РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации п.г.т. Усть-Абакан 05 июля 2011 года Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего Дергуновой Е.В. с участием помощника прокурора Усть-Абаканского района Анисимовой Н.В., при секретаре Варовиной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Абаканского района в интересах Воронковой В.А. к Управлению социальной поддержки населения муниципального образования Усть-Абаканский район о взыскании невыплаченной меры социальной поддержки, - УСТАНОВИЛ: Прокурор Усть-Абаканского района в интересах Воронковой В.А. обратился в суд с иском к Управлению социальной поддержки населения муниципального образования Усть-Абаканский район о взыскании невыплаченной меры социальной поддержки, мотивируя требования тем, что прокуратурой Усть-Абаканского района проведена проверка по заявлению Воронковой В.А. об отказе Управлением социальной поддержки населения муниципального образования Усть-Абаканский район в предоставлении ей меры социальной поддержки за коммунальные услуги, а именно, за отопление за период с 01 октября 2010 года по 28 февраля 2011 года, в размере ***** рублей. В ходе проверки установлено, что Воронкова В.А. является педагогическим работником, вышедшим на пенсию, в связи с чем, имеет право на получение льгот на коммунальные услуги. 21 февраля 2011 года Воронкова В.А., узнав об изменении порядка предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, подала заявление в Управление социальной поддержки населения муниципального образования Усть-Абаканский район о предоставлении меры социальной поддержки за коммунальные услуги, кроме того, был приложен пакет необходимых документов. Однако, ответчиком меры социальной поддержки за коммунальные услуги Воронковой В.А. были начислены и выплачены с 01 марта 2011 года в размере ***** рублей. Начисление и выплата мер социальной поддержки за коммунальные услуги за период с октября 2010 года по февраль 2011 года в размере ***** рублей Воронковой В.А. произведены не были, поскольку ею, по мнению ответчика, своевременно не предоставлено в Управление социальной поддержки населения муниципального образования Усть-Абаканский район вышеуказанное заявление с приложением пакета необходимых документов, в связи с чем, Воронкова В.А. была вынуждена производить оплату вышеназванных услуг в размере ***** рублей самостоятельно. Однако Воронковой В.А. об изменении порядка предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, стало известно лишь 20 февраля 2011 года, поскольку, имея преклонный возраст и являясь инвалидом, она ведет замкнутый образ жизни, периодическую печать не читает. Полагает, что изменение порядка предоставления мер социальной поддержки населения не влечет прекращение, либо приостановление указанных мер. Ввиду того, что Воронкова В.А. ранее являлась получателем данной меры социальной поддержки, она не обязана вновь подтверждать свое право на гарантированные государством выплаты. Просит взыскать с Управления социальной поддержки населения муниципального образования Усть-Абаканский район в пользу Воронковой В.А. меру социальной поддержки за коммунальные услуги, а именно, за отопление за период с 01 октября 2010 года по 28 февраля 2011 года в размере ***** рублей. В судебном заседании помощник прокурора Усть-Абаканского района Республики Хакасия Анисимова Н.В. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, в обоснование привела вышеизложенные обстоятельства. Истец Воронкова В.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить, дополнив, что об изменениях порядка предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, ей стало известно лишь 20 февраля 2011 года при обращении в Управляющую компанию жилищным и нежилым фондом «ДОМ», работниками Управления социальной поддержки населения муниципального образования Усть-Абаканский район ни в письменной, ни в устной форме она не была уведомлена о данных изменениях. Газету «Усть-Абаканские известия» она выписывает, однако не всегда читает. Полагает, что она не обязана вновь подтверждать свое право на гарантированные государством выплаты. Представитель ответчика - Управления социальной поддержки населения муниципального образования Усть-Абаканский район Копылова Е.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила в иске отказать, пояснив, что на основании Постановления Правительства Республики Хакасия от 24 июня 2010 года № 327 «О порядке предоставления мер социальной поддержки в денежной форме отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) Республики Хакасия» педагогическим работникам меры социальной поддержки возмещаются в размере фактически произведенных затрат на оплату жилья, отопления, освещения. Уполномоченным органом по предоставлению указанных мер социальной поддержки с 01 июля 2010 года определены территориальные управления социальной поддержки населения соответствующего муниципального образования. До 01 июля 2010 года меры социальной поддержки педагогическим работникам предоставлялись Управлением образования администрации муниципального образования Усть-Абаканский район. Об изменении порядка и формы предоставления мер социальной поддержки граждане были извещены через средства массовой информации, Управление образования администрации муниципального образования Усть-Абаканский район, директоров школ. Кроме того, соответствующее сообщение было размещено на официальном сайте Министерства труда и социального развития Республики Хакасия. Согласно требованиям вышеназванного Постановления, для получения мер социальной поддержки специалист представляет в Управление социальной поддержки населения муниципального образования заявление на предоставление мер социальной поддержки и необходимый пакет документов. Согласно абзацу 1 п. 9 данного Постановления