Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.г.т.Усть-Абакан, Республики Хакасия 06 сентября 2010 года
Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия
в составе: председательствующего судьи Бугановой Н.В.,
с участием помощника прокурора Усть-Абаканского района Аевой Н.М.,
при секретаре Полевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Усть-Абаканского района Республики Хакасия в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими п.21 ч.1 ст.9, ст.9, ст.9.1, абз.2 ч.2 ст.13, п.5 ст.27, ст.54 Устава муниципального образования Райковский сельсовет,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Усть-Абаканского района Республики Хакасия обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими п.21 ч.1 ст.9, ст.9, ст.9.1, абз.2 ч.2 ст.13, п.5 ст.27, ст.54 Устава муниципального образования Райковский сельсовет, мотивируя свои требования тем, что Советом депутатов муниципального образования Райковский сельсовет принято решение от *** года *** «Об утверждении Устава муниципального образования Райковский сельсовет» (далее - Устав). *** года данное решение опубликовано в районной газете «***» (спецвыпуск). Отдельные положения данного Устава противоречат действующему федеральному законодательству.
Так п.21 ч.1 ст.9 Устава предусмотрено, что к вопросам местного значения относится организация освещения улиц и установка указателей с названием улиц и номерами домов.
Указанный пункт Устава противоречит п.21 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 года № 365-ФЗ), согласно которого, к вопросам местного значения поселений относится присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов.
Часть 1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнена новым пунктом в редакции Федерального закона от 05.04.2010 года № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций», согласно которого, к вопросам местного значения поселения относится оказание социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных ст.ст. 31.1, 31.3 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
В связи с чем, в ст.9 Устава МО Райковский сельсовет необходимо внести дополнения.
Статьей 9.1 Устава предусмотрены полномочия по решению вопросов, не относящихся к вопросам местного значения.
Статья 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнена новым пунктом в редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления», так согласно п.8.1. указанного закона, муниципальным образованиям поселения предоставлено право, на создание муниципальной пожарной охраны.
Таким образом, ст.9.1 Устава противоречит действующему законодательства в части, неправомерно ограничивающей права поселения на создание муниципальной пожарной охраны.
Абзацем 2 части 2 статьи 13 Устава установлено, что в случае досрочного прекращения полномочий главы поселения или досрочного прекращения полномочий депутатов Совета депутатов, влекущего за собой неправомочность Совета депутатов, выборы должны быть проведены не позднее чем через 6 месяцев со дня такого прекращения полномочий.
Однако, в соответствии с ч.4 ст.10 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» в случае досрочного прекращения полномочий органов местного самоуправления или депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.
Учитывая изложенное, часть 2 статьи 13 Устава противоречит федеральному законодательству.
Пунктом 5 статьи 27 Устава установлено, что депутатом Совета депутатов может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 21 год, обладающий избирательным правом.
Федеральное законодательство изменилось, статья 3 Федерального закона от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» изложена в новой редакции, согласно которой депутатом представительного органа местного самоуправления может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет. Выборным должностным лицом местного самоуправления может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года.
...
...
Так, п. 5 ст. 27 Устава противоречит действующему законодательству в части, неправомерно ограничивающей права граждан быть избранными депутатом представительного органа местного самоуправления по достижении им 18 лет.
Статьей 54 Устава предусмотрены виды имущества, которое может находиться в собственности муниципального образования Райковский сельсовет.
Федеральным законом от 05.04.2010 № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» часть 2 статьи 50 Закона о местном самоуправлении, регулирующая состав муниципального имущества поселения, дополнена пунктом 22, устанавливающим, что в собственности поселения может находиться имущество, предназначенное для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность на территории поселения.
При таких обстоятельствах, статья 54 Устава противоречит федеральному законодательству в части, неправомерно ограничивающей виды муниципального имущества.
В судебном заседании помощник прокурора Усть-Абаканского района Аева Н.М. требования прокурора поддержала, в их обоснование привела обстоятельства, изложенные в заявлении.
Заинтересованное лицо - Глава администрации муниципального образования Райковского сельсовета С.А.Н. суду пояснил, что заявленными требованиями прокурора он полностью согласен, так как отдельные пункты Устава муниципального образования Райковского сельсовета противоречат федеральному законодательству. Им написано заявление в Министерство юстиции РХ об отзыве Устава. На сессии депутатов, после *** года, данные изменения будут приняты, и Устав с внесенными в него изменениями будет сдан на регистрацию в Минюст.
