Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации17 августа 2010 года п.г.т. Усть-Абакан
Дело 2-425/2010
Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Безъязыковой Л.Д.,
с участием старшего помощника прокурора Усть-Абаканского района Тороковой Е.А.
при секретаре Рышкевич А.И.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Абаканского района в интересах Багадасаряна Р.С. к Администрации муниципального образования Усть-Абаканский район об обязании вне очереди предоставить Багадасаряну Р.С. по договору социального найма жилое помещение, площадью не менее 18 кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам, за счет средств бюджета Республики Хакасия в срок до 01 февраля 2011 года на территории ...
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усть-Абаканского района Республики Хакасия в интересах Багдасаряна Р.С. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Усть-Абаканский район об обязании ответчика предоставить Багдасаряну Р.С. жилое помещение на территории ..., соответствующее санитарным и техническим нормам, по договору социального найма, площадью не менее 18 кв.м., за счет средств бюджета Республики Хакасия в срок до 01.02.2011 года, поскольку решением Совета депутатов МО Усть-Абаканский район от 28.02.2007 года № 20 утверждена минимальная норма предоставления жилого помещения по договору социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в возрасте до 23 лет в размере 18 кв.м. общей площади жилья.
Свои требования мотивировал тем, что Багдасарян Р.С. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители отец Б.С.С. умер в *** году, мать Б.Т.Т. в *** году лишена родительских прав. Постановлением главы муниципального образования Опытненский сельсовет от *** № *** Багдасарян Р.С. поставлен на льготную очередь для получения жилого помещения. В настоящее время Багдасарян Р.С. нигде не работает, не обучается, не имеет средств к существованию и жилья.
В соответствии с ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», законом РХ от 05.12.2005 года № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Ст. 57 Жилищного кодекса РФ, Багдасарян Р.С. имеет право вне очереди получить жилое помещение по договору социального найма.
В судебное заседание не явился представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Республики Хакасия, просил о рассмотрении дела без его участия.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительства Республики Хакасия, который просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании старший помощник прокурора Усть-Абаканского района Республики Хакасия Торокова Е.А. заявленные требования уточнила, просила обязать администрацию МО Усть-Абаканский район предоставить Багадасаряну Р.С. вне очереди жилое помещение на территории ..., соответствующее санитарным и техническим нормам, по договору социального найма, площадью не менее 18 кв.м., за счет средств бюджета Республики Хакасия в срок до 01 февраля 2011 г.
Истец Багадасарян Р.С. исковые требования поддержал, пояснил, что является сиротой с *** года, мать лишена родительских прав, отец умер в *** году, до смерти отца Б.С.С. проживал в ... с тетей. Мать проживает в ..., его жизнью не интересуется. В *** году его включили в список на первоочередное получение жилья. *** года над ним установили опеку постановлением главы МО Опытненский сельсовет, но жилья за ним закреплено не было, его родители также не имели жилья в собственности. В настоящее время он снимет жилье в аренду, жилого помещения вне очереди ему предоставлено не было.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Усть-Абаканский район Дырда В.В. действующий по доверенности не возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица - администрации МО Опытненский сельсовет Прелова Т.А. действующая по доверенности, суду пояснила, что Багдасарян Р.С. проживает на территории МО Опытненский сельсовет с *** года, прибыл с матерью, поступил в старшую группу МДОУ «***». В *** году пошел в школу, где обучался до *** года. В *** году его мать была лишена родительских прав, отец Б.С.С. в *** году умер, с сыном отец не жил, воспитанием его не занимался. *** года постановлением главы МО Опытненского сельсовета над ним была установлена опека, но жилое помещение за ним закреплено не было, его родители в собственности жилья не имели. В *** году администрацией МО Опытненский сельсовет Багдасарян Р.С. был включен в список детей на первоочередное получение жилья, но до настоящего времени жилья ему предоставлено не было.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Администрации МО Усть-Абаканский район органа опеки и попечительства Янкина Т.Н., действующая на основании доверенности, суду пояснила, что Багдасарян Р.С. остался без попечения родителей с *** года на основании постановления главы администрации МО Опытненский сельсовет от *** года Багдасарян Р.С. был включен в список на льготное получение жилого помещения. Жилья на территории МО Опытненский сельсовет Багдасаряну Р.С. не предоставлялось.
Выслушав объяснения участников процесса, показания свидетеля, исследовав материалы дела и проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статьей 40 Конституции РФ провозглашено, что каждый имеет право на жилище.
Однако Конституция РФ не конкретизирует порядок, основания и условия обеспечения жилыми помещениями. Эти вопросы, в том числе связанные с передачей соответствующим органам исполнительной власти, органам местно самоуправления и организациям функций по предоставлению жилых помещений, регулируются законодателем, который в пределах представленных ему полномочий принимает специальные нормативные акты.
В силу ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на которых распространяется действие норм указанного федерального закона, являются лица в возрасте от 18 до 23, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Как установлено в судебном заседании, согласно свидетельства о рождении серии ***, выданного бюро ЗАГС Испокома Советашенского поселкового Совета Орджоникидзевского района *** года, Багдасарян Р.С. родился *** года его родителями являлись Б.С.С., Б.Т.Т..
Б.С.С. умер *** года, что подтверждается свидетельством о смерти серии ***, выданного городским отделом по регистрации смерти г. Екатеринбурга *** года.
Решением Большемуртинского районного суда от *** года Б.Т.Т. лишена родительских прав в отношении Багдасарян Р.С.
Согласно справки, выданной главой МО Опытненский сельсовет от *** года указано, что Багдасарян Р.С. своего жилья на территории МО Опытненский сельсовет не имеет.
Из выписки копии лицевого счета № *** выданной АМО Опытненским сельсоветом установлено, что Багдасарян Р.С. зарегистрирован по адресу: ...
