Дело № 2-42/2012 Решение по иску природоохранного прокурора об обязании получить решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод



Дело № 2-42/2012

-

            

     РЕШЕНИЕ

           ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 марта 2012 года                  с. Усть-Большерецк, Камчатский край

Усть-Большерецкий районный суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Доценко Ю.В.,

при секретаре Руденко В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камчатского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Рыболовецкой артели «колхоз Красный труженик» о возложении обязанности получить решение о предоставлении водного объекта в пользование,

    У С Т А Н О В И Л:

Камчатский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на те обстоятельства, что в ходе проведенной Камчатской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки соблюдения хозяйствующими субъектами Камчатского края требований федерального законодательства при пользовании поверхностными водными объектами установлено, что Рыболовецкая артель «колхоз Красный труженик» в нарушение требований федерального закона осуществляет сброс сточных вод в водный объект - Охотское море в отсутствие разрешительных документов (решения о предоставлении водного объекта в пользование). Осуществление Рыболовецкой артелью «колхоз Красный труженик» деятельности по сбросу сточных вод в отсутствие указанного выше разрешительного документа ведёт к бесконтрольному использованию водного объекта, опасности причинения вреда окружающей среде, нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду, создаёт угрозу безопасности жизни и здоровью людей и реальную опасность загрязнения водного объекта. Тем самым также нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и установленного порядка пользования водными объектами. В связи с чем, просил обязать Рыболовецкую артель «колхоз Красный труженик» получить в установленном законом порядке решение о предоставлении водного объекта (Охотское море) в пользование в целях сброса сточных вод в срок до 31 мая 2012 года.

Камчатский межрайонный природоохранный прокурор при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя Камчатской межрайонной природоохранной прокуратуры - л.д.57, 58.

Ответчик Рыболовецкая артель «колхоз Красный труженик» при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства в суд представителя не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя, при этом представил в суд письменные объяснения, согласно которым исковые требования не признал - л.д. 37, 38, 39-40.

Третье лицо Амурское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства в суд представителя не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела без участия представителя третьего лица, при этом представило письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому заявленные требования поддержало в полном объёме - л.д.41, 42-56.

В соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.

Исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.

Гражданское законодательство предусматривает способы защиты гражданских прав. В соответствии со статьёй 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав может осуществляться указанными в ней способами, в том числе путем признания права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.

Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что определить (индивидуализировать) круг лиц, чьи права нарушаются в результате действий ответчика не представляется возможным, так как все граждане имеют право на благоприятную окружающую среду, невыполнение требований федерального законодательства нарушает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, суд находит обращение в суд Камчатского межрайонного природоохранного прокурора правомерным.

Статьёй 9 Конституции РФ установлено, что земля и другие природные ресурсы, в том числе и водные ресурсы, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов проживающих на соответствующей территории.

Статьёй 42 Конституции РФ закреплено право гражданина на благоприятную окружающую среду.

Согласно ч.1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч.ч. 2, 4 ст. 11 Водного кодекса РФ водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

Статьёй 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: - допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; - ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

        Согласно ч.1, ч.4 ст. 23 вышеуказанного Закона нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов; выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы допускаются на основании разрешений, выданных органам исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

        Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 844 «О порядке подготовки и принятия решений о предоставлении водного объекта в пользование» установлен порядок подготовки и принятия решений о предоставлении поверхностного водного объекта или его части в пользование.

       Пунктом 3 указанного Постановления Правительства РФ на Министерство природных ресурсов РФ была возложена обязанность по разработке и утверждению типовой формы решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

      Министерством природных ресурсов РФ во исполнение пункта 3 Постановления Правительства РФ от 30.12.2006 № 844 утверждён Приказ от 14.03.2007 № 56 «Об утверждении типовой формы решения о предоставлении водного объекта в пользование».

      Исходя из содержания приведённых выше норм, документом, на основании которого возникает право на использование водного объекта, является решение о предоставлении водного объекта в пользование.