Заинтересованное лицо - представитель администрации муниципального образования Усть-Абаканский район, уведомленный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился, обратился в суд с заявлением, в котором указал, что просит рассмотреть дело в его отсутствие. В соответствии со ст.167, ч.2 ст.252 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Исследовав материалы дела в их совокупности, выслушав объяснения помощника прокурора Усть-Абаканского района Аевой Н.М., заинтересованного лица, суд считает, что заявление прокурора обосновано и подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Уставом муниципального образования Райковский сельсовет, установлены правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, жителей аал Райков, аал Шурышев, аал Баинов, п.Тигей, ст.Хоных Усть-Абаканского района.
Данный Устав утвержден решением Совета депутатов муниципального образования Райковский сельсовет от *** года ***.
*** года Устав муниципального образования Райковского сельсовета опубликован в районной газете «***» (спецвыпуск).
В соответствии с п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса РФ» под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации).
В судебном заседании установлено следующее.
Пунктом 21 ч.1 ст.9 Устава предусмотрено, что к вопросам местного значения относится организация освещения улиц и установка указателей с названием улиц и номерами домов.
Указанный пункт Устава противоречит п.21 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 года № 365-ФЗ), согласно которого, к вопросам местного значения поселений относится присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов.
Часть 1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнена новым пунктом в редакции Федерального закона от 05.04.2010 года № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций», согласно которого, к вопросам местного значения поселения относится оказание социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных ст.ст. 31.1, 31.3 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
В связи с чем, в ст.9 Устава муниципального образования Райковский сельсовет необходимо внести дополнения.
Статьей 9.1 Устава предусмотрены полномочия по решению вопросов, не относящихся к вопросам местного значения.
Статья 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнена новым пунктом в редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления», так согласно п.8.1. указанного закона, муниципальным образованиям поселения предоставлено право, на создание муниципальной пожарной охраны.
Таким образом, ст.9.1 Устава противоречит действующему законодательства в части, неправомерно ограничивающей права поселения на создание муниципальной пожарной охраны.
Абзацем 2 части 2 статьи 13 Устава установлено, что в случае досрочного прекращения полномочий главы поселения или досрочного прекращения полномочий депутатов Совета депутатов, влекущего за собой неправомочность Совета депутатов, выборы должны быть проведены не позднее чем через 6 месяцев со дня такого прекращения полномочий.
В соответствии с ч.4 ст.10 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» в случае досрочного прекращения полномочий органов местного самоуправления или депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий, в связи с чем, часть 2 статьи 13 Устава противоречит федеральному законодательству.
Пунктом 5 статьи 27 Устава установлено, что депутатом Совета депутатов может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 21 год, обладающий избирательным правом.
Федеральное законодательство изменилось, статья 3 Федерального закона от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» изложена в новой редакции, согласно которой депутатом представительного органа местного самоуправления может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет. Выборным должностным лицом местного самоуправления может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года.
...
...
Так, п. 5 ст. 27 Устава противоречит действующему законодательству в части, неправомерно ограничивающей права граждан быть избранными депутатом представительного органа местного самоуправления по достижении им 18 лет.
Статьей 54 Устава предусмотрены виды имущества, которое может находиться в собственности муниципального образования Райковский сельсовет.
Федеральным законом от 05.04.2010 № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» часть 2 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регулирующая состав муниципального имущества поселения, дополнена пунктом 22, устанавливающим, что в собственности поселения может находиться имущество, предназначенное для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность на территории поселения.
При таких обстоятельствах, статья 54 Устава противоречит федеральному законодательству в части, неправомерно ограничивающей виды муниципального имущества.
В соответствии с ч.2 ст.11 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.
Таким образом, судом установлено наличие существенных противоречий Устава муниципального образования Райковского сельсовета, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Райковский сельсовет от *** года *** федеральному законодательству Российской Федерации.
Ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению (ст.13 ГК РФ).
Учитывая изложенные обстоятельства, указанные нарушения федерального законодательства Российской Федерации, в Уставе муниципального образования Райковского сельсовета не могут быть признаны законными, так как ущемляют права и охраняемые законом интересы граждан, в связи с чем, нарушенные права граждан подлежат восстановлению, путем признания указанных пунктов Устава противоречащими действующему федеральному законодательству Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194,198, 253 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования прокурора Усть-Абаканского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими п.21 ч.1 ст.9, ст.9, ст.9.1, абз.2 ч.2 ст.13, п.5 ст.27, ст.54 Устава муниципального образования Райковский сельсовет, со дня вступления решения в законную силу.
Сообщение о настоящем решении подлежит опубликованию администрацией муниципального образования Райковский сельсовет, в ближайшем выпуске газеты «Усть-Абаканские известия» после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения через Усть-Абаканский районный суд.
Председательствующий: Н.В. Буганова
Мотивированное решение изготовлено 10 сентября 2010 года.
Судья: Н.В. Буганова