Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.г.т. Усть-Абакан, РХ 06 сентября 2010 года
Усть-Абаканский районный суд РХ в составе:
председательствующего судьи Бугановогй Н.В.,.
с участием помощника прокурора Усть-Абаканского района Анисимовой Н.В.,
при секретаре Полевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Усть-Абаканского района в интересах Гуляевой А.В. к администрации муниципального образования Сапоговский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия об обязании вне очереди предоставить по договору социального найма взамен ветхого и аварийного жилья Гуляевой А.В. жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Усть-Абаканского района обратился в суд с иском в интересах Гуляевой А.В. к администрации муниципального образования Сапоговский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия (далее администрация МО Сапоговский сельсовет) об обязании вне очереди предоставить по договору социального найма взамен ветхого и аварийного жилья Гуляевой А.В. жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Усть-Абаканского района проведена проверка по жалобе жителей ... на бездействие органов местного самоуправления Усть-Абаканского района по переселению заявителей из аварийных жилых помещений. В ходе проверки установлено, что в соответствии с актом от *** обследования технического состояния жилого дома по адресу: ... межведомственной комиссией произведено обследование технического состояния жилого дома по адресу ... По результатам обследования комиссия заключила, что указанный жилой дом необходимо признать аварийным, непригодным для проживания, капитальный ремонт экономически нецелесообразен. Постановлением администрации муниципального образования Усть-Абаканский район от *** *** дома *** поселка ... признаны аварийными. Решением Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район от *** *** утверждена районная целевая программа «Переселение жителей муниципального образования Усть-Абаканский район из аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда на 2007-2010 годы» (далее - Программа). Приложением № 1 к Программе утвержден список граждан поселка ... Усть-Абаканского района, проживающих на законном основании, подлежащих переселению из аварийного жилищного фонда, всего 46 семей, в том числе Гуляева А.В.. Исходя из приложения 1 к Программе «Переселение жителей муниципального образования Усть-Абаканский район из аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда на 2007-2010 годы», площадь аварийного жилого помещения, в котором проживает Гуляева, составляет 37,2 кв.м. Поселок ... находится на территории муниципального образования Сапоговский сельсовет Усть-Абаканского района (п. 1 постановления Верховного Совета Республики Хакасия от *** № *** «Об административно-территориальной принадлежности поселка ...»). Исходя из информации, направленной главой МО Усть-Абаканский район Р., председателем Совета депутатов МО Усть-Абаканский район Б. на имя председателя Верховного Совета РХ Ш., на *** в аварийном жилищном фонде ... (семь двухэтажных 16-квартирных домов) проживают на законном основании и подлежат переселению 40 семей (101 человек). В настоящее время целевая программа не финансируется. Решением Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район от *** *** в реестр муниципальной собственности муниципального образования Усть-Абаканский район включены объекты недвижимости, расположенные на территории МО Сапоговский сельсовет, в том числе 16-квартирный жилой дом .... На основании постановления Правительства Республики Хакасия от *** *** (приложение 2), постановления главы муниципального образования Усть-Абаканский район от *** *** (приложение № 2) квартира *** дома ..., где проживает Гуляева, передана из собственности муниципального образования Усть-Абаканский район в собственность муниципального образования Сапоговский сельсовет.
Помощник прокурора Усть-Абаканского района Анисимова Н.В., исковые требования прокурора поддержала, в их обоснование привела обстоятельства, изложенные в заявлении.
Истица Гуляева А.В., уведомленная о месте и времени судебного заседания надлежащим образом в суд не явилась, обратилась с заявлением, в котором заявленные прокурором требования поддерживает и просит рассмотреть дело в её отсутствие по причине болезни, в силу ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Гуляевой А.В..
Представитель ответчика администрации МО Сапоговский сельсовет Шандро М.И., уведомленный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом в суд не явился, обратился с заявлением, в котором указал, что с исковые требования прокурора он признает, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика - администрации МО Сапоговский сельсовет Шандро М.И..
Выслушав помощника прокурора Усть-Абаканского района Анисимову Н.В, исследовав материалы дела и проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Конституцией РФ каждому гражданину гарантировано право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (ч. 1 ст. 40 Конституции РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд по обращению граждан о защите их нарушенных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном или муниципальном жилищных фондах.
*** года Гуляева А.В. обратилась к прокурору Усть-Абаканского района с заявлением в защиту нарушенных прав на жилое помещение, что дает право прокурору обратиться в суд для защиты нарушенного права Гуляевой А.В..
На основании ст.215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (п. 6 ст. 2 Жилищного кодекса РФ).
