Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации11 августа 2010 года п.г.т. Усть-Абакан
Дело 2-443/2010
Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Безъязыковой Л.Д.,
с участием старшего помощника прокурора Усть-Абаканского района Тороковой Е.А.
при секретаре Рышкевич А.И.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Абаканского района в интересах Аешина А.Г. к Администрации муниципального образования Усть-Абаканский район об обязании вне очереди предоставить Аешину А.Г. по договору социального найма жилое помещение, площадью не менее 18 кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам, за счет средств бюджета Республики Хакасия в срок до 01 февраля 2011 года на территории муниципального образования Усть-Бюрский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усть-Абаканского района Республики Хакасия в интересах Аешина А.Г. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Усть-Абаканский район об обязании ответчика предоставить Аешину А.Г. жилое помещение на территории Муниципального образования Усть-Бюрский сельсовет, Усть-Абаканского района, Республики Хакасия, соответствующее санитарным и техническим нормам, по договору социального найма, площадью не менее 18 кв.м., за счет средств бюджета Республики Хакасия в срок до 01 февраля 2011 года, поскольку решением Совета депутатов МО Усть-Абаканский район от *** года *** утверждена минимальная норма предоставления жилого помещения по договору социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в возрасте до 23 лет в размере 18 кв.м. общей площади жилья.
Свои требования мотивировал тем, что Аешин А.Г. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители мать А.Л.М. умерла, отец А.Г.М. находится в местах лишения свободы. Постановлением главы администрации муниципального образования Усть-Бюрский сельсовет от *** *** Аешин А.Г. поставлен на льготную очередь для получения жилого помещения.
В соответствии с ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», законом РХ от 05 декабря 2005 года № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Ст. 57 Жилищного кодекса РФ, Аешин А.Г. имеет право вне очереди получить жилое помещение по договору социального найма.
В судебное заседание не явился представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Республики Хакасия, просил о рассмотрении дела без его участия.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительства Республики Хакасия.
В судебном заседании старший помощник прокурора Усть-Абаканского района Республики Хакасия Торокова Е.А. заявленные требования уточнила, просила обязать администрацию МО Усть-Абаканский район предоставить Аешину А.Г. вне очереди жилое помещение на территории муниципального образования Усть-Бюрский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия, соответствующее санитарным и техническим нормам, по договору социального найма, площадью не менее 18 кв.м., за счет средств бюджета Республики Хакасия в срок до 01 февраля 2011 г.
Истец Аешин А.Г. исковые требования поддержал, суду пояснил, что его мать А.Л.М. умерла в *** году, отец с *** года находится в местах лишения свободы. Дом, в котором они раньше проживали с матерью, не пригоден для проживания, его поставили на льготную очередь для получения жилья на территории МО Усть-Бюрский сельсовет.
В ходе судебного заседания представитель ответчика - администрации муниципального образования Усть-Абаканский район Дырда В.В. действующий по доверенности исковые требования не признал, по существу дела пояснил, право Аешина А.Г. на предоставление жилого помещения не нарушено, так как он в соответствии с действующим законодательством РФ поставлен на льготную очередь. За жильем закрепленным за Аешиным А.Г. охранным свидетельством по адресу: ... администрация МО Усть-Бюрский сельсовет не следила, в настоящее время оно утрачено.
Представитель третьего лица - администрации МО Усть-Бюрский сельсовет Ляшенко С.В. действующая по доверенности, суду пояснила, что Аешин А.Г. остался без попечения родителей с *** года. Его мать А.Л.М. умерла *** году, отец А.Г.М. находится в местах лишения свободы. В *** году администрация МО Усть-Бюрский сельсовет поставила Аешина А.Г. на льготную очередь для получения жилья, поскольку жилье, в котором он раньше проживал разобрано.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Администрации МО Усть-Абаканский район органа опеки и попечительства Янкина Т.Н., действующая на основании доверенности, суду пояснила, что на основании постановления главы администрации муниципального образования Усть-Бюрский сельсовет от *** года *** Аешин А.Г. был включен в список на вне очередное льготное получение жилого помещения, до настоящего времени жилого помещения Аешину А.Г.. представлено не было.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела и проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статьей 40 Конституции РФ провозглашено, что каждый имеет право на жилище.
Однако Конституция РФ не конкретизирует порядок, основания и условия обеспечения жилыми помещениями. Эти вопросы, в том числе связанные с передачей соответствующим органам исполнительной власти, органам местно самоуправления и организациям функций по предоставлению жилых помещений, регулируются законодателем, который в пределах представленных ему полномочий принимает специальные нормативные акты.
В силу ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на которых распространяется действие норм указанного федерального закона, являются лица в возрасте от 18 до 23, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Как установлено в судебном заседании, согласно свидетельства о рождении серии ***, выданного бюро ЗАГС Усть-Бюрского сельского совета Усть-Абаканского района Республики Хакасия *** года, Аешин А.Г., родился *** года его родителями являлись А.Г.М., А.Л.М..
