РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.г.т. Усть-Абакан ***** года
дело *****
Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Музалевского В.А.,
при секретаре FIO1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Усть-Абаканского района в интересах неопределенного круга лиц о признании распоряжения главы Муниципального образования ... от ***** года *****р незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усть-Абаканского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании распоряжения главы МО ... от ***** года *****р «О ценах на уголь, реализуемый населению МО ...» незаконным, свои требования мотивируя тем, что в нарушение ч.6 ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» данный нормативный акт, регламентирующий вопросы, связанные с осуществлением государственных полномочий в области реализации твердого топлива населению, принят в форме распоряжения, а не постановления. Учитывая п.17 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28 ноября 2007 года № 48, считает, что оспариваемое распоряжение должно быть отменено по причине несоответствия формы правового акта. Дополнительным основанием для отмены данного постановления находит факт установления администрацией МО ... предельного уровня цен на топливо для населения, не соответствующего фактически сложившимся ценам в муниципальном образовании, повлекшим нарушение прав льготных категорий граждан, проживающих в домах без центрального отопления. Также полагает, что регулирование цен на уголь находится в компетенции субъекта Российской Федерации. Просит указанное распоряжение признать противоречащим действующему законодательству и недействующим по вышеизложенным основаниям.
В ходе судебного разбирательства помощник прокурора Усть-Абаканского района Цицилина О.А. требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель заинтересованного лица FIO5, действующая на основании доверенности, против удовлетворения заявленных требований возражала, суду пояснила, что в заявлении прокурора отсутствуют сведения о публикации оспариваемого распоряжения. Исходя из буквального толкования ч. 6 ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава МО ... вправе издавать как распоряжения, так и постановления по своему выбору. Полагает, что положения п. 17 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 48 от 28 ноября 2007 года в данном случае неприменимы. Считает, доводы прокурора о низкой стоимости приобретаемого угля необоснованными и предположительными. Постановление Правительства Республики Хакасия № 347 от 09 декабря 2003 года утратило силу. Учитывая, что проект оспариваемого распоряжения в 2008 году был направлен прокурору Усть-Абаканского района для проверки, однако претензий у прокуратуры по поводу формы либо содержания данного распоряжения на момент проверки не возникло, просит в удовлетворении требований Прокурора отказать.
Суд, выслушав прокурора, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с положениями ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Как следует из положений п.3 ч.1 ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее-Закон) правовые акты главы муниципального образования входят в систему муниципальных правовых актов. При этом в соответствии с ч.1 ст.2 Закона муниципальные правовые акты могут содержать общеобязательные правила (нормативные правовые акты) или носить индивидуальный характер (ненормативные правовые акты).
Согласно положений п.9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Исходя из содержания распоряжения главы МО ... от ***** года *****р, неоднократности его применения, установления цен на уголь, обязательных для неопределенного круга лиц, суд расценивает данное распоряжение как нормативный акт.
В силу ч.6 ст. 43 Закона глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
По смыслу вышеуказанной статьи в форму распоряжения могут быть облачены решения главы муниципального образования исключительно по вопросам организации работы местной администрации.
Согласно п. 17 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства о форме (виде), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные акты, суд вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Как видно из Постановления Правительства РФ от 07 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» вопросы реализации топлива твердого, топлива печного бытового, реализуемых гражданам, относятся к числу к числу государственных полномочий, следовательно, решение главы МО ... о ***** ***** года *****р «О ценах на уголь реализуемый населению МО ...» должно быть принято в форме постановления.
Учитывая установленный в ходе судебного разбирательства факт нарушения главой МО ... норм действующего законодательства о форме оспариваемого нормативного акта, суд считает необходимым разрешить требования Прокурора без исследования других обстоятельств по делу.
Таким образом, требования Прокурора об оспаривании распоряжения главы МО ... от ***** года *****р по основаниям противоречия действующему законодательству являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя администрации МО ... о соблюдении формы оспариваемого нормативно-правового акта не основаны на законе.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Усть-Абаканского района удовлетворить.
Признать распоряжение главы Муниципального образования ... от ***** года *****р «О ценах на уголь, реализуемый населению муниципального образования ...» противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в десятидневный срок со дня изготовления мотивированного решения через Усть-Абаканский районный суд.
Председательствующий: В. А. Музалевский
Мотивированное решение изготовлено и подписано ***** года.
Председательствующий: В. А. Музалевский