РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.г.т. Усть-Абакан 28 января 2011 года
дело № 2-71/2011
Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Поповой Н.В.,
при секретаре Малыхиной М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Швец Н.Н. о признании незаконным решения Жилищной межведомственной комиссии по муниципальному образованию Усть-Абаканский район,
УСТАНОВИЛ:
Швец Н.Н. обратился в суд с иском о признании незаконным решения Жилищной межведомственной комиссии по муниципальному образованию Усть-Абаканский район (далее Комиссии) от *** и решения Главы муниципального образования. .. от *** в части отказа во включении его семьи в список молодых семей участниц программы «Обеспечение жильем молодых семей Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг.», свои требования мотивируя тем, что его семье из 4-х человек (в том числе двое малолетних детей), отказано во включении в список молодых семей программы по основанию, что дохода семьи не достаточно для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Полагает, что решения являются незаконными. Истцом, как предпринимателем, была предоставлена комиссии налоговая декларация, согласно которой ежемесячный доход истца составлял *** руб. (с учетом уплаты налогов). Размер среднемесячного совокупного дохода семьи превышает пороговое значение и составляет *** руб. ежемесячно. Кроме того, у семьи имеется неиспользованный материнский (семейный капитал) в размере *** руб. Полагает, что данных средств достаточно для того, чтобы истец мог претендовать в соответствии с действующим законодательством на получение соответствующего кредита для оплаты недостающей части стоимости жилья. Просил суд признать решение Жилищной межведомственной комиссии по муниципальному образованию Усть-Абаканский район от *** и решение Главы муниципального образования. .. от *** в отношении Швец Н.Н. незаконными и обязать Жилищную межведомственную комиссию по муниципальному образованию Усть-Абаканский район включить его семью в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг.».
С учетом характера правоотношений, из которых вытекает требование Швец Н.Н., суд считает, что данное дело подлежит рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ, как по делам, возникающим из публичных правоотношений.
В соответствии со статьей 46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права или созданы препятствия к осуществлению ими прав.
Из п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" следует, что в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, рассматриваются и разрешаются также иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции, в частности об оспаривании решений, действий органов, которые не являются органами местного самоуправления, но наделены распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены.
Жилищная межведомственная комиссия по муниципальному образованию Усть-Абаканский район комиссия не является органом местного самоуправления, но наделена распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимает решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены.
Характер правоотношений, сложившихся между Швец Н.Н. и Жилищной межведомственной комиссией по муниципальному образованию Усть-Абаканский район в части отказа во включении семьи Швец Н.Н. в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг.», имеет природу публичных правоотношений, и заявление Швец Н.Н. о нарушении его прав подлежит рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ. Спора о праве суд не усматривает.
В судебном заседании представитель заявителя Чешуев Д.С., действующий на основании доверенности, на заявленных требованиях настаивал, в обоснование привел вышеуказанные обстоятельства, дополнив, что официально зарегистрированный доход Швец Н.Н. за *** года составлял *** руб., но в связи с тем, что предприниматель проживает в сельской местности, при уплате налогов применяется корректирующий коэффициент и налоговая база для налоговой отчетности в декларации указывается с учетом корректирующего коэффициента -*** руб. С учетом уплаты налогов в месяц, совокупный доход семьи, состоящий из дохода главы семьи Швец Н.Н., составлял *** руб., что превышало прожиточный минимум на семью из 4-х человек (*** руб.) и вполне достаточно для уплаты кредита по жилью. Просит суд не применять срок исковой давности, поскольку это имущественный спор, а не вытекает из публичных правоотношений. О решении Жилищной комиссии Швец Н.Н. узнал со слов, работников этой комиссии, официально его никто не уведомил о принятом решении.
Представитель муниципального образования Усть-Абаканский район Чуркин А.В., действующий на основании доверенности, заявленные требования считает необоснованными, суду пояснил, что Швец Н.Н. пропустил трехмесячный срок для обжалования решения Жилищной межведомственной комиссии по муниципальному образованию Усть-Абаканский район от ***. О решении комиссии её члены доводят информацию до граждан согласно их обращения, устно. В ответе Главы муниципального образования. .. от *** отказа нет, есть разъяснение, что если Вы собрали все документы, можете обратиться вновь. На комиссию истцом не были предоставлены документы, подтверждающие что у него имеются достаточные денежные средства, чтобы гасить проценты по кредиту и гасить сам кредит. Материнский капитал был предоставлен только в *** года, и комиссии не было известно о том, как этот материнский капитал будет использован. Из налоговой декларации следует, что за вычетом налогов доход Швец Н.Н. составляет *** руб., что недостаточно для участия в программе, поскольку не позволит оплачивать кредиты и проценты. Администрация предлагает истцу обратиться вновь в жилищную комиссию, дополнительно предоставив заявление, что материнский капитал будет использована на улучшение жилищных условий. Вины жилищной комиссии нет, потому что комиссия рассматривает документы, которые предоставлены на дату рассмотрения. На сегодняшний день подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» продлена до 2012 года. Просил в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Решением Комиссии от *** Швец Н.Н. отказано во включении его семьи в список молодых семей участниц программы «Обеспечение жильем молодых семей Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг.» по п.п. а) п.18 Правил предоставления молодым семьям субсидий на предоставление жилья: у семьи не достаточно доходов либо иных денежных средств для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
*** Швец Н.Н. дополнительно представил в Комиссию копию государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в размере *** руб.
