Дело № 2-34/2011 Решение по иску о взыскании задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги



                                      Дело № 2-34-2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Усть-Большерецк                         24 января 2011 года

Усть-Большерецкого района Камчатского края

Усть-Большерецкий районный суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи                                            Кирилловой Н.А.,

при секретаре                                 Никитиной Е.В.,

с участием:

представителя истца (по доверенности)                                                     Кокориной А.М.

представителя ответчика                                                                                Соколовой Е.А.

представителя ответчика                                                                     адвоката Кумпан О.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Большерецк Усть-Большерецкого района Камчатского края гражданское дело по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Большерецкий острог» о взыскании с Сазоновой О.В., Сазонова Г.П. задолженности по оплате коммунальных услуг в сумме 70 769 (семьдесят тысяч семьсот шестьдесят девять) руб. 21 коп., пени в сумме 2 687 (две тысячи шестьсот восемьдесят семь) руб. 55 коп., расходов по оплате государственной пошлины в сумме 2 403 (две тысячи четыреста три) руб. 70 коп., встречному исковому заявлению Сазонова Г.П. о возложении обязанности на Общество с ограниченной ответственностью «Большерецкий острог» произвести перерасчет задолженности по оплате коммунальных услуг за тот же период на сумму 22 350 руб. 50 коп.,

    У С Т А Н О В И Л:

    16 ноября 2010г. Общество с ограниченной ответственностью «Большерецкий острог» (далее ООО «Большерецкий острог») обратилось в Усть-Большерецкий районный суд с указанными выше исковыми требованиями, которые обосновало, тем, что ответчики Сазонова О.В. и Сазонов Г.П. зарегистрированы и проживают в квартире по адресу: <адрес>. В указанной квартире также зарегистрированы по месту жительства, но не проживают дети ответчиков: Сазонов И.Г., С.А.Г. и К.С.С.

Ответчики не оплачивают коммунальные услуги в связи с чем, по расчетам истца, образовалась задолженность в сумме 70 769 руб., 21 коп.

    Задолженность рассчитана за период с 01 января 2010г. по 01 ноября 2010г. исходя из общей площади квартиры 69,1 кв. м. и количества проживающих в квартире лиц - два человека.

     В связи с несвоевременной оплатой коммунальных услуг и внесения платы за жилое помещение начислена пени в сумме 2687 (две тысячи шестьсот восемьдесят семь) руб. 55 коп. за период с 01 декабря 2009г. по 10 ноября 2010г.

19 января 2011 г. ответчик Сазонов Г.П. (с учетом уточнений от 20 января 2011) предъявил в суд встречное исковое заявление о возложении обязанности на Общество с ограниченной ответственностью «Большерецкий острог» произвести перерасчет задолженности по оплате коммунальных услуг за тот же период на сумму 22 350 руб. 50 коп.

    Обосновал заявленные требования тем, что семья Сазоновых с июля 2009г. в квартире по адресу: <адрес> не проживает, все члены семьи живут по иным адресам.

Указанная квартира непригодна для проживания, радиаторы системы отопления нуждаются в прочистке, прогрев радиаторов неравномерный, ниже установленной нормы, следовательно, услуга - теплоснабжение предоставляется ненадлежащего качества.

    В квартире установлены приборы учета на горячую и холодную воду, следовательно, услуги по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению должны быть рассчитаны не по нормативам, а согласно показаний приборов учета.

    В судебном заседании представитель истца - ООО «Большерецкий острог» (по доверенности) Кокорина А.М. исковые требования ООО «Большерецкий острог» просила удовлетворить в полном объеме, встречный иск считала не подлежащим удовлетворению, указав, что ответчики в управляющую организацию с заявлениями о произведении им перерасчета в связи с некачественным предоставлением коммунальных услуг в спорный период не обращались. Представленные ответчиками акты касаются иных периодов. Заявлений о том, что ответчики не проживают в квартире по адресу: <адрес> управляющую компанию не поступало, следовательно, оплата коммунальных услуг должна производиться в полном объеме. Ответчик Сазонов Г.П. только в декабре 2010г. после направления в суд искового заявления обратился в управляющую компанию с заявлением о произведении расчетов за холодную и горячу воду по приборам учета. О том, что в указанной квартире имеются приборы учета, управляющая компания не знала. Каких-либо документов из предыдущей управляющей компании в суд не направлялось. В настоящее время невозможно установить, какие показания приборов были в течение спорного периода, поскольку показания приборов никто не снимал.