      Таким образом, юридические лица обязаны в соответствии с действующим законодательством обеспечить выполнение требований закона в части оформления в установленном порядке решения о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод.

       В судебном заседании установлено, что Рыболовецкая артель «колхоз Красный труженик» осуществляет пользование водным объектом - Охотское море в целях сброса сточных вод без решения о предоставлении водного объекта в пользование, что подтверждено следующими доказательствами:

-информацией Отдела водных ресурсов Амурского БВУ по Камчатскому краю от 03 февраля 2012 года, согласно которой Рыболовецкая артель «колхоз Красный труженик входит в список юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих фактическое использование поверхностных водных объектов на территории Камчатского края по данным федеральных статистических наблюдений формы 2-ТП «Сведения об использовании воды за 2011 год» - л.д.19, 20-21;

-копией формы № 2-ТП (водхоз) за 2011 год из которой следует, что в 2011 году Рыболовецкая артель «колхоз Красный труженик» осуществляло сброс сточных вод в Охотское море - л.д.52-55.

       Ответчиком пользование водным объектом - Охотским морем в целях сброса сточных вод без решения о предоставлении водного объекта в пользование не оспаривалось.

       Помимо этого, из отзыва на исковое заявление, представленного Отделом водных ресурсов Амурского БВУ по Камчатскому краю следует, что 25 декабря 2009 года (вх. № 1544) Рыболовецкая артель «колхоз Красный труженик» представила в Отдел водных ресурсов Амурского БВУ по Камчатскому краю федеральные статистические данные по форме № 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды за 2009 год), утвержденной постановлением Госкомстата России от 13.11.2000 года № 110, согласно которым Рыболовецкая артель «колхоз Красный труженик» признаёт факт использования водного объекта Охотское море с целью сброса сточных вод в 2009 году. 20 января 2011 года (вх.0135) Рыболовецкая артель «колхоз Красный труженик» представила в Отдел водных ресурсов Амурского БВУ по Камчатскому краю федеральные статистические данные по форме № 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды за 2010 год», утвержденной приказом Росстата от 19.10.2009 года № 230, согласно которым Рыболовецкая артель «колхоз Красный труженик» признает факт использования водного объекта Охотское море с целью сброса сточных вод в 2010 году. 30 января 2012 года (вх. № 0217) Рыболовецкая артель «колхоз Красный труженик» представила в Отдел водных ресурсов Амурского БВУ по Камчатскому краю федеральные статистические данные по форме № 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды за 2011 год», утвержденной приказом Росстата от 19.10.2009 года № 230, согласно которым Рыболовецкая артель «колхоз Красный труженик» признаёт факт использования водного объекта Охотское море с целью сброса сточных вод в 2011 году. Что касается отсутствия у рыболовецкой артели «колхоз Красный труженик» права пользования водным объектом Охотское море с целью сброса сточных вод, приобретаемого согласно ст. 9 Водного кодекса РФ на основании и порядке, которые установлены главой 3 Водного кодекса РФ, то ответчик фактически, с момента окончания действия решения о предоставлении водного объекта в пользование № Л0-00.00.00.000-М-РСБК-Т-2008-00021/00 (зарегистрировано в государственном водном реестре04 апреля 2008 года со сроком действия до 04 апреля 2009 года), а именно с 05 апреля 2009 года, осуществляет незаконное использование водного объекта Охотское море, являющегося собственностью Российской Федерации. Данное нарушение водного законодательства Российской Федерации в части незаконного использования водного объекта свидетельствует о бездействии юридического лица Рыболовецкой артели «колхоз Красный труженик», так как по состоянию на 02 марта 2012 года заявление и обосновывающие документы для получения рыболовецкой артелью «колхоз Красный труженик» права пользования водным объектом Охотское море с целью сброса сточных вод в Отдел водных ресурсов Амурского БВУ по Камчатскому краю, являющегося Уполномоченным органом исполнительной власти по предоставлению права пользования водными объектами (внутренними морскими водами и территориальным морем), не поступали - л.д.42-44.