Письмом Главы муниципального образования. .. от *** Швец Н.Н. разъяснено, что копия государственного сертификата на материнский (семейный) капитал не прилагался к документам, которые были предметом рассмотрения жилищной комиссии от *** и поэтому не учитывался при принятии решения жилищной комиссии. Швец Н.Н. предложено повторно обратиться с заявлением в жилищную комиссию с приложением сертификата.
В суд с обжалованием решения Комиссии от *** и решения Главы муниципального образования. .. от *** Швец Н.Н.обратился ***
Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Причины пропуска срока выясняются в судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Принимая во внимание, что срок для трехмесячного обжалования решения Главы муниципального образования. .. от *** Швец Н.Н. не пропущен, а оба обжалуемых решения взаимосвязаны, суд считает, что срок для обжалования заявленных решений не пропущен, и рассмотрел дело по существу.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 675 от 17 сентября 2001 года утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 -2010 годы, включающая подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей».
Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретения жилья установлен Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года № 285 «Об утверждении правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилье» на 2002-2010 годы (далее Правила).
В соответствии с п.5 Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя, и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Порядок и условия признания молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации (п.7 Правил)
В соответствии с Положением о порядке и условиях признания молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, утвержденных Постановлением Правительства Республики Хакасия от 29.12.2006 N 365 (далее Положение):
3. Платежеспособность молодой семьи определяется органом местного самоуправления на основании приложенных к заявлению документов, представленных молодой семьей, подтверждающих доходы либо иные денежные средства достаточными для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
3.1. При определении платежеспособности молодой семьи из величины совокупного дохода молодой семьи вычитаются все обязательные платежи (подоходный налог, обязательные взносы, алименты, компенсация ущерба, погашение задолженности уплаты процентов по кредитам, сумма обязательств по предоставленным поручительствам, выплаты в погашение стоимости приобретенных в рассрочку товаров и др.).
3.2. При определении платежеспособности молодой семьи в качестве доходов учитываются документально подтвержденные доходы, в том числе:
1) доходы по основному месту работы, включая доход за сверхурочную работу и премии либо доходы от предпринимательской деятельности;
2) доходы от работы по совместительству, в том числе по договорам подряда;
3) доход в виде дивидендов;
4) доход в виде процентов и постоянных страховых выплат;
5) пенсионные выплаты и стипендии;
6) чистый доход от арендной платы;
7) алименты и пособия на детей;
8) иные источники дохода.
3.3. При определении платежеспособности молодой семьи в качестве ежемесячных расходов учитываются:
1) ежемесячные взносы по займам;
2) ежемесячные платежи по страхованию (страхование жизни и здоровья участника подпрограммы, имущественное страхование квартиры);
3) ежемесячные платежи за коммунальные услуги и телефон;
4) ежемесячные расходы на содержание всех членов молодой семьи - участников подпрограммы, исходя из величины прожиточного минимума, установленного в Республике Хакасия;
5) ежемесячные выплаты по алиментам;
6) ежемесячные обязательства по возврату кредитов;
7) плата за образование;
8) иные обязательные ежемесячные расходы.
3.4. Пороговое значение размера дохода, приходящегося на каждого члена молодой семьи, принимается равным прожиточному минимуму в среднем на душу населения по Республике Хакасия.
3.5. Пороговое значение дохода, приходящегося на каждого члена молодой семьи, пересматривается ежегодно по годовым отчетным данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Хакасия в третьем квартале текущего года.
