Решение по гражданскому делу № 2-609/2010 о предоставлении жилого помещения (Вступает взаконную силу 08.10.2010г.)



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 сентября 2010г. п.г.т.Усть-Абакан

Дело № 2-609/2010

Усть-Абаканский районный суд РХ в составе: председательствующего Безъязыковой Л.Д.

с участием помощника прокурора Усть-Абаканского района Потаповой Ю.Г.,

при секретаре Рышкевич А.И.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Абаканского района к муниципальному образованию Сапоговский сельсовет об обязании вне очереди предоставить по договору социального найма взамен ветхого и аварийного жилья Августаевой Е.Л., Августаевой Л.Л. жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Усть-Абаканского района обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит обязать администрацию МО Сапоговский сельсовет предоставить по договору социального найма взамен ветхого и аварийного жилья Августаевой Е.Л., Августаевой Л.Л. жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, мотивируя тем, что прокуратурой Усть-Абаканского района проведена проверка по жалобе жителей. .. на бездействие органов местного самоуправления Усть-Абаканского района по переселению заявителей из аварийных жилых помещений. В ходе проверки установлено, что в соответствии с актом от 16.09.2000 обследования технического состояния жилого дома по адресу:. .. межведомственной комиссией произведено обследование технического состояния жилого дома по адресу. .. По результатам обследования комиссия заключила, что указанный жилой дом необходимо признать аварийным, непригодным для проживания, капитальный ремонт экономически нецелесообразен. Постановлением администрации муниципального образования Усть-Абаканский район от 19.03.2003 *** дома № *** поселка. .. признаны аварийными. Решением Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район от 06.11.2007 *** утверждена районная целевая программа «Переселение жителей муниципального образования Усть-Абаканский район из аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда на 2007-2010 годы» (далее - Программа). Приложением *** к Программе утвержден список граждан поселка. .. Усть-Абаканского района, проживающих на законном основании, подлежащих переселению из аварийного жилищного фонда, всего 40 семей, в том числе Августаевы Исходя из приложения 1 к Программе «Переселение жителей муниципального образования Усть-Абаканский район из аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда на 2007-2010 годы», площадь аварийного жилого помещения, в котором проживают Августаева Е.Л., Августаева Л.Л., составляет 34,5 кв.м. Поселок. .. находится на территории муниципального образования Сапоговский сельсовет Усть-Абаканского района (п. 1 постановления Верховного Совета Республики Хакасия от 23.02.2000 *** «Об административно-территориальной принадлежности поселка. ..»). Исходя из информации, направленной главой МО Усть-Абаканский район Р., председателем Совета депутатов МО Усть-Абаканский район Б. на имя председателя Верховного Совета РХ Ш., на 01.01.2010 в аварийном жилищном фонде. .. (семь двухэтажных 16-квартирных домов) проживают на законном основании и подлежат переселению 40 семей (101 человек). В настоящее время целевая программа не финансируется. Решением Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район от 08.06.2009 *** в реестр муниципальной собственности муниципального образования Усть-Абаканский район включены объекты недвижимости, расположенные на территории МО Сапоговский сельсовет, в том числе 16-квартирный жилой дом № *** п.. .. На основании постановления Правительства Республики Хакасия от 02.02.2010 *** (приложение 2), постановления главы муниципального образования Усть-Абаканский район от 16.02.2010 *** (приложение № 2) квартира № *** дома № *** п.. .. где проживают Августаева Е.Л., Августаева Л.Л., передана из собственности муниципального образования Усть-Абаканский район в собственность муниципального образования Сапоговский сельсовет.

В судебное заседание не явились: представитель ответчика администрации МО Сапоговский сельсовет Шандро М.И., хотя о месте и времени рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика- администрации МО Сапоговский сельсовет Шандро М.И.

Представитель истца- помощник прокурора Усть-Абаканского района Потапова Ю.Г., заявленные требования поддержала, в их обоснование привела вышеназванные обстоятельства.

Истец Августаева Е.Л. действующая в интересах Августаевой Л.Л. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, пояснила, что раньше она с дочерью проживала в квартире № *** дома № *** п.. .., который в настоящее время снесен и они с устного разрешения главы МО Сапоговский сельсовет переселились в квартиру *** дома № ***. ...

Выслушав прокурора, истца Августаеву Е.Л., участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Статьей 215 Гражданского кодекса РФ установлено, что имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

В соответствии с п. 6 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно п.3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

В силу п.2 ст.15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).

Требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п.3 ст. 15 Жилищного кодекса РФ).

