Дело № 2-168/2012 Решение по иску прокурора в интересах неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействие и возложении обязанности организовать утилизацию (захоронение) твердых и жидких бытовых отходов



                     Дело № 2-168/2012

       

             

                                                                Р Е Ш Е Н И Е

                           Именем Российской Федерации

04 сентября 2012 года                               с. Усть-Большерецк, Камчатский край

Усть-Большерецкий районный суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Доценко Ю.В.,

при секретаре Руденко В.А.,

с участием заместителя прокурора Усть-Большерецкого района Камчатского края Гвоздева А.А.,

представителя ответчика администрации Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края Кисельникова Г.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Усть-Большерецкого района Камчатского края Гвоздева А.А., действующего в интересах неопределенного круга лиц к Усть-Большерецкому муниципальному району в лице администрации Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края о признании незаконным бездействие и возложении обязанности организовать утилизацию (захоронение) твердых и жидких бытовых отходов,

              У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора Усть-Большерецкого района Камчатского края Гвоздев А.А. обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Усть-Большерецкому муниципальному району Камчатского края в лице администрации Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края о признании незаконным бездействие, выразившееся в отсутствии организации утилизации (захоронения) твердых и жидких бытовых отходов, вывозимых с территорий муниципальных образований Усть-Большерецкого муниципального района, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и обязанности организовать утилизацию (захоронение) твердых и жидких бытовых отходов, вывозимых с территорий муниципальных образований Усть-Большерецкого муниципального района, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства. В обоснование иска заместитель прокурора указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки было установлено, что администрацией Усть-Большерецкого муниципального района в районе 110 км автотрассы г. Петропавловск-Камчатский - п. Октябрьский в 4-х км от юго-западной границы с. Усть-Большерецк в 150 м влево от автодороги ООО «Большерецкий острог» на основании договора аренды № 4 от 01.02.2010 года передан земельный участок под размещение свалки твердых и жидких бытовых отходов и отходов цехов переработки. Вместе с тем, в нарушение п. 2.2. Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 переданный в аренду ООО «Большерецкий острог» земельный участок санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии его санитарным правилам не имеет. Вышеуказанное обстоятельство, по мнению заместителя прокурора, влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на свободное использование естественных экологических систем, природных ландшафтов и составляющих их элементов, сохранивших свои природные свойства земель общего пользования. Обращение в суд обусловлено необходимостью защиты конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренных статьёй 42 Конституции Российской Федерации, так как несоблюдение Санитарных правил приводит к ухудшению санитарно- эпидемиологической обстановки на территории Усть-Большерецкого муниципального района, негативно влияет на состояние окружающей среды, создаёт реальную угрозу распространения инфекционных заболеваний и иных тяжких последствий, что нарушает законные интересы и права населения.

В судебном заседании заместитель прокурора Усть-Большерецкого района Камчатского края Гвоздев А.А. от исковых требований в части признания незаконным бездействие, выразившееся в отсутствии организации утилизации (захоронения) твердых и жидких бытовых отходов, вывозимых с территорий муниципальных образований Усть-Большерецкого муниципального района, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства отказался (судом вынесено отдельное определение о прекращении производства по делу в данной части), в остальной части исковые требования поддержал в полном объёме, пояснив, что земельный участок, расположенный в районе 110 км автотрассы г. Петропавловск-Камчатский - п. Октябрьский в 4-х км от юго-западной границы с. Усть-Большерецк в 150 м влево от автодороги является несанкционированной свалкой твердых и жидких бытовых отходов и отходов цеховой переработки, поскольку санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии его санитарным правилам не имеет, объектом для размещения отходов являться не может, так не имеет для этого специального разрешения.

