решение суда от 11.07.2011г. о признании незаконным отказа в качестве безработного



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

п.г.т. Усть-Абакан                                                                                11июля 2011 года

Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Дергуновой Е.В.

при секретаре Варовиной Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каурова Е.Е. к Государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Центр занятости населения Усть-Абаканского района» о признании незаконным отказа в регистрации в целях поиска подходящей работы и в качестве безработного, возложении обязанности регистрации в целях поиска подходящей работы и в качестве безработного, взыскании компенсации морального вреда, -

УСТАНОВИЛ:

Кауров Е.Е. обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Центр занятости населения Усть-Абаканского района» (далее - ГКУ РХ «ЦЗН Усть-Абаканского района») о признании незаконным отказа в регистрации в целях поиска подходящей работы и в качестве безработного, возложении обязанности регистрации в целях поиска подходящей работы и в качестве безработного, взыскании компенсации морального вреда, мотивируя требования тем, что на основании трудового договора *****, заключенного ******, он (Кауров) работал в Закрытом акционерном обществе «****» в должности вышкомонтажника 3 разряда. На основании приказа от ****** *****/к он был уволен в связи с сокращением штата работников. ****** он был ознакомлен с данным приказом, после чего 18 апреля 2011 года обратился в ГКУ РХ «ЦЗН Усть-Абаканского района» с целью регистрации в целях поиска подходящей работы и в качестве безработного. Однако специалистом ГКУ РХ «ЦЗН Усть-Абаканского района» ему в устной форме было отказано в данной регистрации, в связи с чем, 18 апреля 2011 года им (Кауровым) в адрес ответчика посредством почтовой связи был направлен пакет документов, необходимых для постановки на учет в целях поиска подходящей работы, с ходатайством об оказании содействия в истребовании у работодателя справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы. После чего, он неоднократно приходил в ГКУ РХ «ЦЗН Усть-Абаканского района», однако ему в устной, а впоследствии, в письменной форме было отказано в регистрации. Полагает, что данный отказ не основан на законе и грубо нарушает его права. Просит суд признать отказ ГКУ РХ «ЦЗН Усть-Абаканского района» в регистрации его в целях поиска подходящей работы и в качестве безработного незаконным, обязать ГКУ РХ «ЦЗН Усть-Абаканского района» с 18 апреля 2011 года зарегистрировать его в целях поиска подходящей работы и в качестве безработного, взыскать с ГКУ РХ «ЦЗН Усть-Абаканского района» в его пользу компенсацию морального вреда в размере **** рублей.

В судебном заседании представитель истца Конопелько С.С., действующий на основании доверенности, исковые требования Каурова Е.Е. уточнил, просил суд признать отказ ГКУ РХ «ЦЗН Усть-Абаканского района» в регистрации Каурова Е.Е. в целях поиска подходящей работы незаконным, обязать ГКУ РХ «ЦЗН Усть-Абаканского района» с 18 апреля 2011 года зарегистрировать Каурова Е.Е. в целях поиска подходящей работы, взыскать с ГКУ РХ «ЦЗН Усть-Абаканского района» в пользу Каурова Е.Е. компенсацию морального вреда в размере **** рублей, в обоснование привел вышеизложенные обстоятельства.