       Статус юридического лица Рыболовецкой артели «колхоз Красный труженик» подтвержден выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 31.01.2012 года № 47 - л.д.22-30.

       Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

       В силу ч.ч.1, 2 ст. 23 Водного кодекса РФ физическое лицо, юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 11 настоящего Кодекса, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования.

В течение тридцати дней со дня получения заявления о предоставлении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование либо отказывает в предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование.

Таким образом, поскольку действующее законодательство связывает возникновение права на осуществление деятельности по сбросу сточных вод с получением разрешения на её осуществление, а осуществление указанной деятельности без разрешительного документа создаёт угрозу причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью людей, суд приходит к выводу о том, что ответчику не дано право сбрасывать сточные воды в Охотское море, так как бесконтрольный сброс сточных вод предприятием в водный объект не обеспечивает устойчивое, функционирование естественных экологических систем, сохранение биологического разнообразия и благоприятной окружающей среды, что создаёт угрозу причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание необходимое количество времени для получения разрешения, принцип разумности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и обязывает ответчика в срок до 31 мая 2012 года получить в установленном законом порядке решение о предоставлении водного объекта (Охотское море) в пользование в целях сброса сточных вод.

Письменные доводы ответчика, обосновывающего свои возражения по заявленным требованиям, о том, что Рыболовецкой артелью «колхоз Красный труженик» разработан Проект нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов со сточными водами от выпусков Рыболовецкой артели «колхоз Красный труженик» в водные объекты (Охотское море), ответчиком регулярно ежеквартально проводится мониторинг водного объекта с целью снижения сброса загрязняющих веществ в водный объект, а также то, что Рыболовецкая артель «колхоз Красный труженик» регулярно ежеквартально производит расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и производит оплату в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору безусловно заслуживают внимание суда, но не могут являться основаниями для принятия противоположного решения, поскольку вышеперечисленные обстоятельства не освобождают его от обязанности по получению решения о предоставлении в пользование водного объекта для сброса сточных вод.

       Также ответчиком указано, в связи с тем, что процесс получения решения о предоставлении водного объекта (Охотское море) в пользование в целях сброса сточных вод носит длительный характер в настоящее время им разрабатывается программа регулярных наблюдений за водным объектом (Охотское море), для предоставления в Отдел водных ресурсов по Камчатскому краю Амурского бассейнового водного Управления Федерального Агентства водных ресурсов с целью получения временного разрешения пользования водным объектом и в настоящее время в данное учреждение направлен запрос по определению контрольных точек, имеющих влияние на водный объект (Охотское море).

        Вместе с тем, определяя временной период, в течение которого ответчику надлежит исполнить обязанность по получению разрешительного документа, суд учитывает вышеуказанные положения ч.2 ст. 23 Водного кодекса, предусматривающие тридцатидневный срок рассмотрения уполномоченным органом вопроса о предоставлении водного объекта или его части в пользование со дня получения заявления о предоставлении водного объекта или его части в пользование и полагает, что срок до 31 мая 2012 года является разумным для получения решения требуемого Камчатским межрайонным природоохранным прокурором.

Кроме того, ст. 203 ГПК РФ предусмотрена возможность отсрочки исполнения судебного решения, при наличии обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причины не исполнения решения суда в указанный в нем срок.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ч.2 ст. 61.1 БК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет муниципального района. При определении размера суммы государственной пошлины суд учитывает, что исковое заявление содержит требования неимущественного характера, и рассчитывает государственную пошлину исходя из положений п/п 3 п.1 ст. 333.19 НК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

    

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Обязать Рыболовецкую артель «колхоз Красный труженик» в срок до 31 мая 2012 года получить в установленном законом порядке решение о предоставлении водного объекта (Охотское море) в пользование в целях сброса сточных вод.

Взыскать с Рыболовецкой артели «колхоз Красный труженик» в пользу бюджета Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края государственную пошлину в сумме 4 000 (четыре тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Усть-Большерецкий районный суд Камчатского края в течение месяца.

Судья                  -                 Ю.В.Доценко