    <адрес> действительно имеет определенные недостатки, поэтому плата за услугу «содержание жилья» была снижена.

    При установленном тарифе за содержание жилья - 23,96 руб. за 1 кв.м. управляющая организация снизила тариф до 16,07 руб. за 1 кв.м.

     Ответчик - Сазонов Г.П. в судебном заседании участия не принимал, доверив защиту своих интересов представителю Соколовой Е.А.

    На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии ответчика.

    Представитель ответчика (по доверенности) - Соколова Е.А. иск ООО «Большерецкий острог» признала частично на сумму 22 350 руб. 50 коп. - сниженный размер оплаты по теплоснабжению и 545 руб. 90 коп. - найм жилья. Указала, что услуга по содержанию жилья не предоставлялась, так как дом находится в аварийном состоянии, ремонт до настоящего момента не произведен.

Услуга теплоснабжение длительный период предоставляется ненадлежащего качества, что служило поводом к неоднократным обращениям в предыдущие управляющие компании, администрацию села. С заявлением о перерасчете в ООО «Большерецкий острог» Сазоновы в спорный период не обращались. Считает, что размер оплаты за услугу теплоснабжение должен быть снижен на 0,075 % за каждый час ненадлежащее оказанных услуг, следовательно, составляет по её расчетам 22 350 руб. 50 коп. Тарифы не должны увеличиваться управляющей компанией на 18 % НДС, поскольку, тариф устанавливается указанным в законе органом и изменению не подлежит.

    Услуги по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению должны быть рассчитаны по показателям счетчиков, а поскольку в квартире никто не жил, следовательно, эти показатели нулевые.

     Доводы встречного искового заявления поддержала в полном объеме.

    Ответчика Сазонову О.В. известить о времени и месте рассмотрения дела не удалось по причине неустановления её местонахождения, определением суда в порядке ст. 50 ГПК РФ ей был назначен представитель - адвокат Кумпан О.П., которая в судебном заседании исковые требования ООО «Большерецкий острог» не признала по тем же доводам. что и представитель ответчика Соколова Е.А., кроме того, указала, что поскольку счета на оплату услуг не направлялись своевременно ответчикам, пени начисляться не может.

    Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на стороне ответчика - Сазонов И.Г., С.А.Г., К.С.С. при надлежащем извещении в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили, на основании ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в их отсутствие.

    Выслушав представителя истца, представителей ответчиков, дав оценку доводам искового заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

      В период 01 января 2010г. по 01 ноября 2010г. управляющей компанией для дома по адресу: <адрес> являлось Общество с ограниченной ответственностью «Большерецкий острог», что подтверждается ответом Главы администрации Усть-Большерецкого сельского поселения и копией договора от 30 ноября 2009г. (с учетом дополнительного соглашения от 01.01.2010г.), заключенного ООО «Большерецкий острог» с администрацией Усть-Большерецкого сельского поселения Усть-Большерецкого муниципального района на управление многоквартирными домами - л.д. 57, 35-44.

     Квартира по адресу: <адрес> на праве собственности принадлежит муниципальному образованию Усть-Большерецкое сельское поселение и была предоставлена семье Сазоновых постановлением главы Усть-Большерецкого сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, договор социального найма заключен ДД.ММ.ГГГГ с основным нанимателем - Сазоновой О.В. (члены семьи нанимателя: Сазонов Г.П., С.А.Г., К.С.С., К.И.С.) - л.д.107, 205-208, 209.

     Согласно копии поквартирной карточки, представленной в суд, в указанной квартире зарегистрированы с 14.08.2008г. по настоящее время: Сазонов Г.П., Сазонова О.В., Сазонов И.Г., К.С.С., с 18.09.2008г. по настоящее время - С.А.Г. - л.д. 34-об.

    

Согласно ч.1 и п. 3 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора.

    Частью 2 ст. 69 Жилищного кодекса РФ и п. 2 ст. 672 Гражданского кодекса РФ установлено, что члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.

    В силу положений ч.1 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального фонда включает в себя:

    1) плату за пользование жилым помещением;

    2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме производится за счет собственника жилого фонда;

    3) плату за коммунальные услуги.

    Статьей 157 Жилищного кодекса РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного Кодекса РФ (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение), рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных указанной частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

    

Согласно п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги:

холодное водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки;

горячее водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение;

водоотведение - отвод бытовых стоков из жилого помещения по присоединенной сети;

электроснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение;

газоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя газом надлежащего качества, подаваемым в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение, а также продажа бытового газа в баллонах;

отопление - поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.