Представитель ответчика Кузьмин Д.А., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, просил в иске отказать, пояснив, что в соответствии с п. 47 Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, основанием для начала предоставления государственной услуги содействия в поиске подходящей работы является личное обращение гражданина в государственное учреждение службы занятости. Граждане, обратившиеся впервые, представляют документы, установленные настоящим Административным регламентом. Согласно ст. 40 данного Регламента прием граждан и работодателей, обратившихся для получения государственной услуги, производится с разделением потоков получателей государственной услуги. Также в ГКУ РХ «ЦЗН Усть-Абаканского района» в доступной форме имеется информация о том, в каком кабинете осуществляется прием граждан, в том числе по вопросам постановки на учет в целях поиска подходящей работы. Кауров Е.Е. на прием к специалисту ГКУ РХ «ЦЗН Усть-Абаканского района», осуществляющему прием по вопросам постановки на учет в целях поиска подходящей работы, не обращался, что подтверждается отсутствием его данных в реестре получателей государственных услуг программно-технического комплекса, используемого в своей деятельности ГКУ РХ «ЦЗН Усть-Абаканского района». 18 апреля 2011 года Кауров Е.Е. после окончания рабочего дня обратился к старшему инспектору ГКУ РХ «ЦЗН Усть-Абаканского района» Ф.А.С., которой в порядке консультации Каурову Е.Е. был разъяснен порядок обращения в ГКУ РХ «ЦЗН Усть-Абаканского района» в целях поиска подходящей работы, а также часы приема, после чего Кауров Е.Е. покинул помещение ГКУ РХ «ЦЗН Усть-Абаканского района». 25 апреля 2011 года в адрес ГКУ РХ «ЦЗН Усть-Абаканского района» посредством почтовой связи поступило письмо Каурова Е.Е. с заявлением о постановке его на учет в целях поиска подходящей работы. 27 апреля 2011 года Кауров Е.Е. был на приеме у начальника отдела трудоустройства и программ занятости ГКУ РХ «ЦЗН Усть-Абаканского района» Захаровой Н.А., которая в пределах своих должностных полномочий, провела беседу с Кауровым Е.Е., разъяснив положения законодательства, касающиеся порядка обращения граждан в государственное учреждение службы занятости, после чего предложила Каурову Е.Е. обратиться к специалисту, осуществляющему прием граждан по вопросам постановки на учет в целях поиска подходящей работы, однако, Кауров Е.Е. на прием к указанному специалисту не проследовал, покинув ГКУ РХ «ЦЗН Усть-Абаканского района». Кроме того, в мае 2011 года Кауров Е.Е. обращался к старшему инспектору ГКУ РХ «ЦЗН Усть-Абаканского района» Ф.Р.С. с вопросом об оказании вышеназванной услуги. В соответствии с требованиями Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, Ф.Р.С. Каурову Е.Е. была разъяснена необходимость заполнения заявления-анкеты о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, бланки которого имеются в фойе учреждения в свободном доступе, а также перечислены иные необходимые документы, после чего Кауров Е.Е. вышел из кабинета для того, чтобы заполнить бланк заявления-анкеты, однако после этого на прием к специалисту не обратился. 10 мая 2011 года Каурову Е.Е. на его письменное заявление от 15 апреля 2011 года был направлен ответ, в котором начальником отдела трудоустройства и программ занятости ГКУ РХ «ЦЗН Усть-Абаканского района» Захаровой Н.А. была вновь разъяснена необходимость личного обращения гражданина в государственное учреждение службы занятости, являющегося основанием для начала предоставления государственной услуги содействия в поиске подходящей работы. До настоящего времени истец лично не обратился к специалисту государственного учреждения службы занятости, осуществляющему прием граждан по вопросам постановки на учет в целях поиска подходящей работы, поэтому оснований для постановки на учет в целях поиска подходящей работы либо отказа в постановке не имелось.

Представитель ответчика Захарова Н.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила в иске отказать, пояснив, что 27 апреля 2011 года Кауров Е.Е. пришел к ней на прием, ею как начальником отдела трудоустройства и программ занятости ГКУ РХ «ЦЗН Усть-Абаканского района» в пределах своих должностных полномочий, была проведена беседа с Кауровым Е.Е., в ходе которой она разъяснила истцу положения законодательства, касающиеся порядка обращения граждан в государственное учреждение службы занятости, после чего предложила Каурову Е.Е. обратиться к специалисту, осуществляющему прием граждан по вопросам постановки на учет в целях поиска подходящей работы, однако Кауров Е.Е. на прием к указанному специалисту не проследовал, покинув ГКУ РХ «ЦЗН Усть-Абаканского района». 10 мая 2011 года, в связи с поступившим 25 апреля 2011 года в ГКУ РХ «ЦЗН Усть-Абаканского района» письменным заявлением Каурова Е.Е., заявителю был дан письменный ответ, в котором ею была вновь разъяснена необходимость личного обращения гражданина в государственное учреждение службы занятости, являющегося основанием для начала предоставления государственной услуги содействия в поиске подходящей работы. Кауров Е.Е. на прием к специалисту ГКУ РХ «ЦЗН Усть-Абаканского района», осуществляющему прием по вопросам постановки на учет в целях поиска подходящей работы, не обращался, в связи с чем оснований для постановки на учет в целях поиска подходящей работы либо отказа в постановке не имелось. На сегодняшний день какие-либо препятствия для предоставления Каурову Е.Е. государственной услуги содействия в поиске подходящей работы отсутствуют, однако для предоставления указанной услуги необходимо его личное обращение к специалисту ГКУ РХ «ЦЗН Усть-Абаканского района», осуществляющему прием по вопросам постановки на учет в целях поиска подходящей работы.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Статьей 12 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» определены гарантии государства в реализации права граждан на труд, в том числе защита от безработицы, бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости.