В судебном заседании представитель ответчика - администрации Усть-Большерецкого муниципального района Кисельников Г.И., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, пояснив, что администрацией Усть-Большерецкого муниципального района предпринимаются всевозможные меры по организации утилизации твердых и жидких бытовых отходов, а именно администрацией выделен земельный участок под размещение свалки в границах муниципального района, периодически с различными организациями заключаются договора аренды для его использования под свалку, производятся всевозможные меры для обеспечения экологически безопасного размещения и утилизации отходов, улучшения качества окружающей среды на территории муниципального образования. Также указал, что утилизацией отходов, а также осуществлением всех мероприятий связанных с функционированием свалки, в том числе и соблюдением требований санитарных правил и норм должны непосредственно заниматься арендаторы земельного участка или лица эксплуатирующие полигон. Вместе с тем, с доводами заместителя прокурора о том, что выделенный земельный участок под размещение свалки твердых и жидких бытовых отходов является несанкционированной свалкой, поскольку не имеет соответствующих разрешительных документов, согласился. Кроме того, считал, так как администрацией района предпринимаются меры к организации решения спорного вопроса и орган местного самоуправления согласно действующему законодательству самостоятельно может его решить в судебном порядке понуждать ответчика к выполнению данной обязанности не требуется.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства в суд представителя не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела без участия представителя, заявленные требования поддержало в полном объёме - л.д. 23.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - ООО «Большерецкий острог» при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства в суд представителя не направили, ходатайствовали о рассмотрении дела без участия представителя, при этом представили письменное мнение относительно заявленных требований согласно которому, соглашением от 01 июля 2012 года «О расторжении с 01 июля 2012 года договора аренды земельного участка от 01.02.2010 года» договор аренды земельного участка от 01.02.2010 года заключенный между администраций Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края и ООО «Большерецкий острог» расторгнут с 01 июля 2012 года.

В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного гражданского дела, суд полагает, что исковые требования заместителя прокурора подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся вопросы организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Это положение содержится и в п. 14 ст. 10 Устава Усть-Большерецкого муниципального района.

В пункте 2 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее - Закон № 89-ФЗ) также предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно ст. 21 Устава Усть-Большерецкого муниципального района администрация Усть-Большерецкого муниципального района - орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции.

Статьёй 13 Закона № 89-ФЗ определено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) ( ст. 1 Закона № 89-ФЗ).

Создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов ( ст. 12 Закона № 89-ФЗ).

         Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенный в действие Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.01 г. № 607-ст., определяет, что свалка - местонахождение отходов, использование которых в течение обозримого срока не предполагается, несанкционированные свалки- территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, полигон - ограниченная территория, предназначенная и при необходимости специально оборудованная для захоронения отходов, исключения воздействия захороненных отходов на незащищенных людей и окружающую природную среду.

         Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в том числе и на основе таких принципов, как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

       В постановлении Правительства РФ от 10.02.1997 N 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов», «твердые и жидкие бытовые отходы» определяются, как отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).

Организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям «Санитарных правил содержания территорий населенных мест» СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88).

В соответствии с п.п. 3.1, 3.2 данного СанПин обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях.

Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.

Промышленные, не утилизируемые на производстве отходы вывозят транспортом предприятий на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.

В соответствии с п.п. 2.1., 2.2. Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Рекомендуется создание централизованных полигонов для групп населенных пунктов; Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании установлено, что земельный участок площадью 40000 кв.м. под размещение свалки твердых и жидких бытовых отходов и отходов цехов переработки расположен в районе 110 км автотрассы г. Петропавловск-Камчатский - п. Октябрьский в 4-х км от юго-западной границы с. Усть-Большерецк в 150 м влево от автодороги, КАДАСТРОВЫЙ . Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства - л.д. 16. Кроме того, данный земельный участок не имеет санитарно-эпидемиологического заключения, что подтверждено сообщением Администрации Усть-Большерецкого муниципального района № 1449 от 26.07.2012 года и представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось - л.д. 11.

Также из пояснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что специального разрешения на размещение отходов на вышеуказанном земельном участке Усть-Большерецкий муниципальный район не имеет.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что земельный участок, расположенный в районе 110 км автотрассы г. Петропавловск-Камчатский - п. Октябрьский в 4-х км от юго-западной границы с. Усть-Большерецк в 150 м влево от автодороги является несанкционированной свалкой, функционирует в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о его соответствии санитарным нормам и правилам, без разрешения федерального органа исполнительной власти в области обращения с отходами на утилизацию (захоронение) твердых и жидких бытовых отходов.

