Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. г. т. Усть-Абакан РХ 01 ноября 2010 года
Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия
в составе председательствующего судьи Бугановой Н.В.,
при секретаре Вохминой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление администрации муниципального образования Усть-Абаканский район о признании незаконным постановления судебного пристава - исполнителя межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия о взыскании исполнительного сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация муниципального образования Усть-Абаканский район (далее администрация МО Усть-Абаканский район)_в лице представителя Дырда В.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава - исполнителя межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия П. о взыскании исполнительного сбора в сумме *** руб., мотивируя свои требования тем, что решением суда от *** администрация муниципального образования Усть-Абаканский район обязана предоставить Х. жилое помещение в п.Усть-Абакан, соответствующее санитарным и техническим нормам, по договору социального найма, площадью не менее 18 кв.м., за счет средств бюджета РХ в срок до 01.10.2010. .. года. Администрация МО Усть-Абаканский район не согласно с постановлением судебного пристава - исполнителя о взыскании исполнительского сбора, поскольку жилья на территории п.Усть-Абакан, для предоставления его указанной категории граждан нет, финансирование из бюджета Республики Хакасия для приобретения жилья Х. не производилось. Учитывая изложенное, решение суда не может быть исполнено в настоящее время. Предоставление жилья Х. будет возможно только после финансирования из бюджета РХ. На основании изложенного и в силу ст.401 ГК РФ администрация МО Усть-Абаканский район приняла все меры к исполнению исполнительного документа, в связи с чем, взыскание исполнительского сбора является незаконным.
Представитель администрация МО Усть-Абаканский район Дырда В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал, приведя в их обоснование обстоятельства указанные в заявлении.
Заинтересованное лицо - судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия П. заявленные требования считает не обоснованными, пояснив, что 17.08.2010 года судебным приставом - исполнителем возбуждено исполнительное производство *** на основании исполнительного листа от 11.06.2010 года, выданного Усть-Абаканским районным судом об обязании администрацию муниципального образования Усть-Абаканский район предоставить Х. жилое помещение в п.Усть-Абакан, соответствующее санитарным и техническим нормам, по договору социального найма, площадью не менее 18 кв.м., за счет средств бюджета РХ в срок до 01.10.2010. .. года. 23.08.2010 года постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником. Должнику предоставлен 5 дневный срок добровольного исполнения требований исполнительного документа. 16.09.2010 года отобрано объяснение от представителя администрации муниципального образования Усть-Абаканский район, в котором он пояснил, что жилое помещение Х. будет предоставлено только в декабре 2010 года, так как идет строительство домов для указанной категории граждан. Согласно представленного муниципального контракта на строительство жилых домов для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в п.г.т. Усть-Абакан, срок выполнения работ указан сентябрь 2010 года. Поскольку должником в установленный судебным приставом - исполнителем срок для добровольного исполнения не представлено сведений об исполнении требований установленных решением суда, либо объективных сведений о не исполнении судебного решения, на основании ст.105, 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебным приставом - исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника в размере *** рублей. Постановление утверждено старшим судебным приставом межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия. Каких - либо доказательств невозможности добровольного исполнить требования исполнительного документа представителем администрации не представлено. Учитывая изложенное, постановление вынесенное 12.10.2010 года о взыскании исполнительского сбора является законным.
Заинтересованное лицо помощник прокурора Усть-Абаканского района Торокова Е.А. суду пояснила, что постановление о взыскании исполнительского сбора является законным, так как на момент его вынесения решение суда не было исполнено в добровольном порядке. Уважительных причин не исполнения требований судебного решения администрация МО Усть-Абаканский район не представила.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав представленные материалы в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст.441 ГПК РФ, ч.4 ст.121 ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления о взыскании исполнительского сбора могут быть оспорены в суде.
Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов рассматривается в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 ГПК РФ, с изъятиями и дополнениями, предусмотренными статьей 441 ГПК РФ.
Частью 4 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение принято в соответствии с законом, в пределах полномочий органа, и права заявителя не были нарушены.