Согласно п. 15-16 Правил, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

При наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.

     Пунктами 54-59 Правил предусмотрено, что при временном отсутствии потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд осуществляется перерасчет платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги, указанные в пункте 54 настоящих Правил, осуществляется при отсутствии в жилом помещении индивидуальных приборов учета по соответствующим видам коммунальных услуг. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней на основании письменного заявления потребителя, поданного в течение месяца после окончания периода временного отсутствия потребителя. Результаты перерасчета размера платы отражаются в платежном документе, представляемом в порядке, указанном в пункте 36 настоящих Правил. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя и (или) проживающих совместно с ним лиц по месту постоянного жительства. Документом, подтверждающим временное отсутствие потребителя, могут являться:

а) копия командировочного удостоверения или справка о командировке, заверенные по месту работы;

б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении;

в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в данных документах в соответствии с правилами их оформления), или их копии;

г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их копии;

д) свидетельство о регистрации по месту пребывания;

е) справка организации, осуществляющей охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал;

ж) иные документы, подтверждающие временное отсутствие потребителя.

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия с места его постоянного жительства и день прибытия на это место.

Перерасчет размера платы за водоотведение осуществляется в случае перерасчета размера платы за холодное водоснабжение и (или) горячее водоснабжение.

В судебном заседании установлено, что Сазонов Г.П. и Сазонова О.В. не обращались в управляющую компанию с заявлением о предоставлении перерасчета в связи с их отсутствием по месту жительства, выбытием на иное место жительство. Сам по себе факт того, что ответчики и члены их семьи проживали в иных жилых помещениях и оплачивали коммунальные услуги по иному месту жительства, основанием к перерасчету коммунальных услуг являться не может.

При этом суд учитывает, что ответчики знали о существующем порядке осуществления перерасчета, поскольку, как указал в суде их представитель, ранее они обращались в управляющую компанию с подобным заявлением относительно отсутствия по месту жительства их детей, после чего расчет стал осуществляться исходя из расчета на двух человек.

    Таким образом, суд не может согласиться с доводом ответчиков о том, что коммунальные услуги не должны были начисляться, поскольку они не жили в указанный период в жилом помещении по адресу: <адрес>. При этом суд принимает во внимание, что ответчики не обращались с заявлением о перерасчете коммунальных платежей за спорный период в связи с их не проживаем в жилом помещении и на момент рассмотрения дела в суде.

    Расчеты ООО «Большерецкий острог» оплаты коммунальных услуг (содержание жилья, отопление, холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение) по квартире, расположенной по адресу: <адрес> за период с 01 января 2010г. по 01 ноября 2010г в сумме 70 769 руб. 21 коп. истцом произведены исходя из общей площади <адрес>,1 кв. м., количества потребителей коммунальных услуг - 2 человека - л.д. 8 -20.

    При расчете стоимости услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению тарифы увеличены истцом на 18% (начисление НДС).

    

Согласно имеющихся в материалах дела нормативных правовых актов на территории Усть-Большерецкого сельского поселения нормативы потребления и тарифы на коммунальные услуги, плата за жилое помещение в период с 01 января 2010 г. по 01 ноября 2010г. были установлены:

    с 06 февраля 2009г.- Постановлением Главы администрации Усть-Большерецкого сельского поселения № 2 от 02.02.2009г., Постановлением Главы администрации Усть-Большерецкого сельского поселения от 18.01.2010г. № 4.

    с 01 мая 2008г. - Решением Главы Усть-Большерецкого сельского поселения от 25.04.2008г. № 61.

    с 06 февраля 2009г. по 21 апреля 2010г. включительно - Решением Собрания депутатов Усть-Большерецкого сельского поселения Усть-Большерецкого муниципального района от 03.02.2009г.

    с 22 апреля 2010г. по 21 апреля 2011г. - Решением Собрания депутатов Усть-Большерецкого сельского поселения Усть-Большерецкого муниципального района от 22.03.2010г. № 241.

    с 1 января 2009г. по 31 декабря 2009г. действовали тарифы на тепловую энергию, установленные Постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 16.12.2008г. № 133.

    с 01 января 2010г. по 31 декабря 2010г. действовали тарифы на тепловую энергию, установленные Постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 11.12.2009г. № 83, на горячее водоснабжение - установленный решением Собрания депутатов Усть-Большерецкого сельского поселения от 22 марта 2010г. № 241 - л.д.21-33, 148-157.