Согласно п. 1 ст. 8 данного Закона граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения.

Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании, Кауров Е.Е. на основании трудового договора *****, заключенного ******, работал в Закрытом акционерном обществе «****» в должности вышкомонтажника 3 разряда.

По приказу от ****** *****/к Кауров Е.Е. был уволен в связи с сокращением численности и штата работников.

****** Кауров Е.Е. был ознакомлен с данным приказом.

Согласно действующему законодательству Кауров Е.Е. имеет гарантированное государством право обратиться к бесплатному посредничеству органов службы занятости для оказания услуг содействия в трудоустройстве.

В соответствии с п. п. 3-4 Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 03 июля 2006 года № 513, государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) предоставляют на территории соответствующих муниципальных образований государственную услугу содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников. Данная государственная услуга предоставляется бесплатно.

В силу требований п. п. 47-48 данного Регламента, основанием для начала предоставления государственной услуги содействия в поиске подходящей работы является личное обращение гражданина в государственное учреждение службы занятости (центр занятости населения). Граждане, обратившиеся впервые, представляют документы, установленные настоящим Административным регламентом. Работник государственного учреждения службы занятости (центра занятости населения), осуществляющий функцию по предоставлению государственной услуги, проверяет наличие документов, установленных настоящим Административным регламентом. На основании представленных документов работник государственного учреждения службы занятости (центра занятости населения) принимает решение о предоставлении или отказе в предоставлении государственной услуги в соответствии с основаниями, установленными настоящим Административным регламентом. Работник государственного учреждения службы занятости (центра занятости населения) информирует гражданина о принятом решении. В случае отказа в предоставлении государственной услуги работник государственного учреждения службы занятости (центра занятости населения) разъясняет причины, основания отказа, порядок предоставления государственной услуги, оформляет решение в письменной форме и выдает его гражданину. Максимальный срок выполнения предусмотренного настоящим пунктом действия не должен превышать 10 минут.

Из вышеизложенного следует, что для начала предоставления государственной услуги содействия в поиске подходящей работы Каурову Е.Е. необходимо было лично обратиться в ГКУ РХ «ЦЗН Усть-Абаканского района» на прием к специалисту, осуществляющему прием граждан по вопросам постановки на учет в целях поиска подходящей работы, с предоставлением документов, перечисленных в п. 19 вышеуказанного Регламента.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, однако доказательств личного обращения Каурова Е.Е. в ГКУ РХ «ЦЗН Усть-Абаканского района» на прием к специалисту, осуществляющему прием граждан по вопросам постановки на учет в целях поиска подходящей работы, истцом не представлено, в материалах дела имеется лишь письменное обращение истца о постановке его на учет в целях поиска подходящей работы, направленное 18 апреля 2011 года в адрес ГКУ РХ «ЦЗН Усть-Абаканского района» посредством почтовой связи.

На указанное письменное обращение Каурову Е.Е. начальником отдела трудоустройства и программ занятости ГКУ РХ «ЦЗН Усть-Абаканского района» Захаровой Н.А. был направлен ответ, содержащий разъяснение необходимости личного обращения гражданина в государственное учреждение службы занятости, являющегося основанием для начала предоставления государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, кроме того, разъяснение графика работы данного учреждения службы занятости по предоставлению вышеназванной государственной услуги.

Как видно из должностной инструкции, начальник отдела трудоустройства и программ занятости ГКУ РХ «ЦЗН Усть-Абаканского района» осуществляет организацию и контроль деятельности отдела трудоустройства и программ занятости, осуществляет текущий контроль за соблюдением последовательности действий и сроков, административных регламентов по предоставлению различных государственных услуг в сфере занятости населения, кроме того, он правомочен давать консультации, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанный письменный ответ был дан Захаровой Н.А. в рамках предоставленных ей полномочий и не может расцениваться как отказ в регистрации истца в целях поиска подходящей работы.

