Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации17 августа 2010 года п.г.т. Усть-Абакан
Дело 2-484/2010
Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Безъязыковой Л.Д.,
с участием старшего помощника прокурора Усть-Абаканского района Тороковой Е.А.
при секретаре Рышкевич А.И.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Абаканского района в интересах Балашовой С.А. к Администрации муниципального образования Усть-Абаканский район об обязании предоставить Балашовой С.А. по договору социального найма жилое помещение, площадью не менее 18 кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам, за счет средств бюджета Республики Хакасия в срок до 01 февраля 2011 года на территории ...
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усть-Абаканского района Республики Хакасия в интересах Балашовой С.А. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Усть-Абаканский район об обязании ответчика предоставить Балашовой С.А. жилое помещение на территории ..., соответствующее санитарным и техническим нормам, по договору социального найма, площадью не менее 18 кв.м., за счет средств бюджета Республики Хакасия в срок до 01.02.2011 года, поскольку решением Совета депутатов МО Усть-Абаканский район от 28.02.2007 года № 20 утверждена минимальная норма предоставления жилого помещения по договору социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в возрасте до 23 лет в размере 18 кв.м. общей площади жилья.
Свои требования мотивировал тем, что Балашова С.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители Б.О.В., Б.А.В. умерли. Постановлением главы муниципального образования Сапоговский сельсовет от *** *** Балашова С.А. поставлена на льготную очередь для получения жилого помещения. В настоящее время Балашова С.А. нигде не работает, не обучается, не имеет средств к существованию и жилья.
В соответствии с ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», законом РХ от 05.12.2005 года № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Ст. 57 Жилищного кодекса РФ, Балашова С.А. имеет право вне очереди получить жилое помещение по договору социального найма.
В судебное заседание не явился представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Республики Хакасия, просил о рассмотрении дела без его участия.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительства Республики Хакасия, который просил рассмотреть дело в их отсутствие
В судебном заседании старший помощник прокурора Усть-Абаканского района Республики Хакасия Торокова Е.А. заявленные требования поддержала по основаниям указанным в исковом заявлении.
Истец Балашова С.А. исковые требования поддержала, пояснила, что является сиротой с *** года, родители умерли, после смерти отца проживала у бабушки, где и проживает в настоящее время, поскольку у матери была другая семья. После смерти матери в *** году ее включили в список на первоочередное получение жилья. *** года над ней установили опеку постановлением главы МО Усть-Абаканский район, попечителем был назначен И., но жилья за ней закреплено не было, ее родители также не имели жилья в собственности. После смерти отца, в *** году распоряжением главы администрации Сапоговский сельсовет, ей был передан земельный участок для строительства жилого дома, на тот период времени ей было *** лет, в *** году она зарегистрировала право собственности на земельный участок по адресу: ... но на данном земельном участке ничего не построено, участок огорожен, в настоящее время садит картофель на земельном участке. Жилого помещения не предоставлялось.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Усть-Абаканский район Дырда В.В. действующий по доверенности, исковые требования не признал, суду пояснил, что на основании распоряжения главы администрации Сапоговский сельсовет от *** года Балашовой С.А. был выделен земельный участок для строительства жилого дома, в *** году Балашовой С.А. было зарегистрировано право собственности на данный земельный участок, на основании ст. 57 ЖК РФ, ей не должно предоставляться жилое помещение, поскольку она имеет в собственности земельный участок.
Представитель третьего лица - администрации МО Сапоговский сельсовет Шандро М.И., пояснил, что Балашова С.А. была поставлена на очередь в качестве нуждающейся *** года, поскольку ее родители умерли. У нее имеется в собственности земельный участок, но никаких построек на земельном участке нет. Родители в собственности жилья не имели, до настоящего времени Балашовой С.А. жилое помещение для проживания предоставлено не было, она продолжает проживать у бабушки.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Администрации МО Усть-Абаканский район органа опеки и попечительства Янкина Т.Н., действующая на основании доверенности, суду пояснила, что Балашова С.А., не нуждается в предоставлении ей жилого помещения, поскольку в ее собственности находится земельный участок.
