Дело № 2-155/2011 Решение по иску природоохранного прокурора о возложении обязанности на ответчика получить решение о предоставлении водных объектов в пользование, заключить договор водопользования



                                                                                                                          Дело № 2-155/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 мая 2011 года                                                                                               с. Усть-Большерецк

Усть-Большерецкий районный суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи                                                                             Матвеева К.В.

при секретаре                                                                                                          Крыловой Н.А.

с участием представителя Камчатского межрайонного природоохранного прокурора - старшего помощника прокурора Усть-Большерецкого района Батеевой И.В.

представителя ответчика Гончарова В.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камчатского межрайонного природоохранного прокурора, в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Рыбоконсервный завод «Командор» о возложении обязанности получить решение о предоставлении водных объектов в пользование, заключить договор водопользования,

УСТАНОВИЛ:

Камчатский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском, ссылаясь на те обстоятельства, что Камчатской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства при пользовании поверхностными водными объектами. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований федерального закона юридическое лицо - открытое акционерное общество «Рыбоконсервный завод «Командор» осуществляет сброс сточных вод в водные объекты - Охотское море, река Большая, забор воды из водного объекта - река Большая в отсутствие разрешительных документов (решения о предоставлении водного объекта в пользование, договора водопользования). Осуществление ОАО «Рыбоконсервный завод «Командор» деятельности по сбросу сточных вод, забору воды в отсутствие вышеуказанных разрешительных документов ведет к бесконтрольному использованию водного объекта, опасности причинения вреда окружающей среде, создает угрозу безопасности жизни и здоровья людей и реальную опасность загрязнения водного объекта, чем нарушаются конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду. Тем самым также нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и установленного порядка пользования водными объектами. Просил обязать ОАО «Рыбоконсервный завод «Командор» прекратить деятельность по сбросу сточных вод в Охотское море, реку Большая, забору воды из реки Большая с момента вступления решения суда в законную силу и до получения решений о предоставлении водных объектов (Охотское море, река Большая) в пользование в целях сброса сточных вод, заключения договора водопользования (река Большая).

До начала настоящего судебного заседания в суд поступило заявление Камчатского межрайонного природоохранного прокурора об изменении исковых требований в котором истец просил обязать ответчика в срок до 01 сентября 2011 года: получить в установленном законом порядке решения о предоставлении водных объектов (Охотское море, река Большая) в пользование в целях сброса сточных вод, заключить в установленном законом порядке договор водопользования с целью забора (изъятия) водного ресурса из поверхностного водного объекта (река Большая).

В судебном заседании представитель Камчатского межрайонного природоохранного прокурора - старший помощник прокурора Усть-Большерецкого района Камчатского края Батеева И.В. измененные исковые требования поддержала по вышеизложенным основаниям.

Представитель ответчика ОАО «Рыбоконсервный завод «Командор» Гончаров В.Я. в судебном заседании против удовлетворении измененных исковых требований возражал, пояснив, что предприятие производственную деятельность в 2011 году вести не будет, в связи с чем не осуществляет пользование указанными водными объектами. Вместе с тем подтвердил, что разрешительных документов на пользование данными водными объектами у предприятия не имеется, в настоящее время ведется работа по их получению, в случае удовлетворения иска просил предоставить срок для исполнения искового требования до 1 декабря 2011 года.

Третье лицо Амурское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства в суд представителя не направило.

В соответствии с ч. 3, ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд пришел к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Принимая во внимание, что определить (индивидуализировать) круг лиц, чьи права могут нарушаться в результате действий ответчика не представляется возможным, поскольку все граждане имеют право на благоприятную окружающую среду, невыполнение требований федерального законодательства нарушает интересы Российской Федерации в обрасти охраны окружающей среды, суд находит обращение в суд Камчатского межрайонного природоохранного прокурора правомерным.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В силу ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 1 ст. 9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.ч. 1, 2, 4 ст. 11 Водного кодекса РФ водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются: для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов - на основании договоров водопользования, для сброса сточных вод - на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование. Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

В силу п. 1 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

В судебном заседании установлено, что ОАО «Рыбоконсервный завод «Командор» осуществляет пользование водными объектами: Охотское море, река Большая - в целях сброса сточных вод, река Большая - в целях забора воды, без решения о предоставлении водного объекта в пользование, договора водопользования, что подтверждается информацией Отдела водных ресурсов по Камчатскому краю Амурского БВУ от 11 марта 2011 № СБ-417 (л.д. 9, 10-15).