Сведениями Усть-Абаканского филиала ГУП РХ УТИ от *** года № *** и Усть-Абаканского отдела УФРС по РХ от *** года подтверждено, что за Багдасаряном Р.С. право собственности на жилое помещение не зарегистрировано.
*** года над ним была установлена опека постановлением главы МО Опытненский сельсовет. Жилье за сиротой закреплено не было.
Из справки выданной Управлением образования администрации Большемуртинского района выполняющего функции по опеке и попечительству от *** года установлено, что Багдасарян Р.С. оставшийся без попечения родителей на территории Большемуртинского района не выявлялся, опека в отношении данного лица не назначалась, жилое помещение за ним не закреплялось.
Из фактических обстоятельств дела видно, что Багдасарян Р.С. остался без попечения родителей с *** года, на основании постановления главы администрации МО Усть-Абаканский район от *** года Багдасарян Р.С. был включен в список на льготное получение жилого помещения.
Суду представлены справки от *** года, что Багадасарян Р.С. проживает в ... с *** года, первоначально поступил в МДОУ детский сад «***», выбыл в *** году в школу. Обучался в МОУ ... с *** года по *** год, с перерывом до *** года.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федеральных законов на 22 августа 2004 г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Данные о месте регистрации матери Багдасаряна Р.С.- Б.Т.Т. отца Б.С.С. подтверждаются карточкой прописки, где указано, что она проживала по адресу: ... Отец Багдасарян Р.С. выбыл, его место проживания не было известно.
Из справок ГУП РХ УТИ от *** № *** Усть-Абаканского отдела УФРС по РХ следует, что в собственности у матери и отца Багдасаряна Р.С. объектов недвижимого имущества не имеется.
Данные обстоятельства также подтверждаются справками ФГУП «Ростехинвентаризация Федерального БТИ» Большемуртинского участка Сухобузимского отделения Филиала по Красноярскому краю от *** года и справками УФРС от *** года о том, что на территории Большемуртинского района Красноярского края недвижимости в собственности у Б.Т.Т. Б.С.С. Багдасаряна Р.С. нет.
Справкой администрации МО Опытненский сельсовет от *** г. подтверждается, что жилья на территории МО Опытненский сельсовет Багдасаряну Р.С. не предоставлялось.
Свидетель К.Г.Т. суду пояснила, что истец, ее племянник, он переехал к ней в *** году, раньше у его матери была квартира, но мать ее продала, жилья за Багдасаряном Р.С. закреплено не было, она являлась его опекуном с *** года, до настоящего времени жилье Р. предоставлено не было.
На основании постановления главы администрации МО Опытненский сельсовет от *** года Багдасарян Р.С. был включен в список на льготное получение жилого помещения.
Вышеперечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что Багдасарян Р.С. обладает правовым статусом лица, оставшегося без попечения родителей.
В силу абзаца 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту их временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано, регулируется Законом Республики Хакасия от 19 октября 2009 N 104-ЗРХ "О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия "О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет".
Согласно ст.1 названного Закона право на предоставление жилого помещения имеют:
дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, которые при их выявлении и первичном устройстве органами опеки и попечительства не имели жилых помещений либо утратили жилое помещение, в том числе если:
а) родители ребенка неизвестны;
б) родители не имели жилья;
в) закрепленное жилое помещение утрачено.
Жилые помещения предоставляются по договору социального найма однократно, вне очереди, обеспечение жилыми помещениями производится по месту жительства в черте соответствующего населенного пункта, общей площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления (ст. 4 Закона от 19.10.2009 N 104-ЗРХ).
В соответствии с ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Решением Совета депутатов МО Усть-Абаканский район от 28 февраля 2007 года № 20 утверждена минимальная норма предоставления жилого помещения по договору социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в возрасте до 23 лет в размере 18 кв.м. общей площади жилья.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ истцом представлены суду доказательства того, что в настоящее время право Багдасаряна Р.С. на получение жилого помещения во внеочередном порядке не реализовано. Право на получение жилья им не утрачено.
Как следует из материалов дела, исковые требования о предоставлении жилого помещения основаны на положениях ФЗ от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ, гарантирующего детям, оставшимся без попечения родителей, право на внеочередное получение жилья и не ставящего реализацию указанного права в зависимость от наличия у органа местно самоуправления возможности обеспечить его реализацию ранее или позднее определенного срока.
Кроме этого, суд не усматривает нарушения прав граждан, находящихся в очереди ранее Багдасаряна Р.С., поскольку последние не лишаются возможности на реализацию своих прав в установленном порядке, в том числе и путем обращения в суд с ответствующими требованиями. Разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
В соответствии со статьей 34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, администрация МО Усть-Абаканский район является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования Усть-Абаканский район.
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Хакасия от 05 декабря 2005 года № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» органы местного самоуправления Республики Хакасия, в том числе МО Усть-Абаканский район наделены полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их прав на получение жилых помещений не было своевременно реализовано.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Усть-Абаканского района Республики Хакасия законны и обоснованны и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Усть-Абаканского района удовлетворить, обязать администрацию муниципального образования Усть-Абаканский район предоставить Багдасаряну Р.С. родившемуся *** г. в г. ... вне очереди жилое помещение на территории ..., соответствующее санитарным и техническим нормам, по договору социального найма, площадью не менее 18 кв.м., за счет средств бюджета Республики Хакасия в срок до 01 февраля 2011 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в десятидневный срок со дня изготовления мотивированного решения, через Усть-Абаканский районный суд.
Судья: Л.Д. Безъязыкова
Мотивированный текст решения изготовлен и подписан 20 августа 2010 года.
Судья: Л.Д. Безъязыкова
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...а