Об устранении нарушений действующего законодательства



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.г.т. Усть-Абакан *** года

дело ***

Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Музалевского В.А.,

при секретаре П.Е.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Абаканского района в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «У» о понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Усть-Абаканского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «У» (ООО У) о понуждении совершить определенные действия. Исковые требования мотивировал тем, что на территории А в северной части в районе ООО «П» (бывший полигон М») расположен полигон захоронения твердых бытовых отходов (ТБО) площадью 158 822 кв.м., принадлежащий ответчику. Ответчик эксплуатирует данные полигон в отсутствие разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, в отсутствие паспорта на опасные отходы и установленных лимитов на размещение отходов. Указанные нарушения изложены в предписании Управления Росприроднадзора по РХ от *** г. (п.2,3,5,7) со сроком их устранения до *** г. В связи с изложенным просил возложить на ответчика обязанность исполнить указанные пункты предписания и устранить допущенные нарушения.

В судебном заседании прокурор на иске настаивал.

Представитель ответчика Д. иск признал в части требования о получении разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, указал, что с заявлением о выдаче такого разрешения директор ООО У обратился в Ростехнадзор по Р *** г. В остальной части иск не признал, утверждал, что проект предельно допустимых выбросов в атмосферу разработан и представлен в материалы дела самим истцом, паспорта опасных отходов составлять ответчик не должен, поскольку опасные отходы полигон не производит, а обязанность составлять такие паспорта лежит на лицах, которые отходы поставляют на полигон. Требование о получении лимитов на размещение отходов также не признал, пояснил, что ответчик является субъектом малого предпринимательства, в связи с чем такая обязанность на него возложена быть не может.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Тем самым прокурору предоставлены полномочия обращения в суд с подобным иском.

В силу ч.1 ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Судом установлено, что ООО У осуществляет производственную деятельность по утилизации отходов на полигоне. При этом осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу у общества отсутствует. В данной части требования прокурора сторона ответчика признала, в связи с чем доказыванию не подлежат обстоятельства, связанные с требованиями прокурора в данной части.

Одним из оснований требований прокурора явилось и то, что обществом не разработан проект предельно допустимых выбросов в атмосферу.

Как видно из материалов дела, рабочий проект, в котором дается оценка воздействия полигона на атмосферный воздух и характеристика источников выбросов, имеется. Однако помимо данного проекта, составленного ОАО С землеустройства и мелиорации, ..., в материалах дела отсутствуют сведения о проведении его экспертизы вопреки условиям, содержащимся в п.п. 4.2.3., 4.2.4 СП, 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», согласно которым проекты нормативов предельно допустимых выбросов по отдельным объектам до включения их в сводный том предельно допустимых выбросов конкретной территории должны пройти санитарно-эпидемиологическую экспертизу для соответствия их санитарным правилам.

Таким образом, представленный в материалы дела проект по существу обозначенного вопроса в отсутствие проведенной экспертизы не может подтвердить определенные характеристики и объемы выброса загрязняющих веществ, имеющийся проект в данном конкретном вопросе без экспертизы не может являться обоснованным, а потому являются правомерными требования прокурора в части возложения на ответчика действий по разработке проекта предельно допустимых выбросов в атмосферу.

В части требований о составлении паспорта опасных отходов суд также находит требования правомерными.

В соответствии с п.2 ст.20 ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления» государственный кадастр отходов ведется по единой для Российской Федерации системе. Порядок ведения государственного кадастра отходов определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Паспортизацию опасных отходов осуществляют органы исполнительной власти в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.10.2000 № 818 «О порядке ведения государственного кадастра и проведения паспортизации опасных отходов» на основании предоставляемой в установленном порядке информации индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами информации, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами.

Организация ответчика таким лицом является.

В силу п.2 ст. 14 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности.

Паспорт опасного отхода составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуется опасные отходы (п.1 Инструкции по заполнению формы паспорта опасного отхода, Приложение №2 к Приказу МПР России от 02.12.2002). Паспорт опасного отхода составляется на отходы I-IV класса опасности для окружающей природной среды (п.2 Инструкции).

Из имеющегося в материалах дела проекта ОАО С землеустройства и мелиорации достоверно усматривается для периода эксплуатации полигона наличие отходов II-IV классов опасности. В этой части не принимать данные проекта оснований не имеется.

Довод представителя ответчика о том, что отходы носят временный характер (бульдозер поступает во временное пользование ответчика и якобы в настоящее время на территории полигона он отсутствует) основанием для освобождения от обязанности составить паспорт опасных отходов служить не может, тем более, что подобная ситуация в проекте предусмотрена (лист 17 проекта), а именно, при эксплуатации полигона передвижными источниками загрязняющих веществ являются мусоровозы, бульдозер, эти механизмы работают периодически.

Следовательно, требования прокурора в этой части правомерны.

Вместе с тем, оценивая требования прокурора в части требования о получении лимитов на размещение отходов, суд приходит к выводу об их несостоятельности.

В соответствии с п.1 ст.18 ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лица, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Пункт 3 ст.18 ФЗ устанавливает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Следовательно, п.3ст.18 ФЗ в редакции от 30.12.2008 исключил в качестве субъектов, обязанных разрабатывать проекты указанных нормативов, субъектов малого и среднего предпринимательства. К таковым относится организация ответчика. Истцом утверждение ответчика об организации как субъекта малого предпринимательства применительно к положениям ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (п.1 и п.3 ст.4), определяющих категорию субъекта малого\среднего предпринимательства, не опровергнуто, а потому под сомнение судом не ставится.

Таким образом, исковые требования подлежат частичному удовлетворению

Нельзя признать обоснованным довод ответчика о неправомерности составления предписания Р от *** г., перечислившим недостатки, обнаруженные в деятельности ООО У с установлением сроков их устранения, - поскольку предметом настоящего спора явилось требование о понуждении ответчика к определенным действиям, законность части требований установлена, о чем свидетельствует частичное удовлетворение требований, следовательно сама по себе обязанность у ответчика совершить определенные, указанные в решении суда действия, наличествует в силу закона (безотносительно к тому, содержатся ли они в предписаниях Р).

Обоснованность исковых требований прокурора в части необходимости Обществом разработать проект предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, составить паспорта опасных отходов подтверждается пояснениями допрошенных судом в качестве специалистов сотрудника Управления Р П.И.В. и сотрудника Р А.Н.Н.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Усть-Абаканского района удовлетворить частично.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «У» исполнить пункты 2,3,5 предписания Управления Р по ... от *** года, разработать проект предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, составить паспорта опасных отходов для Общества с ограниченной ответственностью «У» в срок до *** года.

В остальной части исковых требований прокурора Усть-Абаканского района отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в десятидневный срок со дня изготовления мотивированного решения через Усть-Абаканский районный суд.

Председательствующий: В.А. Музалевский

Мотивированное решение изготовлено и подписано *** года

Председательствующий: В.А. Музалевский