    Указанные выше нормативно-правовые акты никем не оспорены, применялись в момент спорных правоотношений, в связи с чем, суд исходит из того, что они могут применяться при осуществлении расчета. При этом учитывает, что ответчики также не спорили относительно возможности применения указанных нормативных правовых актов.

Проверяя правильность произведенного расчета, исходя из правил установленных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" суд приходит к следующему:

    Представители ответчиков - Соколова Е.А., Кумпан О.П. указали, что коммунальные услуги по содержанию жилья и теплоснабжению предоставлялись в спорный период ненадлежащего качества.

    В подтверждение представили:

- акт обследования жилого помещения от 16 декабря 2008г., согласно которому комиссионно, в присутствии квартиросъемщика Сазоновой О.В. установлено, что температура в жилом помещении составила на момент осмотра в ванной комнате +14 oС, кухня, зал +18 oС, детская +17 oС, спальня +19 oС. Радиатор на кухне не соответствует температурному режиму, со стороны улицы в ванной комнате фундаент имеет сдвиг на 10 см. Комиссия приняла решение: УМП РКЦ (предыдущая управляющая компания) направить обслуживающую организацию на ремонт радиатора и осмотр фундамента, квартиросъемщику - утеплить окна, входную дверь и пол в ванной комнате -л.д. 51.

- акт проведения по внеплановому контролю государственной жилищной инспекции Камчатского края от 25 декабря 2008г., согласно которому в помещении кухни, жилой комнаты смежной с торцевой температура составляет от 14 до16 oС, радиаторы имеют неравномерный прогрев, со стороны цоколя фасада - сквозное продувание. Инспекция пришла к выводам о нарушении правил эксплуатации жилого помещения - л.д. 52.

- акт проведения по внеплановому контролю государственной жилищной инспекции Камчатского края от 17 декабря 2010г., согласно которому в помещениях квартиры температура составляет от +16,5 oС, радиаторы имеют неравномерный прогрев - л.д. 84.

- фотографии <адрес>. 15 по <адрес> - л.д. 145-168.

- акт обследовании радиаторов в квартире и заявления за период 2008-2009г. в адрес главы Усть-Большерецкого сельского поселения и предыдущих управляющих компаний - ООО «Большерецкая управляющая компания» и УМП «Расчетно-кассовый центр» о том, что в квартире требуется проведение ремонта, фундамент здания имеет сдвиг, услуга «теплоснабжение» предоставляется ненадлежащего качества, ремонт в квартире проведен ненадлежащего качества - л.д.190-215.

Пунктом 60, 65-71 Правил предусмотрено, что при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением N 1 к настоящим Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением.

В случае непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).

Сообщение о непредоставлении коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

    В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем).

     Если потребитель (или его представитель) и исполнитель (или его представитель) не пришли к единому решению относительно качества предоставления коммунальных услуг, то ими определяются новое время и дата оценки качества предоставления коммунальных услуг, на которую приглашается представитель государственной жилищной инспекции и представитель общественного объединения потребителей. По результатам повторной оценки качества предоставления коммунальных услуг составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). Наряду с указанными лицами акт может быть подписан представителем государственной жилищной инспекции и представителем общественного объединения потребителей.

    В акте о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

     Датой начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается:

а) время подачи потребителем в аварийно-диспетчерскую службу заявки о факте непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества;

б) время, указанное в акте, составленном исполнителем в порядке, определенном пунктами 67 - 69 настоящих Правил, - в случае выявления исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества;

в) время начала предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, зафиксированное коллективным (общедомовым), общим (квартирным) или индивидуальным приборами учета, - в случае фиксации предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества приборами учета.

    Акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором.

Представленные ответчиком Сазоновым Г.П. и его представителем Соколовой Е.А. документы не свидетельствуют о том, что в период с 01.01.2010г. по 01.11.2010г. Сазонов Г.П. либо Сазонова О.В. обращались в управляющую компанию ООО «Большерецкий острог» с заявлением о некачественности предоставления коммунальных услуг - теплоснабжение, содержание жилья, совместные акты по фактам некачественного предоставления данных коммунальных услуг также не составлялись, что не оспаривается ответчиками и их представителями, следовательно, суд не может согласиться с их доводом о возложении на указанную управляющую компанию обязанности произвести перерасчет по данным видам коммунальных услуг. Кроме того, плата за услугу «содержание жилья» снижена ООО «Большерецкий острог».

