о признании незаконным бездействия администрации



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.г.т. Усть-Абакан *** года

Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Безъязыковой Л.Д.,

с участием помощника прокурора Цицилиной О.А.,

при секретаре FIO2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Усть-Абаканского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования ... по содержанию гидротехнического сооружения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Усть-Абаканского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования ... по содержанию гидротехнического сооружения, мотивируя следующим.

В ходе проверки исполнения законов в сфере обеспечения безопасности на гидротехнических сооружениях прокуратурой Усть-Абаканского района установлено, что в административных границах МО ... совет в неудовлетворительном состоянии находится гидротехническое сооружение (ГТС): пруд на ... южная окраина ..., которое является бесхозяйным, так как не закреплено за определенным собственником. На балансе муниципальных образований ... и МО ... не состоит. Отсутствие собственника ГТС влечет неисполнение предусмотренных ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварий гидротехнического сооружения; организации его эксплуатации. Согласно Устава МО ..., вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением собственностью, организацией и осуществлением мероприятий по охране в поселении экологической среды, реконструкций объектов охраны природы, сохранению и бережному использованию природных ресурсов, осуществляет администрация муниципального образования ... Отсутствие собственника ГТС создает наибольшую вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций, что ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц. Просил признать бездействие муниципального образования ... незаконным и обязать главу муниципального образования ... обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения - пруд на ... южная окраина ..., в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Цицилина О.А. заявленные требования поддержала, в обоснование привела вышеизложенные обстоятельства.

Глава администрации муниципального образования ... FIO3 в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам, будучи извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суд не уведомил.

В предыдущем судебном заседании от *** года глава администрации муниципального образования ... FIO3 суду пояснил, что гидротехническое сооружение - пруд на ... южная окраина ... строилось в 1990-х годах для нужд совхоза «Б», должно стоять у совхоза «Б» на балансе. Право собственности ЗАО «Б» на данный пруд не оформлено, но последние являются фактическими собственниками данного ГТС. На балансе сельсовета данное ГТС не состоит.

Представитель заинтересованного лица ЗАО «Б» FIO4 в судебное заседание не явилась по неизвестным суду причинам, будучи извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суд не уведомила.

В предыдущем судебном заседании от *** года представитель заинтересованного лица - ЗАО «Б» FIO4 суду пояснила, что гидротехническое сооружение - пруд на ... южная окраина ... строилось в 1990-х годах для нужд совхоза «Б», должно стоять у совхоза «Б» на балансе, документов подтверждающих представить не могут.

В силу ст.167 ч.4 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие заинтересованных лиц - Главы администрации муниципального образования ... и представителя ЗАО «Б».

Представитель заинтересованного лица - Администрации Муниципального образования ... FIO5 в судебном заседании суду пояснил, что гидротехническое сооружение - пруд на ... южная окраина ... фактически состоит на балансе ЗАО «Б» (ранее совхоз «Б»). При постановке пруда на учет бесхозяйного имущества, ЗАО «Б», если пожелает, может предъявить свои притязания на право собственности на пруд.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, если бездействием органов местного самоуправления нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод.

Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое бездействие нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее.

В ходе проверки исполнения законов в сфере обеспечения безопасности на гидротехнических сооружениях прокуратурой Усть-Абаканского района установлено, что в административных границах МО ... в неудовлетворительном состоянии находится гидротехническое сооружение: пруд на ..., южная окраина ... (длина плотины 326 м, высота гребня плотины-5,8 м, назначение - орошение, - обводнение, рекреация), которое является бесхозяйным, так как не закреплено за определенным собственником.

Согласно акта проверки от *** *** Ростехнадзора л.д.6-11) данное гидротехническое сооружение находится в неудовлетворительном состоянии, имеет социально-хозяйственную значимость. Использование- обводнение, неорганизованная рекреация. Требует капитального ремонта. При разрушении плотины в зону воздействия волны прорыва попадут случайно оказавшиеся в нижнем бьефе люди и животные. В названном акте проверки Ростехнадзора в качестве рекомендаций в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций указано необходимости решить вопрос с правом собственности на данное бесхозяйное гидротехническое сооружение.

В силу ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанности по обеспечению безопасности ГТС, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварий сооружения, организации его эксплуатации возлагаются на собственника ГТС.

На балансе муниципальных образований ... и МО ... данное гидротехническое сооружение не состоит л.д.4-5).

Нахождение ГТС на балансе ЗАО «Б» также не подтверждено документально представителем ЗАО «Б».

В реестре федерального и республиканского (РХ) имущества данное гидротехническое сооружение не значится л.д. ).

По данным ГУП РХ УТИ Усть-Абаканский филиал и УФРС по РХ право собственности на данное гидротехническое сооружение не зарегистрировано л.д.12-13, ), что означает отсутствие собственника данного ГТС.

Отсутствие собственника ГТС создает наибольшую вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций, что ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.

В соответствии с п.1 ч.2 ст. 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности поселений могут находиться: имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.

Пунктом 8 ч.1 ст. 14 указанного Закона, к вопросам местного значения поселении относится, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Согласно Устава МО ..., вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением собственностью, организацией и осуществлением мероприятий по охране в поселении экологической среды, реконструкций объектов охраны природы, сохранению и бережному использованию природных ресурсов, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций осуществляет администрация муниципального образования ...

В силу ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами определяющими статус этих органов.

Пунктом 3 ст. 225 ГК РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки на учет бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно п.5 Положения «О принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003г. № 580 (в редакции Постановления Правительства РФ от 12.11.2004 № 627), принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Бездействия администрации МО ... по содержанию пруда на ..., южная окраина ..., создает наибольшую вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций, что ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.

Бездействие администрации МО ... суд признает незаконным и возлагает на администрацию МО ... обязанность начать процедуру оформления собственности на данное гидротехническое сооружение.

Заявленные требования прокурора подлежат удовлетворению.

В силу ч.1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации организации признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если они выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождены прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

При подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов местного самоуправления, нарушивших права и свободы граждан или организаций, размер государственной пошлины составляет 100 рублей (пункт 7 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации).

С администрации муниципального образования ... подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет муниципального района в размере 100 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие муниципального образования ... по содержанию гидротехнического сооружения - пруда на ..., южная окраина ....

Обязать главу муниципального образования ... обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества - гидротехнического сооружения: пруда на ..., южная окраина ..., в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с администрации муниципального образования ... государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования ... в размере 100 руб.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Республики Хакасия в десятидневный срок со дня вынесения через Усть-Абаканский районный суд.

Судья Л.Д. Безъязыкова.