Выслушав объяснения участников процесса, показания свидетелей, исследовав материалы дела и проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статьей 40 Конституции РФ провозглашено, что каждый имеет право на жилище.
Однако Конституция РФ не конкретизирует порядок, основания и условия обеспечения жилыми помещениями. Эти вопросы, в том числе связанные с передачей соответствующим органам исполнительной власти, органам местно самоуправления и организациям функций по предоставлению жилых помещений, регулируются законодателем, который в пределах представленных ему полномочий принимает специальные нормативные акты.
В силу ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на которых распространяется действие норм указанного федерального закона, являются лица в возрасте от 18 до 23, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Как установлено в судебном заседании, согласно свидетельства о рождении серии ***, выданного бюро ЗАГС ... *** года, Балашова С.А. родилась *** года, ее родителями являлись Б.А.В., Б.О.В..
Б.О.В. умерла *** года, что подтверждается свидетельством о смерти серии ***, выданного Отделом комитета ЗАГС при Правительстве Республики Хакасия при Правительстве РХ по Усть-Абаканскому району *** года.
Свидетельством о смерти установлено, что Б.А.В. умер *** года.
Согласно справки выданной директором ГОУ НПО «***» от *** года указано, что Балашова С.А. находится на полном государственном обеспечении.
Сведениями Усть-Абаканского филиала ГУП РХ УТИ от *** года *** подтверждено, что за Балашовой С.А. право собственности на жилое помещение не зарегистрировано.
Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от *** года установлено, что за Балашовой С.А. на праве собственности зарегистрирован земельный участок, расположенный по адресу: ...
Данные обстоятельства подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права УФРС по РХ от *** года на земельный участок за Балашовой С.А.
Из справки от *** года выданной АМО Сапоговский сельсовет и паспорта гражданина РФ от *** года, установлено, что Балашова С.А. зарегистрирована по адресу: ... с *** года по настоящее время.
*** года над ней была установлено попечительство постановлением главы МО Усть-Абаканский район. Жилье за сиротой закреплено не было.
Из фактических обстоятельств дела видно, что Балашова С.А. осталась без попечения родителей с *** года на основании постановления главы администрации МО Сапоговский сельсовет от *** года Балашова С.А. была включена в список на льготное получение жилого помещения.
Согласно ст. 8 Федерального закона от *** года *** «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федеральных законов на *** г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Данные о месте регистрации матери Балашовой С.А.- Б.О.В. подтверждаются справкой от *** года, где указано, что Б.О.В. была зарегистрирована по адресу: с *** года по *** года по адресу: .... С *** года по *** года в .... С *** года по *** года по адресу: ... до дня смерти, а также выписками из похозяйственных книг от *** года с *** года по *** года.
Данные о месте регистрации отца Балашовой С.А. - Б.А.В., подтверждаются справкой от *** года, где указано, что Б.А.В. был зарегистрирован по адресу: ... без улицы с *** года по *** года, умер *** года, фактически проживал по адресу: ..., что подтверждается выписками из похозяйственных книг с *** года, *** года от *** года.
Из справок ГУП РХ УТИ от *** *** Усть-Абаканского отдела УФРС по РХ следует, что в собственности у матери и отца Балашовой С.А. объектов недвижимого имущества не имелось.
На основании постановления главы администрации МО Сапоговский сельсовет от *** года Балашова С.А. была включена в список на льготное получение жилого помещения.
Вышеперечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что Балашова С.А. обладает правовым статусом лица, оставшегося без попечения родителей.
В силу абзаца 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту их временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано, регулируется Законом Республики Хакасия от 19 октября 2009 N 104-ЗРХ "О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия "О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет".
Согласно ст.1 названного Закона право на предоставление жилого помещения имеют:
дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, которые при их выявлении и первичном устройстве органами опеки и попечительства не имели жилых помещений либо утратили жилое помещение, в том числе если:
а) родители ребенка неизвестны;
б) родители не имели жилья;
в) закрепленное жилое помещение утрачено.
Жилые помещения предоставляются по договору социального найма однократно, вне очереди, обеспечение жилыми помещениями производится по месту жительства в черте соответствующего населенного пункта, общей площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления (ст. 4 Закона от 19.10.2009 N 104-ЗРХ).