      Постановлением Главы администрации Усть-Большерецкого сельского поселения № 27 от 28.04.2008г. установлен тариф за содержание жилья - 23,96 руб. за 1 кв. м.

    Следовательно, расчет платы за указанную коммунальную услугу составляет:

23,96 руб. за 1 кв. м. Х 69,1 кв.м. = 1655 руб. 63 коп. в мес.

    Согласно расчетам истца, плата в месяц за данную услугу составляет: 16,07 руб. за 1 кв. м. Х 69,1 кв.м = 1110, 40 руб. в месяц. Исходя из принципа диспозитивности, суд исходит именно из указанного размера платы за месяц.

     

Тарифы на теплоснабжение установлены постановлением региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края № 97 от 28.12.2009г. (2033,90 руб./Гкал) - л.д. 25-27, норматив - Постановлением Главы администрации Усть-Большерецкого сельского поселения № 2 от 02.02.2009г. - 0,0258 Гкал/месс (при условии оплаты в течении года) - л.д. 28.

Итого расчет за теплоснабжение в месяц составляет: 0,0258 Гкал/мес Х 2033,9 руб/Гкал = 52,47 за 1 кв.м. Х 69,1 кв.м. = 3625, 67 руб. за 1 мес.

    Июнь, октябрь плата снижалась ООО «Большерецкий острог» до 1711,47 руб., 3137,55 руб.

Согласно п. 6 Правил и п. 15 Приложения № 1 к ним, отопление - это поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединённой сети, температуры воздуха не ниже + 18 градусов С (в угловых комнатах - +20 градусов С). При отсутствии актов о температуре воздуха в спорный период, суд не может сделать вывод на какие показания имело место отклонение температурного режима от нормы. Вместе с тем, Правилами предоставления коммунальных услуг установлено снижение размера оплаты на 0,15 % за каждый градус отклонения от нормы.

При указанных обстоятельствах суд не усматривает оснований для снижения размера платы за коммунальную услугу - теплоснабжение.

    Что касается расчета по оплате услуг холодное, горячее водоснабжение и водоотведение, то суд приходит к следующему.

    Согласно копии паспортов приборов учета (счетчиков) Сазонова О.В. приобрела два счетчика заводские № 1018010418806 (установлен на холодную воду, согласно отметок в паспорте) и № 1018011924702 (установлен на горячую воду) - л.д. 187, 188.

     18 декабря 2008г. Сазонова О.В. обратилась в УМП РКЦ с заявлением производить расчет коммунальных услуг согласно показаниям приборов учета - л.д. 186.

01 ноября 2008г. представителем филиала Усть-Большерецкие тепловые сети ОАО «Камчатэнерго» составлен акт допуска в эксплуатацию узла учета горячей воды - л.д.183

ООО «Большерецкий острог» производил начисление за коммунальные услуги исходя из установленных нормативов потребления, а не согласно показаниям приборов учета, ссылаясь на то обстоятельство, что не знал о том, что приборы учета установлены, поскольку предыдущая управляющая компания ООО «Большерецкая управляющая компания» не передала в ООО «Большерецкий острог» никакой документации.

    Ответчики вообще не оплачивали коммунальные услуги за спорный период и в управляющую организацию ООО «Большерецкий острог» с заявлениями о расчете услуг согласно показаниям приборов учета в спорный период не обращались. Сведениями о том, когда последний раз снимались показания приборов учета истец и ответчик не располагают, как не представили в суд и сведений о том, какие показания приборов учета в настоящее время.

     Согласно п.п. 24-25 Правил предоставления коммунальных услуг при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется:

а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам;

В случае неоднократного (2 и более раза) отказа потребителем в допуске исполнителя или уполномоченного им лица в занимаемое потребителем жилое помещение для снятия показаний индивидуальных приборов учета или распределителей:

а) исполнитель направляет потребителю (в письменной форме) или вручает под роспись извещение о необходимости сообщить об удобных для потребителя дате и времени снятия в течение месяца исполнителем или уполномоченным им лицом показаний индивидуальных приборов учета или распределителей в соответствии с подпунктом "г" пункта 50 и подпунктом "е" пункта 52 настоящих Правил, а также о последствиях бездействия потребителя;