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Разделом 2 названного Положения определяются требования, которым должно отвечать жилое помещение. В частности, формулируются требования к несущим и ограждающим конструкциям жилого помещения (п. 10), обустройству и оборудованию жилого помещения и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (прежде всего с тем, чтобы предупредить риск получения травм, обеспечить удобство и безопасность передвижения и размещения) (п. 11), инженерным системам (п. 12 - 14) и т.д. Положением предусматривается, что жилые помещения, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем (п. 16); доступ к жилому помещению, расположенному в многоквартирном доме выше пятого этажа, за исключением мансардного этажа, должен осуществляться при помощи лифта (п. 17); размещение жилого помещения в подвальном и цокольном этажах не допускается (п. 23); размещение над комнатами уборной, ванной (душевой) и кухни не допускается (оборудование уборной, ванной (душевой) в верхнем уровне над кухней возможно в квартирах, расположенных в двух уровнях) (п. 24) и т.д.

В Положении содержатся также требования к объемно-планировочным решениям жилых помещений (п. 20), инсоляции (п. 21), высоте помещений (п. 22), напряженности электрического поля, индукции магнитного поля (п. 30) и пр. При этом нередко формулируются нормативно-технические указания. Так, в жилом помещении на расстоянии 0,2 м от стен и окон и на высоте 0,5 - 1,8 м от пола напряженность электрического поля промышленной частоты 50 Гц и индукция магнитного поля промышленной частоты 50 Гц не должны превышать соответственно 0,5 кВ/м и 10 мкТл (п. 30); внутри жилого помещения мощность эквивалентной дозы облучения не должна превышать мощность дозы, допустимой для открытой местности, более чем на 0,3 мкЗв/ч, а среднегодовая равновесная объемная активность радона в воздухе эксплуатируемых помещений не должна превышать 200 Бк/куб. м (п. 31).

Таким образом, действующим законодательством установлены требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе предоставляемое по договору социального найма.

Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.

В соответствии со ст. 87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Согласно ч.1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Таким образом, действующим законодательством установлена обязанность органов местного самоуправления по предоставлению вне очереди другого жилого помещения по договору социального найма гражданам, проживающим в ветхом, аварийном жилом помещении.

Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд по обращению граждан о защите их нарушенных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном или муниципальном жилищных фондах. Обращение прокурора Усть-Абаканского района обусловлено письменным обращением Августаевой Е.Л.

Судом установлено, что согласно справки администрации МО Сапоговский сельсовет от 10 августа 2010 года Августаева Е.Л. фактически проживает по адресу: п.. .. кв.*** Усть-Абаканского района РХ, в связи с тем, что дом, расположенный в. .. снесен (л.д. 5).

Как видно из ордера ***, выданного на основании распоряжения *** главы МО Сапоговский сельсовет от 18 декабря 2000 года Августаевой Е.Л. он выдан на квартиру *** в д.*** в. .. (л.д.9);

В соответствии с актом обследования технического состояния жилого дома № *** в п.. .. от 16 сентября 2000г., дом признан аварийным, непригодным для постоянного проживания, капитальный ремонт экономически нецелесообразен (л.д.14);

Постановлением администрации МО Усть-Абаканский район от 19 марта 2003г. ***» О признании аварийным жилых домов в. .., жилые дома *** признаны аварийными (л.д.15);

Решением Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район от 06 ноября 2007 г. *** утверждена районная целевая программа «Переселение жителей муниципального образования Усть_ Абаканский район из аварийного и непригодного для проживания фонда на 2007-2010 г.г.» ( л.д. 21-24 );

Приложением к Программе утвержден список граждан, подлежащих переселению из аварийных помещений, в том числе и Августаева Е.Л.

Установлено, что Августаевы проживают в доме, расположенном в. .., который признан аварийным, непригодным для постоянного проживания и в настоящее время снесен.

Поселок. .. по территориальному делению входит в МО Сапоговский сельсовет.

Как следует из приложения *** к районной целевой программе»Переселение жителей МО Усть-Абаканский район из аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда на 2007-2010 г.г.», площадь в которой проживает Августаева Е.Л. составляет 34,5 кв.м.

Суд приходит к выводу, что Августаевой Е.Л., Августаевой Л.Л. администрация МО Сапоговский сельсовет обязана вне очереди предоставить по договору социального найма взамен ветхого и аварийного жилья равнозначное жилое помещение площадью 34,5 кв.м., расположенное на территории МО Сапоговский сельсовет, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, ст. 57, 87, 89 Жилищного кодекса РФ,

Р Е Ш И Л :

Обязать администрацию муниципального образования Сапоговский сельсовет Усть- Абаканского района вне очереди предоставить по договору социального найма взамен ветхого и аварийного жилья Августаевой Е.Л., Августаевой Л.Л. благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории муниципального образования Сапоговский сельсовет, пригодное для проживания, отвечающее санитарно-эпидемиологическим требованиям, площадью не менее 34,5 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в десятидневный срок со дня изготовления мотивированного решения, через Усть-Абаканский районный суд.

Судья: Л.Д. Безъязыкова

Мотивированный текст решения изготовлен и подписан 27 сентября 2010 года.

Судья: Л.Д. Безъязыкова