Решением Усть-Абаканского районного суда от 12 апреля 2010 года на администрацию муниципального образования Усть-Абаканский район возложена обязанность предоставить Х. жилое помещение в п.г.т.Усть-Абакан Усть-Абаканского района, соответствующее санитарным и техническим нормам, по договору социального найма, площадью не менее 18 кв.м., за счет средств бюджета РХ в срок до 01.10.2010. .. года.
Определением судебной коллегии по гражданским делам ВС РХ от 03.06.2010 года данное решение суда оставлено без изменений, а кассационная жалоба представителя ответчика без удовлетворения.
Решение суда от 12.04.2010 года вступило в законную силу.
11.06.2010 года прокурору Усть-Абаканского района Усть-Абаканским районным судом направлен исполнительный лист *** для его предъявления в службу судебных приставов по месту исполнения.
В силу указанного исполнительного документа 17.08.2010 года судебным приставом - исполнителем межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия возбуждено исполнительное производство ***, в данном постановлении указан срок добровольного исполнения исполнительного документа до 01.10.2010 года со дня получения постановления (ч.12 ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве»), так же разъяснено, что в случае не исполнения исполнительного документа в срок без уважительных причин, с должника будет взыскан исполнительский сбор в размере *** рублей.
Данное постановление получено администрацией муниципального образования Усть-Абаканский район 23.08.2010 года, что не оспаривается представителем администрации муниципального образования Усть-Абаканский район Дырда В.В..
В соответствии со ст.13 ФЗ «Об исполнительном производстве» если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе.
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (ч.1 ст.105 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
В соответствии с ч.1 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В силу требований ч.3 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» 12.10.2010 года судебным приставом - исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с администрации муниципального образования Усть-Абаканский район в размере *** рублей, так как срок, предусмотренный для добровольного исполнения исполнительного документа истек 01.10.2010 года.
В соответствии с ч.2 ст.115 ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление утверждено старшим судебным приставом межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия и соответствует требованиям ч.1 ст.115 ФЗ «Об исполнительном производстве».
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что на момент вынесения постановления судебным приставом - исполнителем 12.10.2010 года решение суда фактически не исполнено, жилое помещение Х. по договору социального найма не предоставлено. Каких - либо уважительных причин не исполнения судебного решения администрацией муниципального образования Усть-Абаканский район судебному приставу - исполнителю не представлено.
Доводы представителя администрации муниципального образования Усть-Абаканский район о том, что строительство жилья для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей не завершено, по причине отсутствия финансирования строительства из средств бюджета Республики Хакасия, в связи с чем, администрацией приняты все меры к исполнению решения суда и в соответствии со ч.2 ст.13 ГПК РФ согласно которых, вступившие в законную силу судебные решения являются обязательными для всех без исключения органов местного самоуправления, должностных лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Кроме того, согласно ч.1 ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В части 1 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» дано понятие исполнительского сбора - денежное взыскание, налагаемое на должника за неисполнение им исполнительного документа в установленный срок, то есть исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера.
Таким образом, ч.1, 2 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрены основания ответственности за не исполнение должником исполнительного документа в установленный срок и условия освобождения должника от уплаты исполнительского сбора, однако приведенные доводы представителя администрации муниципального образования Усть-Абаканский район об отсутствии финансирования строительства жилья для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей из средств бюджета Республики Хакасия не является безусловным основанием для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора.
Иных доказательств невозможности добровольно исполнить требования исполнительного документа, представителем администрации суду не представлено.
Задачами исполнительного производства, согласно положений ст.2 ФЗ «Об исполнительном производстве» являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан.
Исполнительное производство на момент вынесения оспариваемого требования не окончено. Постановление судебного пристава - исполнителя об исполнении судебного решения вынесено в пределах его полномочий, права заявителя не были нарушены, следовательно, постановление является законным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 441 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных требований администрации муниципального образования Усть-Абаканский район о признании незаконным постановления судебного пристава - исполнителя межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия от 12.10.2010 года о взыскании исполнительного сбора отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд РХ в 10-ти дневный срок, со дня его вынесения через Усть-Абаканский районный суд.
Председательствующий: Н.В. Буганова