Также данные обстоятельства подтверждаются представленной копией формы статистической отчетности № 2-ТП (водхоз) за 2010 год из которой следует, что в 2010 году ОАО «Рыбоконсервный завод «Командор» осуществляло сброс сточных вод в Охотское море, реку Большая, забор воды из реки Большая.

Как следует из копий Протокола № 12/05-436 от 23 июля 2010 года составленного должностным лицом отдела по надзору на море по Камчатскому краю Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу, Постановления о назначении административного наказания № 12/04-436 от 28 июля 2010 года, при проведении проверки 13 июля 2010 года было установлено, что ОАО «Рыбоконсервный завод «Командор» осуществляет сброс сточных вод в Охотское море, не имея соответствующего разрешения.

Из отзыва Отдела водных ресурсов по Камчатскому краю Амурского БВУ следует, что ОАО «Рыбоконсервный завод «Командор» осуществляет пользование водными объектами: Охотское море, река Большая - в целях сброса сточных вод, река Большая - в целях забора воды, незаконно, не имея соответствующих разрешений.

Ответчиком отсутствие у него решения о предоставлении водных объектов (Охотское море, река Большая) в пользование в целях сброса сточных вод, договора водопользования водным объектом (река Большая) - в целях забора воды, не оспаривается.

Каких-либо доказательств, подтверждающих, что в настоящее время либо в период промысловой путины 2011 года ОАО «Рыбоконсервный завод «Командор» не осуществляет и не будет осуществлять пользование указанными водными объектами, ответчик суду не представил.

Статус юридического лица ОАО «Рыбоконсервный завод «Командор» подтвержден выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 22.03.2011 года.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В соответствии с п.п. 22, 28, 29 Правил подготовки и заключения договора водопользования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 года № 165 уполномоченный орган в срок, не превышающий 60 дней с даты поступления документов: а) рассматривает представленные заявителем документы на предмет соответствия их требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами, оценивает их полноту и достоверность, а также проверяет расчеты параметров водопользования и размера платы за пользование водным объектом; б) определяет условия использования водного объекта по согласованию с заинтересованными исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления; в) оценивает возможность использования водного объекта для заявленной цели; г) при признании возможным использования водного объекта: в соответствии с пунктами 8 и 12 настоящих Правил - оформляет в 2 экземплярах договор водопользования и после подписания указанного договора уполномоченным должностным лицом представляет его заявителю на подпись непосредственно или направляет письмом с уведомлением о вручении.

Заявитель или его уполномоченный представитель (при наличии документов, подтверждающих полномочия на подписание договора водопользования) в течение 30 дней с даты получения 2 экземпляров подписанного уполномоченным должностным лицом договора водопользования, подписывает их и направляет в уполномоченный орган или извещает об отказе от подписания этого договора.

После подписания сторонами договор водопользования подлежит государственной регистрации в государственном водном реестре в установленном порядке.

Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 23 Водного кодекса РФ физическое лицо, юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 11 настоящего Кодекса, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования.

В течение тридцати дней со дня получения заявления о предоставлении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование либо отказывает в предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование.

При таких обстоятельствах, суд, принимая во внимание вышеуказанные требования закона, а также то обстоятельство, что бесконтрольный сброс загрязняющих веществ в Охотское море, реку Большая, забор воды из реки Большая оказывает негативное воздействие на окружающую среду и причиняет ущерб водным объектам, с учетом пояснений ответчика о необходимом количестве времени для получения разрешения, требований истца, принципа разумности, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, вместе с тем, считая возможным увеличить срок исполнения требования, обязывает ответчика в срок до 01 ноября 2011 года: получить в установленном законом порядке решения о предоставлении водных объектов (Охотское море, река Большая) в пользование в целях сброса сточных вод, заключить в установленном законом порядке договор водопользования с целью забора (изъятия) водного ресурса из поверхностного водного объекта (река Большая).

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета Усть-Большерецкого муниципального района в размере 4000 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Обязать открытое акционерное общество «Рыбоконсервный завод «Командор» в срок до 01 ноября 2011 года: получить в установленном законом порядке решения о предоставлении водных объектов (Охотское море, река Большая) в пользование в целях сброса сточных вод, заключить в установленном законом порядке договор водопользования с целью забора (изъятия) водного ресурса из поверхностного водного объекта (река Большая).

Взыскать с открытого акционерного общества «Рыбоконсервный завод «Командор» государственную пошлину в доход бюджета Усть-Большерецкого муниципального района в размере 4000 руб.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Усть-Большерецкий районный суд Камчатского края.

Судья                                                                                                              К.В. Матвеев