Решение по гражданскому делу № 2-453/2010 Об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны



РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

*** года п.г.т. Усть-Абакан

Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Дергуновой Е.В.

с участием помощника прокурора Усть-Абаканского района Тороковой Е.А.,

при секретаре Товстоножко Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Абаканского района в интересах неопределенного круга лиц к Панченко Е.И. об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны для кожевенного мехового цеха «Ласка», -

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Усть-Абаканского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Панченко Е.И. об обязании разработать в установленном законом порядке проект санитарно-защитной зоны для кожевенного мехового цеха «Ласка» и представить его в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия для утверждения в срок до *** года, мотивируя свои требования тем, что в соответствии со ст. ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Реализация указанного конституционного принципа нашла отражение в ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в силу которой индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, а также разрабатывать и проводить санитарно-эпидемиологические (профилактические) мероприятия. Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в соответствии с принципами соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, а также запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия которой непредсказуемы для окружающей среды. В силу п. 2.1. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 года № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Согласно п. 3.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. В соответствии с п. 3.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в проекте санитарно-защитной зоны на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих промышленных объектов, производств и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон, включая отселение жителей, в случае необходимости. Выполнение мероприятий, включая отселение жителей, обеспечивают должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств. В соответствии с п. 7.1.7. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для такого объекта как кожевенный меховой цех «Ласка» (V класс опасности) ориентировочный размер санитарно-защитной зоны (СЗЗ) составляет 50 метров. Проверкой установлено, что фактически расстояние до ближайших садово-огородных участков и жилых домов менее 10 метров, что является нарушением п. 5.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Однако санитарными правилами предусматривается, что при надлежащем обосновании возможно уменьшение санитарно-защитных зон. Согласно п. 4.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта. В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных проектов санитарным правилам. В ходе проверки установлено, что индивидуальный предприниматель Панченко Е.И. проект санитарно-защитной зоны для своего предприятия не разрабатывала и не утверждала. По состоянию на *** года Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия не выдавало санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии требованиям государственных санитарных правил и норм проекта обоснований санитарно-защитной зоны кожевенного мехового цеха «Ласка» индивидуального предпринимателя Панченко Е.И.

В судебном заседании помощник прокурора Усть-Абаканского района Торокова Е.А. требования поддержала, просила их удовлетворить, приведя доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика Панченко Е.И. - Деряженцева Ю.С., действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора Усть-Абаканского района полностью признала.

Выслушав объяснения сторон, заключение прокурора и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

На основании ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в соответствии с принципами соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, а также запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.

Согласно п. 2.1. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 года № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величины приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

В силу п. 3.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.

В соответствии с п. 3.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в проекте санитарно-защитной зоны на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих промышленных объектов, производств и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон, включая отселение жителей, в случае необходимости. Выполнение мероприятий, включая отселение жителей, обеспечивают должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств.

Согласно п. 4.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.

В силу п. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.

Как установлено в судебном заседании и видно из материалов дела, на основании свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе Панченко Е.И.

Из свидетельства о государственной регистрации права серии *** от *** года усматривается, что собственником земельного участка, расположенного по адресу: ..., предназначенного для эксплуатации здания мехового цеха, является Панченко Е.И.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии *** от *** года собственником здания мехового цеха, расположенного по адресу: ..., является Панченко Е.И.

На основании программы производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических мероприятий, утвержденной индивидуальным предпринимателем Панченко Е.И., согласованной с Главным санитарным врачом по Республике Хакасия, производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий проводится индивидуальным предпринимателем Панченко Е.И.

Из справки о результатах выездной проверки от *** года видно, что старшим помощником прокуратуры Усть-Абаканского района Республики Хакасия, с участием заместителя начальника отдела санитарного надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия, главного специалиста Управления природных ресурсов, землепользования, охраны окружающей среды, сельского хозяйства и продовольствия при администрации муниципального образования Усть-Абаканский район, а также при участии индивидуального предпринимателя Панченко Е.И. проведена проверка, в ходе которой установлено, что в цехе «Ласка», принадлежащем индивидуальному предпринимателю Панченко Е.И., осуществляется производство изделий из выделанной кожи. Территория цеха граничит с двумя земельными участками. Санитарно-защитной зоны у предприятия не имеется.

Согласно ответам руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия от *** года и *** года, санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии требованиям государственных санитарных правил и норм проекта санитарно-защитных зон кожевенного цеха «Ласка» не выдавались.

На основании изложенного, суд считает исковые требования прокурора Усть-Абаканского района законными, основанными и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Панченко Е.И. разработать и утвердить проект санитарно-защитной зоны для кожевенного мехового цеха «Ласка», расположенного по адресу: ..., и представить его в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия для утверждения в срок до *** года.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 дней со дня его объявления через Усть-Абаканский районный суд.

Председательствующий: Е.В. Дергунова