РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
п.г.т. Усть-Абакан 16 ноября 2010 года
Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Дергуновой Е.В.
с участием помощника прокурора Усть-Абаканского района Анисимовой Н.В.,
при секретаре Товстоножко Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Абаканского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Весенненский сельсовет об обязании ликвидировать несанкционированные свалки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усть-Абаканского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Весенненский сельсовет об обязании ликвидировать несанкционированные свалки, мотивируя тем, что по результатам проведенной прокуратурой Усть-Абаканского района проверки установлено, что на территории муниципального образования Весенненский сельсовет на земельном участке площадью 300х200 кв.м. в 0,5 км. восточнее. .. в бывшем карьере и на земельном участке площадью 300х400 кв.м. в 1,5 км. севернее. .. расположены несанкционированные свалки бытовых отходов в виде строительного мусора, навоза, пластмассовой незагрязненной тары, потерявшей потребительские свойства, отходов бетонных изделий, отходов бетона в кусковой форме, незагрязненного стеклянного боя, золошлаков от сжигания углей, несортированных древесных отходов из натуральной чистой древесины, в том числе ветвей деревьев, поврежденной полиэтиленовой тары, несортированного бытового мусора от бытовых помещений и организаций, отходов бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, прочих незагрязненных отходов картона, обрезков и обрывков тканей смешанных. Указанная свалка не включена в реестр объектов размещения отходов на территории Республики Хакасия, не соответствует требованиям к объектам размещения отходов, предъявляемым положениями Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а также положениями Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», в связи с чем может оказать негативное воздействие на окружающую среду в виде загрязнения атмосферного воздуха, почвы, подземных и поверхностных вод, что влечет нарушение конституционно закрепленного права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Поскольку пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», статьей 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения поселения, то на основании изложенного просит обязать администрацию муниципального образования Весенненский сельсовет в срок до 01 июня 2011 года ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные на земельном участке площадью 300х200 кв.м. в 0,5 км. восточнее. .. в бывшем карьере и на земельном участке площадью 300х400 кв.м. в 1,5 км. севернее. ...
Определением суда от 2 ноября 2010 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена администрация муниципального образования Усть-Абаканский район.
В судебном заседании помощник прокурора Усть-Абаканского района Анисимова Н.В. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, приведя доводы, изложенные в заявлении.
Ответчик - глава муниципального образования Весенненский сельсовет Иванов В.В. исковые требования не признал, пояснив суду, что действительно на территории муниципального образования Весенненский сельсовет имеется несанкционированная свалка, до настоящего времени свалка не ликвидирована из-за отсутствия в бюджете денежных средств. Поскольку в соответствии с Постановлением Правительства Республики Хакасия от 30 июля 2010 года № 392 в долгосрочную республиканскую целевую программу «Обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения при обращении с отходами производства и потребления на 2010-2012 годы» внесены изменения, которыми установлено, что действие указанной программы распространяется на правоотношения, возникшие после 01 января 2010 года, срок действия упомянутой программы рассчитан до 2012 года, учитывая объемы территории, подлежащей очистке, отсутствие в бюджете муниципального образования денежных средств на эти действия, а также необходимость подготовки документов для получения субсидии из бюджета Республики Хакасия, просил в иске прокурора отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - администрации муниципального образования Усть-Абаканский район Чуркин А.В., действующий на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласен, считает иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Аналогичные положения закреплены и в пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Определенное в ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» понятие объекта размещения отходов предполагает специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
В соответствии с пунктом 2.5. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" (СанПиН 2.1.7.1322-03) объектом размещения отходов также считаются открытые площадки или специализированные помещения, на которых производится временное хранение отходов, в том числе в целях их последующей утилизации.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Пунктами 6,7 ст. 12 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии с п. 5.3.6. утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 401 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору указанная служба ведет государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и видно из материалов дела, в результате проведенной прокуратурой Усть-Абаканского района совместно с государственным инспектором Республики Хакасия по охране природы и по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов Государственного комитета по промышленности и экологии Республики Хакасия при участии специалиста муниципального образования Весенненский сельсовет проверки установлено, что в 0,5 км. восточнее села. .. и в 1,5 км. севернее села. .. расположены несанкционированные свалки.
Согласно п.п. 18 п. 1 ст. 9 Устава муниципального образования Весенненский сельсовет, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Весенненский сельсовет 10 января 2006 года № 12, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения муниципального образования.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что обязанность по организации и вывозу бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования Весенненский сельсовет возложена на администрацию муниципального образования Весенненский сельсовет.
Из имеющейся в материалах дела справки от ***, составленной по результатам обследования состояния территории площадью 300х200 кв.м., расположенной в 0,5 км. восточнее села. .., и площадью 300х400 кв.м., расположенной в 1,5 км. севернее села. .., видно, что на данных территориях находятся строительный мусор, навоз, пластмассовая незагрязненная тара, потерявшая потребительские свойства, отходы бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме, стеклянный бой незагрязненный, золошлаки от сжигания углей, несортированные древесные отходы из натуральной чистой древесины, в том числе ветви деревьев, полиэтиленовая тара поврежденная, бытовой мусор несортированный от бытовых помещений и организаций, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, прочие отходы картона незагрязненные, обрезки и обрывки тканей смешанных.
Из материалов дела следует, что в реестр объектов размещения отходов на территории Республики Хакасия указанные свалки не включены.
Ответчиком - администрацией муниципального образования Весенненский сельсовет в нарушение ст. 56 ГПК РФ не предоставлено суду доказательств наличия соответствующего разрешения на вывоз бытовых отходов и мусора на территорию в 0,5 км. восточнее села. .. и в 1,5 км. севернее села. .., а также доказательств проведения на месте размещения отходов геологических, гидрологических исследований, а также проведения на данных территориях мониторинга окружающей среды.
Критически суд подходит к доводам ответчика о том, что свалка не расположена на территории муниципального образования Весенненский сельсовет, поскольку согласно выкопировки плана земель прилегающих к с. Весеннее, свалка расположена на территории муниципального образования Весенненский сельсовет и территория муниципального образования Весенненский сельсовет не ограничена асфальтовой.
Наличие несанкционированных свалок твердых бытовых отходов на территории муниципального образования Весенненский сельсовет нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, закрепленное как в статье 42 Конституции Российской Федерации, так и в статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», следовательно, исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц являются обоснованными.
Проанализировав установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства дела, во взаимосвязи с вышеперечисленными нормами права, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Усть-Абаканского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Весенненский сельсовет о ликвидации несанкционированных свалок подлежат удовлетворению.
При этом, с учетом всех обстоятельств дела, суд считает срок до 01 июня 2011 года достаточным для ликвидации администрацией муниципального образования Весенненский сельсовет расположенных на территории муниципального образования несанкционированных свалок.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с администрации муниципального образования Весенненский сельсовет в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере *** рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Усть-Абаканского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Весенненский сельсовет об обязании ликвидировать несанкционированные свалки удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Весенненский сельсовет в срок до 01 июня 2011 года ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные в бывшем карьере в 0,5 км. восточнее села. .. и в 1,5 км. севернее села. ..
Взыскать с администрации муниципального образования Весенненский сельсовет в доход местного бюджета государственную пошлину в размере *** рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в десятидневный срок со дня объявления через Усть-Абаканский районный суд.
Председательствующий: Е.В. Дергунова