А.Л.М. умерла *** года, что подтверждается свидетельством о смерти серии ***, выданного Отделом Комитета ЗАГС при Правительстве Республики Хакасия по Усть-Абаканскому району *** года. Отец А.Г.М. осужден *** г. Верховным судом Республики Хакасия сроком на 11 лет.
Сведениями Усть-Абаканского филиала ГУП РХ УТИ от *** года *** и Усть-Абаканского отдела УФРС по РХ от *** года подтверждено, что за Аешиным А.Г. право собственности на жилое помещение не зарегистрировано.
Согласно ст. 8 Федерального закона от *** года *** «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федеральных законов на *** г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Из фактических обстоятельств дела видно, что Аешин А.Г. остался без попечения родителей с *** года.
*** года распоряжением главы МО Усть-Абаканский район за несовершеннолетним Аешиным А.Г. закреплена жилая площадь по месту его регистрации по адресу: ... Выдано охранное свидетельство на данное жилое помещение.
Данные о месте регистрации матери Аешина А.Г.- А.Л.М. подтверждаются похозяйственной книгой.
Из справки выданной администрацией МО Усть-Бюрский сельсовет от *** г. *** следует, что А.Г.М. зарегистрирован по адресу: ..., квартира является муниципальной собственностью и принадлежит его сестре А.Т.М, на основании договора социального найма, до направления в места лишения свободы А.Г.М. проживал по адресу: ... который в настоящее время разобран. Таким образом, установлено, что закрепленное за Аешиным А.Г. жилое помещение утрачено.
Из справок ГУП РХ УТИ от *** *** Усть-Абаканского отдела УФРС по РХ от *** года следует, что в собственности у родителей Аешина А.Г. объектов недвижимого имущества не имеется.
Справками администрации МО Усть-Бюрский сельсовет от *** г. и *** года подтверждается, что жилья на территории МО Усть-Бюрский сельсовет Аешин А.Г. не имеет, и оно ему не предоставлялось.
На основании постановления главы администрации МО Усть-Бюрский сельсовет от *** года *** Аешин А.Г. был включен в список на льготное получение жилого помещения.
Вышеперечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что Аешин А.Г. обладает правовым статусом лица, оставшегося без попечения родителей.
В силу абзаца 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту их временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано, регулируется Законом Республики Хакасия от 19 октября 2009 N 104-ЗРХ "О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия "О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет".
Согласно ст.1 названного Закона право на предоставление жилого помещения имеют:
дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, которые при их выявлении и первичном устройстве органами опеки и попечительства не имели жилых помещений либо утратили жилое помещение, в том числе если:
а) родители ребенка неизвестны;
б) родители не имели жилья;
в) закрепленное жилое помещение утрачено.
Жилые помещения предоставляются по договору социального найма однократно, вне очереди, обеспечение жилыми помещениями производится по месту жительства в черте соответствующего населенного пункта, общей площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления (ст. 4 Закона от 19.10.2009 N 104-ЗРХ).
В соответствии с ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Решением Совета депутатов МО Усть-Абаканский район от *** года *** утверждена минимальная норма предоставления жилого помещения по договору социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в возрасте до 23 лет в размере 18 кв.м. общей площади жилья.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ истцом представлены суду доказательства того, что в настоящее время право Аешина А.Г. на получение жилого помещения во внеочередном порядке не реализовано. Право на получение жилья им не утрачено.
Как следует из материалов дела, исковые требования о предоставлении жилого помещения основаны на положениях ФЗ от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ, гарантирующего детям, оставшимся без попечения родителей, право на внеочередное получение жилья и не ставящего реализацию указанного права в зависимость от наличия у органа местно самоуправления возможности обеспечить его реализацию ранее или позднее определенного срока.
Кроме этого, суд не усматривает нарушения прав граждан, находящихся в очереди ранее Аешина А.Г., поскольку последние не лишаются возможности на реализацию своих прав в установленном порядке, в том числе и путем обращения в суд с ответствующими требованиями. Разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
В соответствии со статьей 34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, администрация МО Усть-Абаканский район является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования Усть-Абаканский район.
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Хакасия от 05 декабря 2005 года № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» органы местного самоуправления Республики Хакасия, в том числе МО Усть-Абаканский район наделены полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их прав на получение жилых помещений не было своевременно реализовано.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Усть-Абаканского района Республики Хакасия законны и обоснованны и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Усть-Абаканского района удовлетворить, обязать администрацию муниципального образования Усть-Абаканский район предоставить Аешину А.Г., родившемуся *** г. в ... вне очереди жилое помещение на территории муниципального образования Усть-Бюрский сельсовет Усть Абаканского района Республики Хакасия, соответствующее санитарным и техническим нормам, по договору социального найма, площадью не менее 18 кв.м., за счет средств бюджета Республики Хакасия в срок до 01 февраля 2011 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в десятидневный срок со дня изготовления мотивированного решения, через Усть-Абаканский районный суд.
Судья: Л.Д. Безъязыкова
Мотивированный текст решения изготовлен и подписан 13 августа 2010 года.
Судья: Л.Д. Безъязыкова
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...а