Согласно ст. 12 Земельного кодекса РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Статьей 13 Земельного кодекса РФ определено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия в том числе по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

           Кроме того, в ходе судебного разбирательства дела установлено, что в соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона РФ от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ст. 22, п. 1 ст. 46 Земельного кодекса РФ, Устава Усть-Большерецкого муниципального района администрацией Усть-Большерецкого муниципального района в районе 110 км автотрассы г. Петропавловск-Камчатский - п. Октябрьский в 4-х км от юго-западной границы с. Усть-Большерецк в 150 м влево от автодороги ООО «Большерецкий острог» на основании договора аренды № 4 от 01.02.2010 года был передан земельный участок под размещение свалки твердых и жидких бытовых отходов и отходов цеховой переработки, что помимо пояснений сторон в судебном заседании подтверждено договором аренды земельного участка - л.д. 13-18, постановлением главы Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края - л.д. 19. С 01 июля 2012 года вышеуказанный договор аренды сторонами расторгнут, что подтверждено соглашением о расторжении с 01 июля 2012 года договора аренды земельного участка от 01.02.2010 № 4.

Как следует из пояснений представителя ответчика Кисельникова Г.И. последний эксплуататор земельного участка ИП Зинченко Н.О. направил в администрацию соглашение о расторжении договора аренды земельного участка. С кем-либо договор аренды земельного участка под размещение свалки твердых и жидких бытовых отходов в настоящее время не заключен. Вместе с тем, вопрос по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов администрацией разрешается, в частности ответчиком в рамках реализации долгосрочной краевой целевой программы «Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Камчатском крае на 2012-2016 годы» формируется муниципальная программа, что подтвердил письмом администрации Усть-Большерецкого муниципального района от 25 июля 2012 года № 06/ 1447 адресованным главам городских и сельскох поселений Усть-Большерецкого муниципального района.

           Доводы представителя ответчика Кисельникова Г.И., о том, что Усть-Большерецкий муниципальный район, в лице администрации Усть-Большерецкого муниципального района принимает необходимые меры для организации утилизации отходов, выделяя земельный участок для размещения свалки, и тем самым выполняет свои обязательства, суд находит несоответствующими установленным в ходе рассмотрения дела фактам.

         Так, выделение земельного участка для размещения свалки твердых и жидких бытовых отходов не может свидетельствовать о выполнении муниципальным районом своих обязанностей, поскольку организация утилизации (захоронения) отходов должна производиться не только посредством заключения договоров аренды земельного участка под размещение свалки, но при этом должно соблюдаться действующее законодательство, а именно объект для размещения отходов должен иметь соответствующее разрешение на размещение отходов, а также санитарно-эпидемиологическое заключение.

Наличие несанкционированной свалки в Усть-Большерецком муниципальном районе не может свидетельствовать о том, что органом местного самоуправления предприняты всевозможные меры к организации утилизации (захоронения) твердых и жидких бытовых отходов.

        Таким образом, неисполнение муниципальным районом требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории района, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

        При таких обстоятельствах суд считает необходимым обязать ответчика к принятию мер по организации утилизации (захоронения) твердых и жидких бытовых отходов, вывозимых с территорий муниципальных образований Усть-Большерецкого муниципального района, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.

        Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения, как на то указывал в судебном заседании представитель ответчика, а направлены лишь на понуждение ответчика в судебном порядке исполнить возложенные на него законом обязанности.

        Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

        Из содержания ч. 5 ст. 198 ГПК РФ следует, что принятое судом решение должно быть исполнимым. Срок до 05 октября 2013 года, который по мнению заместителя прокурора необходимо установить для добровольного исполнения заявленных требований, представляется суду разумным и обоснованным.

        В соответствии с п/п 9, 19 п.1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины процессуальный истец и ответчик освобождены.

        Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

          Иск удовлетворить.

          Обязать Усть-Большерецкий муниципальный район в лице администрации Усть-Большерецкого муниципального района в срок до 05 октября 2013 года организовать утилизацию (захоронение) твердых и жидких бытовых отходов, вывозимых с территорий муниципальных образований Усть-Большерецкого муниципального района, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.              

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Усть-Большерецкий районный суд в течение месяца.

Председательствующий     судья                                                                                    Ю.В.Доценко