Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации24 августа 2010 года п.г.т. Усть-Абакан
Дело 2-509/2010
Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Безъязыковой Л.Д.,
с участием старшего помощника прокурора Усть-Абаканского района Тороковой Е.А.
при секретаре Рышкевич А.И.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Абаканского района в интересах Кичигешева А.В. к Администрации муниципального образования Усть-Абаканский район об обязании заключить с Кичигешевым А.В. договор социального найма жилого помещения по адресу: ... площадью не менее 18 квадратных метров,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усть-Абаканского района Республики Хакасия в интересах Кичигешева А.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Усть-Абаканский район об обязании ответчика предоставить жилое помещение на территории Муниципального образования Райковский сельсовет, Усть-Абаканского района, Республики Хакасия, соответствующее санитарным и техническим нормам, по договору социального найма, площадью не менее 18 кв.м., за счет средств бюджета Республики Хакасия в срок до *** года, поскольку решением Совета депутатов МО Усть-Абаканский район от *** года *** утверждена минимальная норма предоставления жилого помещения по договору социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в возрасте до 23 лет в размере 18 кв.м. общей площади жилья.
Свои требования мотивировал тем, что Кичигешев А.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители мать Ш.Л.В. лишена родительских прав, отец К.В.П. умер в *** году Постановлением главы администрации муниципального образования Райковский сельсовет от *** ***п Кичигешев А.В. поставлен на льготную очередь для получения жилого помещения.
В соответствии с ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», законом РХ от 05 декабря 2005 года № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в возрасте до 23 лет, ст. 57 Жилищного кодекса РФ, Кичигешев А.В. имеет право вне очереди получить жилое помещение по договору социального найма.
В судебное заседание не явились истец Кичигешев А.В., хотя о времени и месте судебного заседания был извещен, не просил о рассмотрении дела без его участия, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Правительства Республики Хакасия, просил о рассмотрении дела без его участия.
В соответствии с ч. 3, ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Кичигешева А.В., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительства Республики Хакасия.
В судебном заседании старший помощник прокурора Усть-Абаканского района Республики Хакасия Торокова Е.А. заявленные требования изменила, просила обязать администрацию МО Усть-Абаканский район заключить с Кичигешевым А.В. договор социального найма жилого помещения по адресу: ... площадью не менее 18 кв.м., приведя в обоснование вышеназванные обстоятельства.
В ходе судебного заседания представитель ответчика - администрации муниципального образования Усть-Абаканский район Дырда В.В. действующий по доверенности не возражал против заключения с Кичигешевым А.В. договора социального найма, по существу дела пояснил, право Кичигешева А.В. на предоставление жилого помещения не нарушено, так как он в соответствии с действующим законодательством РФ поставлен на льготную очередь, имеет жилье в котором зарегистрирован.
Представитель третьего лица - администрации МО Райковский сельсовет Нечкина И.Г. действующая по доверенности, суду пояснила, что Кичигешев А.В. остался без попечения родителей с *** года. Его мать Ш.Л.В. лишена родительских прав *** году, отец К.В.П. умер *** года. В *** году администрация МО Райковский сельсовет поставила Кичигешева А.В. на льготную очередь для получения жилья, однако до настоящего времени договор социального найма с Кичигешевым А.В. не заключен.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Администрации МО Усть-Абаканский район органа опеки и попечительства Янкина Т.Н., действующая на основании доверенности, не возражала против заключения с Кичигешевым А.В. договора социального найма по месту его регистрации, суду пояснила, что на основании постановления главы администрации муниципального образования Райковский сельсовет от *** года *** Кичигешев А.В. был включен в список на вне очередное льготное получение жилого помещения, до настоящего времени жилого помещения Кичигешеву А.В. представлено не было, но он имеет регистрацию по месту жительства является нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела и проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статьей 40 Конституции РФ провозглашено, что каждый имеет право на жилище.
Однако Конституция РФ не конкретизирует порядок, основания и условия обеспечения жилыми помещениями. Эти вопросы, в том числе связанные с передачей соответствующим органам исполнительной власти, органам местно самоуправления и организациям функций по предоставлению жилых помещений, регулируются законодателем, который в пределах представленных ему полномочий принимает специальные нормативные акты.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются признанным нуждающимися в жилых помещениях: малоимущим гражданам (часть 2), а также иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан (часть 3). При этом гражданам, указанным в части 3 данной статьи, предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации; жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться им в случае наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями (часть 4).
