Решение по гражданскому делу № 2-706/2010 об обязании ликвидировать несанкционированную свалку (Решение не вступило в законную силу)



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

п.г.т. Усть-Абакан 16 ноября 2010 года

Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Дергуновой Е.В.

с участием помощника прокурора Усть-Абаканского района Анисимовой Н.В.,

при секретаре Товстоножко Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Абаканского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Райковский сельсовет об обязании ликвидировать несанкционированную свалку, -

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Усть-Абаканского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Райковский сельсовет об обязании ликвидировать несанкционированную свалку, мотивируя тем, что по результатам проведенной прокуратурой Усть-Абаканского района проверки установлено, что на территории муниципального образования Райковский сельсовет в *** км. восточнее села. .. на развилке дамбы. .. расположена несанкционированная свалка бытовых отходов площадью 300 х 200 кв.м. в виде строительного мусора, навоза, пластмассовой незагрязненной тары, потерявшей потребительские свойства, отходов бетонных изделий, отходов бетона в кусковой форме, незагрязненного стеклянного боя, золошлаков от сжигания углей, несортированных древесных отходов из натуральной чистой древесины, в том числе и ветвей деревьев, поврежденной полиэтиленовой тары, несортированного бытового мусора от бытовых помещений и организаций, отходов бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, прочих незагрязненных отходов картона, смешанных обрезков и обрывков тканей. Указанная свалка не включена в реестр объектов размещения отходов на территории Республики Хакасия, не соответствует требованиям к объектам размещения отходов, предъявляемым положениями Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а также положениями Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», в связи с чем может оказать негативное воздействие на окружающую среду в виде загрязнения атмосферного воздуха, почвы, подземных и поверхностных вод, что влечет нарушение конституционно закрепленного права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Поскольку, пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», статьей 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения поселения, то на основании изложенного просит обязать администрацию муниципального образования Райковский сельсовет в срок до 01 июля 2011 года ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке площадью 300 х 200 кв.м. в *** км. восточнее села. .. на развилке. ..

В судебном заседании помощник прокурора Усть-Абаканского района Анисимова Н.В. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, приведя доводы, изложенные в заявлении.

Ответчик - глава муниципального образования Райковский сельсовет Сараев А.Н. исковые требования признал, пояснив, что действительно на территории муниципального образования Райковский сельсовет имеется несанкционированная свалка, до настоящего времени свалка не ликвидирована из-за отсутствия в бюджете денежных средств, однако администрацией муниципального образования Райковский сельсовет принимаются меры к ее ликвидации.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу п.18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

Аналогичные положения закреплены и в пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Определенное в ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» понятие объекта размещения отходов предполагает специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

В соответствии с пунктом 2.5. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" (СанПиН 2.1.7.1322-03) объектом размещения отходов также считаются открытые площадки или специализированные помещения, на которых производится временное хранение отходов, в том числе в целях их последующей утилизации.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Пунктами 6,7 ст. 12 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В соответствии с п. 5.3.6. утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 401 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору указанная служба ведет государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух.

Как установлено в ходе судебного разбирательства и видно из материалов дела, в результате проведенной прокуратурой Усть-Абаканского района совместно с государственным инспектором Республики Хакасия по охране природы и по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов Государственного комитета по промышленности и экологии Республики Хакасия при участии главы муниципального образования Райковский сельсовет проверки установлено, что в. .. км. восточнее села. .. расположена несанкционированная свалка площадью 300 х 200 кв.м.

Согласно п.п. 18 п. 1 ст. 9 Устава муниципального образования Райковский сельсовет, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения муниципального образования.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования Райковский сельсовет возложена на администрацию муниципального образования Райковский сельсовет.

Из имеющейся в материалах дела справки от 19 октября 2010 года, составленной по результатам обследования состояния территории площадью 300 х 200 кв.м., расположенной в. .., видно, что на данной территории находится строительный мусор, навоз, пластмассовая незагрязненная тара, потерявшая потребительские свойства, отходы бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме, стеклянный бой незагрязненный, золошлаки от сжигания углей, древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные, в том числе и ветви деревьев, полиэтиленовая тара поврежденная, бытовой мусор несортированный от бытовых помещений и организаций, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, прочие отходы картона незагрязненные, обрезки и обрывки тканей смешанных.

Из материалов дела следует, что в реестр объектов размещения отходов на территории Республики Хакасия указанная свалка не включена.

Ответчиком - администрацией муниципального образования Райковский сельсовет в нарушение ст. 56 ГПК РФ не предоставлено суду доказательств наличия соответствующего разрешения на вывоз бытовых отходов и мусора на территорию в. .., а также доказательств проведения на месте размещения отходов геологических, гидрологических исследований, а также проведения на данной территории мониторинга окружающей среды.

Наличие несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на территории муниципального образования Райковский сельсовет нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, закрепленное как в статье 42 Конституции Российской Федерации, так и в статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», следовательно, исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц являются обоснованными.

Проанализировав установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства дела во взаимосвязи с вышеперечисленными нормами права, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Усть-Абаканского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Райковский сельсовет о ликвидации несанкционированной свалки подлежат удовлетворению.

При этом, с учетом всех обстоятельств дела, суд считает срок до 01 июля 2011 года достаточным для ликвидации администрацией муниципального образования Райковский сельсовет расположенной на территории муниципального образования несанкционированной свалки.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с администрации муниципального образования Райковский сельсовет в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Усть-Абаканского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Райковский сельсовет об обязании ликвидировать несанкционированную свалку удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Райковский сельсовет в срок до 01 июля 2011 года ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в. ...

Взыскать с администрации муниципального образования Райковский сельсовет в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в десятидневный срок со дня объявления через Усть-Абаканский районный суд.

Председательствующий: Е.В. Дергунова