В соответствии с ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Решением Совета депутатов МО Усть-Абаканский район от 28 февраля 2007 года № 20 утверждена минимальная норма предоставления жилого помещения по договору социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в возрасте до 23 лет в размере 18 кв.м. общей площади жилья.
Из распоряжения главы администрации Сапоговский сельсовет от *** года «О передаче жилья в собственность» установлено, что земельный участок, ранее принадлежащий Б.А.В., находящийся по адресу: ... размером, о, *** га для строительства индивидуального жилого дома, в связи со смертью Б.А.В. передан его дочери Балашовой С.А., которой на тот момент было восемь лет.
Свидетели И., Ф.И.А. суду пояснили, что истец, до смерти отца проживала в ... в бараке без номера с родителями, после смерти отца ее забрала бабушка, с которой она проживает по настоящее время. Земельный участок по адресу: ... был выделен ее отцу в *** году, после его трагической гибели в *** году участок был передан дочери Балашовой С.Н., которая на тот период времени являлась несовершеннолетней и до *** года участок в собственность не оформляла. В настоящее время участок на праве собственности принадлежит Балашовой С.А., он пустой, строительства на нем не ведется поскольку у истца нет денежных средств. Жилого помещения ей как сироте предоставлено не было.
Данные обстоятельства установленные в ходе судебного разбирательства подтверждаются представленными документами постановлением главы администрации МО Усть-Абаканский район от *** года *** «О предоставлении в собственность земельного участка Балашовой С.А.», а также свидетельством о государственной регистрации права УФРС по РХ от *** года на земельный участок, расположенный по адресу: ...
Актом обследования земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, по адресу: ... *** года установлено, что на земельном участке нет построек, участок огорожен, на участке посажен картофель. Имеются старые блоки для строительства, приобретенные в *** году отцом Балашовой С.А.
Согласно ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
Земельный кодекс РФ в ст. 11. 1 дает понятие земельного участка.
Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Таким образом, довод представителя ответчика о том, что истцу необходимо отказать в удовлетворении исковых требований в связи с наличием в собственности земельного участка необоснован, поскольку земельный участок без наличия на нем жилого помещения, пригодного для проживания не может являться пригодным для проживания, и наличие права собственности у Балашовой С.А. на земельный участок не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о предоставлении Балашовой С.А. жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ истцом представлены суду доказательства того, что в настоящее время право Балашовой С.А. на получение жилого помещения во внеочередном порядке не реализовано. Право на получение жилья им не утрачено.
Как следует из материалов дела, исковые требования о предоставлении жилого помещения основаны на положениях ФЗ от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ, гарантирующего детям, оставшимся без попечения родителей, право на внеочередное получение жилья и не ставящего реализацию указанного права в зависимость от наличия у органа местно самоуправления возможности обеспечить его реализацию ранее или позднее определенного срока.
Кроме этого, суд не усматривает нарушения прав граждан, находящихся в очереди ранее Балашовой С.А., поскольку последние не лишаются возможности на реализацию своих прав в установленном порядке, в том числе и путем обращения в суд с ответствующими требованиями. Разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
В соответствии со статьей 34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, администрация МО Усть-Абаканский район является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования Усть-Абаканский район.
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Хакасия от 05 декабря 2005 года № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» органы местного самоуправления Республики Хакасия, в том числе МО Усть-Абаканский район наделены полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их прав на получение жилых помещений не было своевременно реализовано.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Усть-Абаканского района Республики Хакасия законны и обоснованны и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Усть-Абаканского района удовлетворить, обязать администрацию муниципального образования Усть-Абаканский район предоставить Балашовой С.А., родившейся *** г. в ... жилое помещение на территории ..., соответствующее санитарным и техническим нормам, по договору социального найма, площадью не менее 18 кв.м., за счет средств бюджета Республики Хакасия в срок до 01 февраля 2011 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в десятидневный срок со дня изготовления мотивированного решения, через Усть-Абаканский районный суд.
Судья: Л.Д. Безъязыкова
Мотивированный текст решения изготовлен и подписан 20 августа 2010 года.
Судья: Л.Д. Безъязыкова
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...а