Вместе с тем, согласно должностным инструкциям старших инспекторовГКУ РХ «ЦЗН Усть-Абаканского района» их прямыми обязанностями является осуществление функций по предоставлению государственных услуг в сфере занятости населения, в том числе функции по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в поиске необходимых работников.

В силу п. 50 Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 03 июля 2006 года № 513, работник государственного учреждения службы занятости (центра занятости населения) на основании заявления-анкеты и документов, представленных гражданином, осуществляет регистрацию гражданина в соответствии с Административным регламентам Федеральной службы по труду и занятости по исполнению государственной функции регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и безработных граждан. Регистрация граждан осуществляется в электронном виде в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения (банке работников) с использованием программно-технических комплексов.

На основании представленного списка граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы в ГКУ РХ «ЦЗН Усть-Абаканского района» в период с 01 апреля 2011 года по 06 июля 2011 года, составленного на основании данных используемого ответчиком в своей деятельности программно-технического комплекса, Кауров Е.Е. в указанный период в ГКУ РХ «ЦЗН Усть-Абаканского района» в порядке, установленном Административным регламентом Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, не обращался.

Допрошенный в судебном заседании свидетель Ф.А.С. пояснила, что 18 апреля 2011 года она как старший инспектор ГКУ РХ «ЦЗН Усть-Абаканского района» осуществляла предоставление государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников. Административным регламентом Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, установлены следующие часы приема получателей данной государственной услуги: понедельник, среда, пятница: 09 часов 00 минут - 17 часов 00 минут, вторник: 12 часов 00 минут - 20 часов 00 минут, четверг: 11 часов 00 минут - 19 часов 00 минут. В понедельник 18 апреля 2011 года после 17 часов, то есть после окончания рабочего дня, Кауров Е.Е. обратился к ней с вопросом поиска подходящей работы. Поскольку рабочий день был окончен, программно-технический комплекс, необходимый для регистрации получателей государственных услуг в электронном виде, выключен, ею (Фроловой) Каурову Е.Е. был разъяснен порядок обращения в ГКУ РХ «ЦЗН Усть-Абаканского района» в целях поиска подходящей работы, а также часы приема, после чего Кауров Е.Е. покинул помещение ГКУ РХ «ЦЗН Усть-Абаканского района».

Допрошенный в судебном заседании свидетель Ф.Р.С. пояснил, что как старший инспектор ГКУ РХ «ЦЗН Усть-Абаканского района» осуществляет предоставление государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников. В мае 2011 года к нему обратился Кауров Е.Е. В соответствии с требованиями Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, им (Фролкиным) Каурову Е.Е. была разъяснена необходимость заполнения заявления-анкеты о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, а также перечислены иные необходимые документы, после чего Кауров Е.Е. вышел из кабинета для того, чтобы заполнить бланк заявления-анкеты, имеющийся в фойе учреждения в свободном доступе, однако после этого Кауров на прием к нему (Фролкину) не обратился.

Достоверность показаний указанных свидетелей у суда сомнений не вызывает, поскольку они согласуются с совокупностью исследованных доказательств.

Таким образом, доводы представителя истца о том, что Кауров Е.Е. лично обращался в ГКУ РХ «ЦЗН Усть-Абаканского района» на прием к специалисту, осуществляющему прием граждан по вопросам постановки на учет в целях поиска подходящей работы, однако, Каурову Е.Е. было отказано в регистрации в целях поиска подходящей работы, суд считает несостоятельными.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В судебном заседании факт нарушения ответчиком конституционных прав Каурова Е.Е. на труд и социальную защиту от безработицы не установлен.

При таких обстоятельствах, исковые требования Каурова Е.Е. к ГКУ РХ «ЦЗН Усть-Абаканского района» о признании незаконным отказа в регистрации в целях поиска подходящей работы, возложении обязанности регистрации в целях поиска подходящей работы с 18 апреля 2011 года, взыскании компенсации морального вреда суд считает необоснованными, неподлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

    

РЕШИЛ:

В иске Каурова Е.Е. к Государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Центр занятости населения Усть-Абаканского района» о признании незаконным отказа в регистрации в целях поиска подходящей работы, возложении обязанности регистрации в целях поиска подходящей работы с 18 апреля 2011 года, взыскании компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения через Усть-Абаканский районный суд.

Председательствующий:                                                                 Е.В. Дергунова