б) потребитель обязан в течение недели со дня получения извещения, указанного в подпункте "а" настоящего пункта, сообщить (в письменной форме) исполнителю о дате и времени снятия в течение месяца исполнителем или уполномоченным им лицом показаний индивидуальных приборов учета или распределителей;

в) при невыполнении потребителем обязанностей, указанных в подпункте "б" настоящего пункта, исполнитель вправе произвести расчет размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с пунктами 19, 21 и 22 настоящих Правил и приложением N 2 к настоящим Правилам, начиная с месяца, в котором была проведена последняя проверка правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета или распределителей, их исправности, а также целостности на них пломб;

     г) после направления потребителем исполнителю заявления (в письменной форме) о применении индивидуальных приборов учета или распределителей для расчета размера платы за коммунальные услуги и снятия исполнителем или уполномоченным им лицом показаний индивидуальных приборов учета или распределителей исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы в соответствии с настоящими Правилами.

     

    Суду не представлены сведения о том, когда Сазоновы последний раз оплачивали коммунальные услуги согласно показаниям приборов учета, какие показания приборов учета имели место за спорный период. Как следует из пояснений сторон ни одна из сторон не следила за показаниями приборов учета, при таких обстоятельствах, суд полагает, что оплата коммунальных услуг водоснабжение (холодное, горячее), водоотведение должна быть произведена по нормативам потребления. Принимая указанное решение суд исходит из того, что потребители услуги не лишены права в соответствии с п. п. «г» п. 25 Правил предоставления коммунальных услуг при снятии показателей приборов учета требовать перерасчета.

Кроме того, суд учитывает и то обстоятельство, что акт ввода в эксплуатацию прибора учета на холодное теплоснабжение суду не представлен.

Вместе с тем, согласно положениям статьи13 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке.

    Исходя из нормативов потребления расчет за водоотведение, холодное, горячее водоснабжение составляет:

    Холодное водоснабжение:

    с 01.01.2010г. по 01.11.2010г. тариф и норматив не менялись: норма на 1 чел. 3,19 куб.м. Х 53,75 руб. за 1 куб.м. = 171,46 руб. Х 2 чел. = 342руб. 92 за 1 мес.

     за март 2010г. истец просит взыскать стоимость указанной коммунальной услуги в сумме 857 руб. 30 коп., однако какого либо обоснования указанной суммы в суд не представлено, в связи с чем, суд считает необходимым за март 2010г. взыскать в сумме 342руб. 92;

    Горячее водоснабжение:

    с 01 января 2010г. по 21 мая 2010г. включительно - тариф 137,27 руб. за 1 куб.м., норматив 3,19 куб.м. =: 437,89 руб. х 2 чел. = 875, 78 руб. за 1 мес.

    с 22 мая 2010г. по 01 ноября 2010г.: тариф 179,04 руб. за 1 куб.м., Х норматив 3,19 (вода из системы отопления - л.д. 30) = 571,14 руб. Х 2 чел. = 1142,28 руб.

Расчет за май 2010г. составляет: 875,78 руб. : 30 Х 21 + 1142,28 руб.: 30 Х 9 = 955,72 руб.

Водоотведение:

    с 01.01.2010г. по 01.11.2010г. тариф и норматив не менялись: тариф 58,32 руб. за 1 куб.м. Х 6,08 куб.м. - (норма в отопительный период) = 354, 59 руб. Х 2 чел. = 709, 18 коп.:

    тариф 58,32 руб. за 1 куб.м. Х 2,89 куб.м. (в летний)= 168, 54 руб., Х 2 = 337,08 руб.

    за март 2010г. истец просит взыскать стоимость указанной коммунальной услуги в сумме 1772, 95 руб., однако какого либо обоснования указанной суммы в суд не представлено, в связи с чем, суд считает необходимым за март 2010г. взыскать в сумме 709, 18коп.;

      По размеру оплаты за найм жилья в сумме 54,59 руб. ежемесячно спор отсутствует.

      Исходя из указанных расчетов, помесячно суммы платежей составляют:

январь - 6718, 58 руб.

февраль - 6718, 58 руб.

март - 6718, 58 руб.

апрель -6718, 58 руб.

май - 6798,52 руб.

июнь - 3928,6 руб.

     июль - 5470,7 руб.

     август - 5470,7 руб.

     сентябрь - 6144,65 руб.

     октябрь - 6496,96 руб.

Итого, задолженность: 61 184 руб. 45 коп.