Согласно п.3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В силу п.2,3 ст.15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)). Требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Постановлением Правительства РФ от *** *** утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Разделом 2 названного Положения определяются требования, которым должно отвечать жилое помещение. В частности, формулируются требования к несущим и ограждающим конструкциям жилого помещения (п. 10), обустройству и оборудованию жилого помещения и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (прежде всего с тем, чтобы предупредить риск получения травм, обеспечить удобство и безопасность передвижения и размещения) (п. 11), инженерным системам (п. 12 - 14) и т.д. Положением предусматривается, что жилые помещения, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем (п. 16); доступ к жилому помещению, расположенному в многоквартирном доме выше пятого этажа, за исключением мансардного этажа, должен осуществляться при помощи лифта (п. 17); размещение жилого помещения в подвальном и цокольном этажах не допускается (п. 23); размещение над комнатами уборной, ванной (душевой) и кухни не допускается (оборудование уборной, ванной (душевой) в верхнем уровне над кухней возможно в квартирах, расположенных в двух уровнях) (п. 24) и т.д.
В Положении содержатся также требования к объемно-планировочным решениям жилых помещений (п. 20), инсоляции (п. 21), высоте помещений (п. 22), напряженности электрического поля, индукции магнитного поля (п. 30) и пр. При этом нередко формулируются нормативно-технические указания. Так, в жилом помещении на расстоянии 0,2 м от стен и окон и на высоте 0,5 - 1,8 м от пола напряженность электрического поля промышленной частоты 50 Гц и индукция магнитного поля промышленной частоты 50 Гц не должны превышать соответственно 0,5 кВ/м и 10 мкТл (п. 30); внутри жилого помещения мощность эквивалентной дозы облучения не должна превышать мощность дозы, допустимой для открытой местности, более чем на 0,3 мкЗв/ч, а среднегодовая равновесная объемная активность радона в воздухе эксплуатируемых помещений не должна превышать 200 Бк/куб. м (п. 31).
Таким образом, действующим законодательством установлены требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе предоставляемое по договору социального найма.
Как видно из ордера ***, выданного *** года, на основании распоряжения *** главы МО Сапоговский сельсовет от *** года, Гуляевой А.В. предоставлена квартира, расположенная по адресу: ...
Гуляева А.В. проживает по адресу: ..., что подтверждается справками администрации МО Сапоговский сельсовет от *** года.
Межведомственной комиссией, на основании распоряжения Главы администрации ..., проведено обследование технического состояние жилого дома в ..., по заключению которой указанный дом *** г. признан аварийным, непригодным для постоянного проживания, капитальный ремонт экономически нецелесообразен.
Постановлением администрации МО Усть-Абаканский район от *** г. *** «О признании аварийным жилых домов в ... жилые ... в ... признаны аварийными.
Решением Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район от *** г. утверждена районная целевая программа «Переселение жителей муниципального образования Усть-Абаканский район из аварийного и непригодного для проживания фонда на 2007-2010 годы».
Приложением №1 к указанной Программе утвержден список граждан, подлежащих переселению из аварийных помещений, в том числе Гуляева А.В., проживающая в квартире площадью 37, 2 кв.м. в ....
На основании постановления от *** года *** Главы администрации МО Усть-Абаканский район и Приложению №2 к указанному постановлению, квартира в ... передана в собственность поселения МО Сапоговский сельсовет.
Таким образом, в судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Гуляева проживает в доме, расположенном в ... Указанный дом в установленном законном порядке признан аварийным, непригодным для постоянного проживания, находится в ведении и расположен на территории поселения МО Сапоговский сельсовет.
Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
В соответствии со ст. 87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно ч.1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Таким образом, действующим законодательством установлена обязанность органов местного самоуправления по предоставлению вне очереди другого жилого помещения по договору социального найма гражданам, проживающим в ветхом, аварийном жилом помещении.
Учитывая изложенное, исковые требования прокурора законны, обоснованы и подлежат удовлетворению, нарушенное право Гуляевой А.В. подлежит восстановлению путем, обязания администрацию МО Сапоговский сельсовет вне очереди предоставить Гуляевой А.В. по договору социального найма взамен ветхого и аварийного жилья равнозначное жилое помещение площадью 37,2 кв.м., расположенное на территории МО Сапоговский сельсовет, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Искове требования прокурора Усть-Абаканского района, заявленные в интересах Гуляевой А.В., удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Сапоговский сельсовет Усть- Абаканского района Республики Хакасия вне очереди предоставить по договору социального найма взамен ветхого и аварийного жилья Гуляевой А.В. благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории муниципального образования Сапоговский сельсовет, пригодное для проживания, отвечающее санитарно-эпидемиологическим требованиям, площадью не менее 37,2 кв.м.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РХ в течении 10 дней с момента изготовления мотивированного решения, через Усть-Абаканский районный суд.
Председательствующий: Н.В. Буганова
Мотивированное решение изготовлено 10 сентября 2010 года.
Судья: Н.В. Буганова