при представлении необходимых документов меры социальной поддержки предоставляются с 1 числа месяца, следующего за месяцем обращения. До 31 декабря 2010 года при обращении специалистов, получавших меры социальной поддержки в виде бесплатной площади с отоплением и освещением по состоянию на 31 мая 2010 года, указанные меры в соответствии с настоящим Положением назначаются с 1 июля 2010 года независимо от даты подачи заявления. При обращении за назначением мер социальной поддержки после 31 декабря 2010 года указанные меры назначаются в соответствии с абзацем первым настоящего пункта. Реестры граждан, в том числе педагогических работников, вышедших на пенсию, ранее получавших меры социальной поддержки от Управления образования администрации муниципального образования Усть-Абаканский район, в Управление социальной поддержки населения муниципального образования Усть-Абаканский район не передавались, поскольку вышеуказанным нормативно-правовым актом это не предусмотрено. Из 1,5 тысяч специалистов, проживающих на территории Усть-Абаканского района и ранее получавших меры социальной поддержки в виде бесплатной площади с отоплением и освещением (педагоги, работники культуры), все, кроме Воронковой В.А., обратились за назначением мер социальной поддержки до 31 декабря 2010 года. Учитывая возраст пенсионеров, а также отдаленность некоторых населенных пунктов, допускалась передача бланка заявления и перечня необходимых документов через родственников специалистов. Воронкова В.А. встала на учет в Управление социальной поддержки населения муниципального образования Усть-Абаканский район как педагогический работник, вышедший на пенсию, 21 февраля 2011 года, в связи чем, с 01 марта 2011 года ей (Воронковой) были начислены меры социальной поддержки в размере ***** рублей, данные денежные средства были перечислены на банковский счет Воронковой В.А. Задолженность Воронковой В.А. по коммунальным услугам в период с 01 октября 2010 года по 28 февраля 2011 года образовалась по причине того, что заявление о предоставлении меры социальной поддержки и необходимый пакет документов предоставлены ею в Управление социальной поддержки населения муниципального образования Усть-Абаканский район после 31 декабря 2010 года. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В судебном заседании установлено, что Воронкова В.А., ***** года рождения, проживающая по адресу: ***** *****, является педагогическим работником, вышедшим на пенсию. В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на первоочередное предоставление жилой площади. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. В силу п. 8 ст. 14 Закона Республики Хакасия от 04 октября 2004 года № 53 «Об образовании» педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений (за исключением педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений), устанавливаются законом Республики Хакасия и обеспечиваются за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия. В целях обеспечения социальных прав и гарантий граждан постановлением главы муниципального образования Усть-Абаканский район от 29 декабря 2007 года № 1646-п принято Положение «О льготах по оплате жилой площади и коммунальных услуг для квалифицированных работников в сельской местности», из которого следует, что педагогические работники, члены их семей и специалисты, вышедшие на пенсию (если их стаж работы составляет не менее 10 лет), образовательных учреждений имеют право на бесплатное предоставление услуг по содержанию жилья, отопления и освещения в благоустроенном жилищном фонде и право на бесплатное освещение и обеспечение твердым топливом в неблагоустроенном жилищном фонде. Предоставление льгот осуществляется на основании поданных ими заявлений на предоставление льгот с приложением соответствующих документов, подтверждающих наличие жилой площади и состав семьи. Льготы на жилищно-коммунальные услуги работникам, перешедшим на пенсию, предоставляются по месту прежней работы. В соответствии с приказом директора муниципального образовательного учреждения «***** *****» от ***** *****, Воронковой В.А. как учителю-пенсионеру с 01 сентября 2009 года производится оплата коммунальных услуг. Постановлением Правительства Республики Хакасия от 24 июня 2010 год № 327 «О порядке предоставления мер социальной поддержки в денежной форме отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) Республики Хакасия» утверждено прилагаемое Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки в денежной форме отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) Республики Хакасия. Пунктом 4 названного Положения уполномоченным органом по предоставлению мер социальной поддержки в денежной форме отдельным категориям граждан, работающих в муниципальных учреждениях образования и культуры и проживающих в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) Республики Хакасия, определено Министерство труда и социального развития Республики Хакасия через территориальные управления социальной поддержки населения соответствующего муниципального образования. Для получения мер социальной поддержки специалист представляет в уполномоченный орган ряд документов, перечень которых содержится в п. 7 данного Постановления. Согласно п. 9 Постановления Правительства Республики Хакасия от 24 июня 2010 год № 327 «О порядке предоставления мер социальной поддержки в денежной форме отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) Республики Хакасия» при представлении документов, предусмотренных пунктом 7 настоящего Положения, меры социальной поддержки предоставляются с 1 числа месяца, следующего за месяцем обращения. До 31 декабря 2010 года при обращении специалистов, получавших меры социальной поддержки в виде бесплатной площади с отоплением и освещением по состоянию на 31 мая 2010 года, указанные меры в соответствии с настоящим Положением назначаются с 1 июля 2010 года независимо от даты подачи заявления. При обращении за назначением мер социальной поддержки после 31 декабря 2010 года указанные меры назначаются в соответствии с абзацем первым настоящего пункта. Из письма Управления социальной поддержки населения муниципального образования Усть-Абаканский район следует, что до 01 октября 2010 года педагогам-пенсионерам меры социальной поддержки были оплачены из бюджета муниципального образования Усть-Абаканский район. Истец Воронкова В.