    

При проверке судом расчета задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, произведенного истцом, установлено, что ООО «Усть-Большерецкий острог» за оказанные услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению помимо тарифов, установленных решением Собрания депутатов Усть-Большерецкого сельского поселения и Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края, включал в стоимость услуг для населения 18% НДС.

    Как следует из пояснений в суде представителя по доверенности Кокориной А.М. увеличение тарифа на 18 % за коммунальные услуги теплоснабжение и горячее водоснабжение производится в связи с тем, что указанные тарифы установлены уполномоченными органами без НДС, вместе с тем, приобретение указанных услуг у ресурсовырабатывающей организации производится с НДС, следовательно, управляющая компания несет убытки, которые должны быть компенсированы путем увеличения коммунальной платы за указанные услуги на 18 % - то есть на сумму НДС.

    ООО «Большерецкий острог» самостоятельно не применяет НДС, поскольку использует упрощенную систему налогообложения.

В соответствии с основными понятиями закрепленными Правилами предоставления коммунальных услуг гражданами утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов; исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

В судебном заседании установлено, что производителем тепловой энергии и горячего водоснабжения для нужд населения на территории с. Усть-Большерецк, то есть ресурсоснабжающей организацией является ГУП «Камчатсккоммунэнерго» Филиал «Усть-Большерецкие тепловые сети», что не оспаривалось представителем ООО «Большерецкий острог» и подтверждается материалами дела - л.д. 27.

Общество с ограниченной ответственностью «Большерецкий острог» является управляющей организацией для многоквартирного <адрес>, то есть «исполнителем».

     Пунктом 15 указанных выше Правил предусмотрено, что размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

     В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

    В соответствии с положениями ст. 157, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, в порядке, установленном законом.

    Тарифы за оплату таких коммунальных услуг как теплоснабжение и горячее водоснабжение отнесены законодателем к регулируемым тарифам, то есть после их установления соответствующим органом, управляющая компания не имеет права изменять их в сторону увеличения по своему усмотрению.

     Кроме того, если управляющая организация при расчете платы за коммунальные услуги увеличит стоимость платы с учетом НДС (на 18 %) и предъявит его собственникам помещений, тем самым она фактически допустит увеличение тарифа, стоимость коммунальных услуг может превысить установленные предельные уровни (индексы), что является неправомерным.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 39 НК РФ в целях налогообложения реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

     Как установлено выше, ООО «Большерецкий острог» не является производителем услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению.

    Таким образом, средства, взимаемые с жильцов для оплаты коммунальных услуг лишь аккумулируемые Управляющей компанией для последующей оплаты организациям - поставщикам услуг, не связаны с реализацией товаров (работ, услуг) и, следовательно, не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.

     В соответствии с разъяснениямиМинфина РФ вПисьме от 9 декабря 2008 г. N 07-05-06/247 денежные средства, взимаемые управляющей компанией со своих квартиросъемщиков в оплату коммунальных услуг, включаются указанной организацией в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. При этом суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные управляющей компании по указанным услугам, применяются к вычету в порядке и на условиях, установленных статьями 171 и 172 Налогового Кодекса РФ

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

Согласно статье 166 Налогового кодекса Российской Федерации общая сумма НДС исчисляется только его плательщиком.

    Исходя из анализа указанных выше норм, по какой бы системе налогообложения не работала управляющая компания, она не имеет права включать в стоимость коммунальных услуг НДС, поскольку при упрощенной системе она не является плательщиком данного налога, а при обычной вправе предъявить данные суммы выпадающих доходов к налоговому вычету.

Таким образом, суд приходит к выводу, о том, что, рассчитывая задолженность по оплате коммунальных услуг, истец неправомерно увеличил сумму платежей за коммунальные услуги - теплоснабжение и горячее водоснабжение на сумму НДС.

        

Пунктом 14 ст. 155 ЖК РФ предусмотрено, что лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм, за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в п. 14 ст. 155 ЖК РФ размера пеней не допускается.

    Истец просил взыскать пени за период с 01.01.2010г. по 01.11.2010г. в сумме 2687 руб. 55 коп., исходя при расчете пени из ставки рефинансирования 7,75%. Учитывая, что применение ставки рефинансирования в указанном размере не ухудшает положение ответчика, а также учитывая положения ст. 196 ГПК РФ, суд производит расчеты с применением ставки в размере 7,75%.

январь - 6718, 58 руб. Х 7,75% : 300 Х 273 дн = 473,65руб.

февраль - 6718, 58 руб. Х 7,75% : 300 Х 245дн = 425,07руб.