3.6. Размер совокупного дохода, приходящегося на каждого члена молодой семьи, сравнивается с пороговым значением дохода, сумма денежных средств, принадлежащая молодой семье, - с суммой денежных средств, необходимой для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
4. Решение о признании молодой семьи как молодой семьи, имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, в рамках реализации подпрограмм, принимается органом местного самоуправления в следующих случаях:
1) если размер среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена молодой семьи, больше установленного порогового значения дохода и позволяет претендовать на получение кредита или займа для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты;
2) если молодая семья имеет денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты;
3) если молодая семья имеет денежные средства и размер среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена молодой семьи, больше установленного порогового значения дохода и позволяет претендовать на получение кредита или займа для оплаты недостающей расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Впервые Швец Н.Н. обратился с заявлением в Жилищную межведомственную комиссию по муниципальному образованию Усть-Абаканский район ***
Решением Жилищной межведомственной комиссией по муниципальному образованию Усть-Абаканский район от *** Швец Н.Н. было отказано во включении его семьи в список молодых семей участниц программы «Обеспечение жильем молодых семей Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг.», поскольку предоставленная Швец Н.Н. справка о доходах не соответствовала требованиям законодательства. Швец Н.Н., как предпринимателю необходимо было предоставить налоговую декларацию с отметкой налоговой о принятии.
Швец Н.Н. устранил указанные недостатки и предоставил в жилищную комиссию налоговую декларацию за первый квартал ***.
Однако решением Комиссии от *** Швец Н.Н. вновь отказано во включении его семьи в список молодых семей участниц программы «Обеспечение жильем молодых семей Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг.» по п.п. а) п.18 Правил предоставления молодым семьям субсидий на предоставление жилья: у семьи не достаточно доходов либо иных денежных средств для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
*** Швец Н.Н. дополнительно представил в жилищную комиссию копию государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в размере *** руб.
Письмом Главы муниципального образования. .. от *** Швец Н.Н. разъяснено, что копия государственного сертификата на материнский (семейный) капитал не прилагался к документам, которые были предметом рассмотрения жилищной комиссии от *** и поэтому не учитывался при принятии решения жилищной комиссии. Швец Н.Н. предложено повторно обратиться с заявлением в жилищную комиссию с приложением сертификата.
При определении законности решения Жилищной межведомственной комиссии по муниципальному образованию Усть-Абаканский район от *** суд принимает во внимание следующие обстоятельства.
Как следует из налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход за первый квартал *** г., у предпринимателя Швец Н.Н. за первый квартал *** составил *** руб. Подлежащий уплате вмененный налог составил *** руб.
Доход супруги составлял ежемесячное пособие на ребенка до 3 лет в размере *** руб.
Других ежемесячных доходов у семьи Швец Н.Н. на *** (дата подачи заявления в межрайонную жилищную комиссию) не было.
Итого, совокупный доход семьи Швец Н.Н. за вычетом всех обязательных платежей на *** составлял: (*** -***) :3 + *** = *** руб.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Хакасия от 30.04.2009 N 120 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Республике Хакасия за I квартал 2009 года" величина прожиточного минимума в Республике Хакасия за I квартал 2009 года в расчете на душу населения составляла 4835 рублей.
Прожиточный минимум семьи из 4-х человек за I квартал 2009 года составлял:
4835р. х 4 = 19340 руб.
Совокупный доход семьи Швец Н.Н. за вычетом всех обязательных платежей на *** (*** руб.) превышал прожиточный минимум семьи (*** руб.), что являлось основанием для признания молодой семьи Швец Н.Н. имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, в силу п.п.1 п. 4 Положения о порядке и условиях признания молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Доводы представителя Администрации муниципального образования. .. о том, что оставшаяся часть доходов семьи после вычета всех расходов (в том числе за вычетом прожиточного минимума семьи) должна быть не менее опять же прожиточного минимума семьи, не основаны на законодательстве, и являются ошибочными.
Оспариваемыми решениями для Швец Н.Н. созданы препятствия для реализации его прав на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг.»
При таких обстоятельствах решение Жилищной межведомственной комиссии по муниципальному образованию Усть-Абаканский район от *** и решение Главы муниципального образования. .. от *** в части отказа во включении семьи Швец Н.Н. в список молодых семей участниц подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» являются незаконными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение Жилищной межведомственной комиссии по муниципальному образованию Усть-Абаканский район от *** и решение Главы муниципального образования. .. от *** в части отказа во включении семьи Швец Н.Н. в список молодых семей участниц подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».
Обязать Жилищную межведомственную комиссию по муниципальному образованию Усть-Абаканский район включить семью Швец Н.Н. в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия с подачей кассационной жалобы через Усть-Абаканский районный суд в десятидневный срок, с момента его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий: Н.В. Попова
Мотивированное решение составлено и подписано 30.01.2011 года.
Судья: Н.В. Попова