Решение погражданскому делу № 2-131/2011 о восстановлении срока для принятия наследства



Дело № 2-131\2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.г.т. Усть-Абакан, Республики Хакасия 24 февраля 2011 года

Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Трофимова И.О.

при секретаре Власовой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Михайлюка А.Я. к Акционерному коммерческому сберегательному банку Российской Федерации в лице Усть-Абаканского филиала о восстановлении срока для принятия наследства, признании принявшим наследство,

УСТАНОВИЛ:

Михайлюк А.Я. обратился в суд с иском к Акционерному коммерческому сберегательному банку Российской Федерации в лице Усть-Абаканского филиала о восстановлении срока для принятия наследства, признании принявшим наследства, заявленные требования мотивируя тем, что 22 мая 1996 года умер его отец М., после смерти которого открылось наследство в виде счёта в банке, на котором находятся денежные средства в размере *** рублей. О том, что существует определённый, установленный законом срок для принятия наследства, он не знал, находит данную причину пропуска установленного действующим законодательством шестимесячного срока для принятия наследства уважительной, в связи с чем просит указанный срок восстановить и признать принявшим указанное наследство единолично.

В судебном заседании Михайлюк А.Я. исковые требования поддержал, просил восстановить срок для принятия наследства, открывшегося после смерти М., и признать его принявшим указанное наследство единолично.

Представитель ответчика - филиала Усть-Абаканского отделения Сберегательного банка РФ в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомленным о дне и месте его проведения, доказательств уважительности причин неявки, ходатайств об отложении заседания суду не представил.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, нотариус Усть-Абаканского нотариального округа Брошкова Т.Г. в судебное заседание не явилась, обратилась к суду с заявлением о рассмотрении дела без её участия.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в порядке ч.ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело без участия третьего лица.

Выслушав истца, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.

Из материалов дела видно, что М. умер 22 мая 1996 года, о чём Усть-Бюрской сельской администрацией Усть-Абаканского района Республики Хакасия 05 апреля 1996 года составлена актовая запись ***.

При наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное (ч.1 ст. 1110 ГК РФ).

В соответствии со ст. 1112 Гражданского кодекса РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В соответствии со ст.ст. 1141-1142 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса. Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Как следует из имеющегося в материалах дела свидетельства о рождении *** от ***, М. приходился отцом Михайлюку А.Я.

Согласно сведениям нотариуса в отношении М., умершего 22 мая 1996 года, наследственное дело не заводилось.

Таким образом, по мнению суда, в ходе судебного заседания с применением допустимых по делу доказательств подтверждена законность притязаний Михайлюка А.Я. в качестве единственного наследника первой очереди на наследство в виде денежного вклада, открывшееся после смерти его отца, М.

Вместе с тем, из материалов дела видно, что Михайлюк А.Я. не вступил в права наследства в отношении вышеуказанного имущества в течение установленного ст. 1154 ГК РФ шестимесячного срока.

В соответствии с ч.1 ст.1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

Согласно ст.1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства, суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.

Таким образом, заявленные Михайлюком А.Я. в обоснование требований о восстановлении пропущенного срока для принятия наследства доводы о том, что ему не было известно об установленном законом сроке для принятия наследства, суд находит доказанными и расценивает как уважительную причину пропуска срока для принятия наследства.

Принимая во внимание установленные в ходе судебного заседания обстоятельства, учитывая отсутствие притязаний других лиц на спорное имущество, суд находит исковые требования Михайлюка А.Я. о восстановлении срока для принятия наследства и признании принявшим наследство законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Михайлюка А.Я. удовлетворить.

Восстановить Михайлюку А.Я. срок для принятия наследства в виде вклада, открывшегося после смерти М., умершего 22 мая 1996 года, признать Михайлюка А.Я. принявшим указанное наследство единолично.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в течение десяти дней через Усть-Абаканский районный суд.

Председательствующий: И.О. Трофимов