В силу ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В силу ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с п. п. 4 и 5 ст. 50 Кодекса учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на которых распространяется действие норм указанного федерального закона, являются лица в возрасте от 18 до 23, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Как установлено в судебном заседании, согласно повторного свидетельства о рождении серии ***, выданного отделом комитета ЗАГС при Правительстве Республики Хакасия по Усть-Абаканскому району *** года, Кичигешев А.В., родился *** года его родителями являлись К.В.П., Ш.Л.В..
К.В.П. умер *** года, что подтверждается свидетельством о смерти серии ***, выданного Отделом Комитета ЗАГС при Правительстве Республики Хакасия по ... *** года. Мать Ш.Л.В. лишена родительских прав решением Усть-Абаканского районного суда от *** года.
Сведениями Усть-Абаканского филиала ГУП РХ УТИ от *** года и Усть-Абаканского отдела УФРС по РХ от *** года подтверждено, что за Кичигешевым А.В. право собственности на жилое помещение не зарегистрировано.
Согласно ст. 8 Федерального закона от *** года *** «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федеральных законов на *** г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Из фактических обстоятельств дела видно, что Кичигешев А.В. остался без попечения родителей с *** года.
Данные о месте регистрации матери Кичигешева А.В.- Ш.Л.В. подтверждаются справкой выданной администрацией МО Райковский сельсовет из которой следует, что Ш.Л.В., зарегистрирована по адресу: ... с *** года по настоящее время. Кичигешев А.В., зарегистрирован по данному адресу с *** года по настоящее время квартира принадлежит администрации МО Райковский сельсовет.
Справкой администрации МО Райковский сельсовет от *** г. подтверждается, что жилья на территории МО Райковский сельсовет Кичигешеву А.В. не предоставлялось.
На основании постановления главы администрации МО Райковский сельсовет от *** года *** Кичигешев А.В. был включен в список на льготное получение жилого помещения.
Вышеперечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что Кичигешев А.В. обладает правовым статусом лица, оставшегося без попечения родителей.
В силу абзаца 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту их временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано, регулируется Законом Республики Хакасия от *** *** "О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия "О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет".
Согласно ст.1 названного Закона право на предоставление жилого помещения имеют:
дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, которые при их выявлении и первичном устройстве органами опеки и попечительства не имели жилых помещений либо утратили жилое помещение, в том числе если:
а) родители ребенка неизвестны;
б) родители не имели жилья;
в) закрепленное жилое помещение утрачено.
Жилые помещения предоставляются по договору социального найма однократно, вне очереди, обеспечение жилыми помещениями производится по месту жительства в черте соответствующего населенного пункта, общей площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления (ст. 4 Закона от 19.10.2009 N 104-ЗРХ).
В соответствии с ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Решением Совета депутатов МО Усть-Абаканский район от *** года *** утверждена минимальная норма предоставления жилого помещения по договору социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в возрасте до 23 лет в размере 18 кв.м. общей площади жилья.
Таким образом, в ходе судебного заседания нашел подтверждения тот факт, что истец собственником жилого помещения по месту регистрации не является, однако имеет право на заключение договора социального найма, которое до настоящего времени Кичигешевым А.В. и другими жильцами, зарегистрированными по адресу: ... не реализовано.
Жилое помещение по договору социального найма Кичигешеву А.В. должно иметь общую площадь не менее 18 кв.м.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Усть-Абаканского района Республики Хакасия законны и обоснованны и подлежат удовлетворению.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Усть-Абаканского района удовлетворить, обязать администрацию муниципального образования Усть-Абаканский район заключить с Кичигешевым А.В., родившимся *** г. в ... договор социального найма жилого помещения по адресу: ... общей площадью не менее 18 квадратных метров.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в десятидневный срок со дня изготовления мотивированного решения, через Усть-Абаканский районный суд.
Судья: Л.Д. Безъязыкова
Мотивированный текст решения изготовлен и подписан 27 августа 2010 года.
Судья: Л.Д. Безъязыкова
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...а