А. обратилась в Управление социальной поддержки населения муниципального образования Усть-Абаканский район с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки 21 февраля 2011 года, данный факт сторонами не оспаривается. При таких обстоятельствах, с учетом требований п. 9 вышеназванного Постановления, Управлением социальной поддержки населения муниципального образования Усть-Абаканский район Воронковой В.А. обоснованно были предоставлены меры социальной поддержки с 01 марта 2011 года. Довод стороны истца о том, что об изменении порядка предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, работниками Управления социальной поддержки населения муниципального образования Усть-Абаканский район ни в письменной, ни в устной форме Воронкова В.А. не была уведомлена, а, имея преклонный возраст и являясь инвалидом, и в связи с тем, что Воронкова В.А. ведет замкнутый образ жизни, периодическую печать не читает, Воронкова В.А. была лишена возможности получения данной информации, в связи с чем не обратилась в Управление социальной поддержки населения муниципального образования Усть-Абаканский район с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки до 31 декабря 2010 года, суд считает несостоятельным по следующим основаниям. Из выпуска республиканской газеты «Хакасия» от 26 июня 2010 года № № 116-117 видно, что в нем было опубликовано Постановление Правительства Республики Хакасия от 24 июня 2010 год № 327 «О порядке предоставления мер социальной поддержки в денежной форме отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) Республики Хакасия», а также в выпуске газеты «Усть-Абаканские известия» от 22 октября 2010 года № № 161-162 начальником Управления социальной поддержки населения муниципального образования Усть-Абаканский район Хоружей С.А. была освещена информация об изменении порядка предоставления мер социальной поддержки в денежной форме отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) Республики Хакасия, с акцентированием внимания на положения п. 9 вышеназванного Постановления, а согласно пояснениям Воронковой В.А., данным в судебном заседании, газету «Усть-Абаканские известия» она выписывает. Кроме того, допрошенная в качестве свидетеля делопроизводитель муниципального образовательного учреждения ***** *****» К.Е.В. пояснила, что после вступления в силу Постановления Правительства Республики Хакасия от 24 июня 2010 год № 327 «О порядке предоставления мер социальной поддержки в денежной форме отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) Республики Хакасия» ею были предприняты все возможные меры к оповещению всех педагогов данного учреждения образования, вышедших на пенсию, о произошедших законодательных изменениях, часть специалистов она посетила по месту их жительства, часть уведомила в телефонном режиме. Во время обхода Воронковой В.А. по месту жительства не оказалось, в связи с чем ею (Когаленок) в двери дома было оставлено письменное сообщение о необходимости обращения в Управление социальной поддержки населения муниципального образования Усть-Абаканский район с заявлением о назначении мер социальной поддержки, помимо этого, данная информация была передана Воронковой В.А. через ее соседку М., которая также является педагогом, вышедшим на пенсию. Довод стороны истца о том, что изменение порядка предоставления мер социальной поддержки не влечет прекращение, либо приостановление указанных мер, а также, что, являясь получателем меры социальной поддержки, Воронкова В.А. не обязана, в связи с изменениями в законодательстве, касающимися порядка предоставления мер социальной поддержки, вновь подтверждать свое право на гарантированные государством выплаты, суд считает необоснованным, поскольку Постановление Правительства Республики Хакасия от 24 июня 2010 год № 327 «О порядке предоставления мер социальной поддержки в денежной форме отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) Республики Хакасия» определяет иной порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме, содержит подробный перечень мер социальной поддержки, основания их предоставления, порядок предоставления и т.д., предусматривая обязательное обращение специалистов в территориальные управления социальной поддержки населения соответствующего муниципального образования, в том числе специалистов, получавших меры социальной поддержки в виде бесплатной площади с отоплением и освещением по состоянию на 31 мая 2010 года, к которым относится Воронкова В.А.. При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Усть-Абаканского района в интересах Воронковой В.А. к Управлению социальной поддержки населения муниципального образования Усть-Абаканский район о взыскании невыплаченной меры социальной поддержки, предъявленные в порядке ст. 45 ГПК РФ, суд считает необоснованными, неподлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В иске прокурора Усть-Абаканского района в интересах Воронковой В.А. к Управлению социальной поддержки населения муниципального образования Усть-Абаканский район о взыскании невыплаченной меры социальной поддержки отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения через Усть-Абаканский районный суд. Председательствующий: Е.В. Дергунова