март - 6718, 58 руб. Х 7,75% : 300 Х 214дн = 371,29 руб.

апрель -6718, 58 руб. Х 7,75% : 300 Х 184 дн = 319,35 руб.

май - 6798,52 руб. Х 7,75% : 300 Х 158 дн = 277,49 руб.

июнь - 3928,6 руб. Х 7,75% : 300 Х 123 дн = 124,83 руб.

июль - 5470,7 руб. Х 7,75% : 300 Х 92 дн = 129,72 руб.

август - 5470,7 руб. Х 7,75% : 300 Х 61 дн = 86,20 руб.

сентябрь - 6144,65 руб. Х 7,75% : 300 Х 31 дн = 49,20 руб.

октябрь - 6496,96 руб. Х 7,75% : 300 Х 0 дн = 0руб.

Итого: 2256 (две тысячи двести пятьдесят шесть) руб. 80 коп.

В соответствии со ст. 207 ГПК РФпри принятии решения суда против нескольких ответчиков суд указывает, в какой доле каждый из ответчиков должен исполнить решение суда, или указывает, что их ответственность является солидарной.

    В силу ч. 2 ст. 69 Жилищного кодекса РФ, и по указанным выше основаниям, суд полагает необходимым взыскать с ответчиков - Сазоновой О.В. и Сазонова Г.П. в солидарном порядке - задолженность по оплате за предоставленные коммунальные услуги за период с 01 января 2010г. по 01 ноября 2010г. в сумме 61 184 (шестьдесят одна тысяча сто восемьдесят четыре) руб. 45 коп., пени за несвоевременную оплату коммунальных услуг в сумме 2256 (две тысячи двести пятьдесят шесть) руб. 80 коп.

.

    При подаче искового заявления истец оплатил государственную пошлину в сумме 2403 руб. 70 коп., в соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Исковые требования удовлетворены на общую сумму 63 441 руб. 25 коп., следовательно, расчет государственной пошлины с учетом требований ст. 333.19 Налогового кодекса РФ составляет: (63 441 руб. 25 коп..- 20 000) Х 3 % + 800 руб. = 2103 (две тысячи сто три) руб. 23 коп.

Госпошлина подлежит взысканию с ответчиков в пользу истца в равных долях (по 1051 (одна тысяча пятьдесят один) руб. 61 коп. с каждого), поскольку законом не предусмотрено солидарное взыскание государственной пошлины.

     С учетом сделанных выше выводов встречное исковое заявление удовлетворению не подлежит.

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Большерецкий острог» к Сазоновой О.В., Сазонову Г.П. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг в сумме 70 769 (семьдесят тысяч семьсот шестьдесят девять) руб. 21 коп., пени в сумме 2 687 (две тысячи шестьсот восемьдесят семь) руб. 55 коп., расходов по оплате государственной пошлины в сумме 2 403 (две тысячи четыреста три) руб. 70 коп., - удовлетворить частично.

    Взыскать солидарно с Сазоновой О.В., Сазонова Г.П. в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Большерецкий острог» 61 184 (шестьдесят одна тысяча сто восемьдесят четыре) руб. 45 коп.- задолженность по оплате за коммунальные услуги за период с 01 января 2010г. по 01 ноября 2010г.

Взыскать солидарно Сазоновой О.В., Сазонова Г.П. в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Большерецкий острог» 2256 (две тысячи двести пятьдесят шесть) руб. 80 коп. - пени за несвоевременную оплату коммунальных услуг за период с 01 января 2010г. по 01 ноября 2010г.

Взыскать с Сазоновой О.В. в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Большерецкий острог» 1051 (одна тысяча пятьдесят один) руб. 61 коп. - расходы истца по оплате государственной пошлины.

Взыскать с Сазонова Г.П. в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Большерецкий острог» 1051 (одна тысяча пятьдесят один) руб. 61 коп. - расходы истца по оплате государственной пошлины.

В удовлетворении встречного искового заявления Сазонова Г.П. о возложении обязанности на Общество с ограниченной ответственностью «Большерецкий острог» произвести перерасчет задолженности по оплате коммунальных услуг за услуги за период с 01 января 2010г. по 01 ноября 2010г.

на сумму 22 350 руб. 50 коп. - отказать.

    На решение может быть подана кассационная жалоба в Камчатский краевой суд через Усть-Большерецкий районный суд в течение 10 суток с момента вынесения решения.

-

-

Судья                                                                                                               Н.А. Кириллова