельствах, суд, при решении вопроса о полномочиях Майоровой О.В. в части вынесения обжалуемого распоряжения, полагает необходимым руководствоваться требованиями Федерального закона № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” и приходит к выводу, что полномочия председателя Думы Усть-Большерецкого муниципального района Майоровой О.В. истекали 01.11.2010 года - со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Регламента Думы Усть-Большерецкого муниципального района в случае добровольной отставки председателя Думы его письменное заявление рассматривается на заседании Думы и удовлетворяется большинством голосов от установленного состава Думы. Если Дума не принимает отставку, то председатель вправе сложить свои полномочия по истечении двух недель после рассмотрения его заявления на заседании.

Анализируя указанное положение Регламента Думы, суд приходит к выводу, что само по себе несоблюдение председателем Думы Майоровой О.В. процедуры утверждения ее заявления о добровольной отставке не может влечь безусловного признания в обжалуемой части вышеуказанного распоряжения незаконным, поскольку право председателя на добровольную отставку не зависит от волеизъявления Думы, двухнедельный срок отсрочки реализации данного права предусмотрен в целях защиты стабильности работы Думы, в настоящем случае отставка председателя Думы путем принятия единоличного решения состоялась за 3 дня до начала работы Думы нового созыва, данное нарушении существенным образом не повлияло на работу выборного представительного органа власти, а поэтому указанное нарушение не является достаточным основанием для признания распоряжения в обжалуемой части незаконным.

Исследуя доводы истца о незаконности и необоснованности выплаты Майоровой О.В. премии в размере 3-х фондов оплаты труда суд приходит к следующему.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 10 Закона Камчатского края от 04.05.2008 № 59 “О муниципальных должностях в Камчатском крае” за безупречное и эффективное исполнение своих должностных обязанностей к лицу, замещающему муниципальную должность, применяются следующие виды поощрения и награждения: выплата единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию в размере трех месячных фондов оплаты труда лица, замещающего муниципальную должность. Размер единовременного поощрения в связи с выходом лица, замещающего муниципальную должность, на пенсию определяется по денежному вознаграждению лица, замещающего муниципальную должность, на день увольнения.

В соответствии с пп. 2 п. 2 Положения о порядке выплаты единовременных поощрений лицам, замещающим муниципальные должности в Думе Усть-Большерецкого муниципального района, утвержденного Постановлением Председателя Думы Усть-Большерецкого муниципального района от 15.01.2010 года № 03 единовременное поощрение выплачивается лицам, замещающим муниципальные должности за безупречное и эффективное исполнение своих должностных обязанностей: в связи с выходом на пенсию в размере трех месячных фондов оплаты труда лица, замещающего муниципальную должность. Размер единовременного поощрения в связи с выходом лица, замещающего муниципальную должность, на пенсию определяется по денежному вознаграждению лица, замещающего муниципальную должность, на день увольнения (л.д. 142-144).

Согласно п. 5 Положения о порядке выплаты единовременных поощрений лицам, замещающим муниципальные должности в Думе Усть-Большерецкого муниципального района, утвержденного Постановлением Председателя Думы Усть-Большерецкого муниципального района от 15.01.2010 года № 03 установление единовременных поощрений в связи с выходом на пенсию лиц, замещающих муниципальные должности, осуществляется распоряжением председателя Думы Усть-Большерецкого муниципального района.

Как следует из справки Управления Пенсионного Фонда РФ в Усть-Большерецком районе Камчатского края Майоровой О.В. назначена пенсия по выслуге лет с 27.05.2000 года в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей.

Из копии трудовой книжки Майоровой О.В. усматривается, что она 30.11.2005 года была уволена из Октябрьской средней общеобразовательной школы № 1 в связи с избранием на выборную должность.

На основании изложенного, суд, учитывая, что законом Камчатского края не определен вид пенсии при выходе, на которую подлежит выплате указанная поощрительная выплата, Майорова О.В. замещала муниципальную должность, с 01.11.2010 года действительно вышла на пенсию (л.д. 141), ранее трудовые отношения в связи с выходом на пенсию не прекращала, истцом каких-либо доказательств опровергающих безупречное и эффективное исполнение своих должностных обязанностей Майоровой О.В. не представлено, приходит к выводу о законности и обоснованности получения последней спорной поощрительной выплаты.

Доводы представителя истца Кисельникова Г.И. о том, что решение о выплате данной поощрительной выплаты должно было быть принято на заседании Думы, вместе с принятием добровольной отставки председателя Думы, суд полагает необоснованным, поскольку закон увязывает право на получение данной выплаты только с безупречным и эффективным исполнением должностных обязанностей и самим фактом выхода на пенсию. Кроме того, суд принимает во внимание, что закон и подзаконные акты на предусматривают такого основания прекращения полномочий председателя выборного представительного органа власти как выход на пенсию.

Также необоснован довод представителя истца о том, что нормативный акт, определяющий порядок выплаты спорной премии председателем Думы не утвержден, поскольку в судебное заседание ответчиками была представлена заверенная копия Положения о порядке выплаты единовременных поощрений лицам, замещающим муниципальные должности в Думе Усть-Большерецкого муниципального района, утвержденного Постановлением Председателя Думы Усть-Большерецкого муниципального района от 15.01.2010 года № 03.

Применение в обжалуемом распоряжении в пункте первом термина “выход на государственную пенсию”, а также ссылка на нормы Трудового кодекса РФ не является существенным нарушением закона и не может служить само по себе основанием для признания ненормативного правового акта незаконным.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края в лице Главы Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края к Майоровой О.В., Думе Усть-Большерецкого муниципального района о признании незаконным ненормативного правового акта, взыскании компенсации ущерба отказать.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Усть-Большерецкий районный суд Камчатского края.

Судья                                                                                                                 К.В. Матвеев

-