Решение по гражданскому делу № 5-515/2011 о признании действий администрации МО Усть-Абаканский район незаконными



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

п.г.т. Усть-Абакан                             15 июля 2011 года                                

Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Музалевского В.А.

при секретаре Пивкиной Е.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Абаканского района в интересах Шиян А.А., Абрамовой Г.В., Дьяченко С.И., Окунева К.Б., Ульяновской А.В. о признании действий Администрации муниципального образования Усть-Абаканский район незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Усть-Абаканского района обратился в суд с заявлением в интересах Шиян А.А., Абрамовой Г.В., Дьяченко С.И., Окунева К.Б., Ульяновской А.В. о признании действий Администрации муниципального образования Усть-Абаканский район (далее Администрации МО Усть-Абаканский район) незаконными. Свои требования прокурор мотивирует тем, что в ходе проверки соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прокуратурой выявлены нарушения действующего законодательства. 26.07.2010 года между Управлением жилищно-коммунального хозяйства, промышленности, энергетики, транспорта, связи и архитектуры администрации МО Усть-Абаканский район и Обществом с ограниченной ответственностью «Локко» (далее ООО «Локко») заключен муниципальный контракт на строительство одноквартирных жилых домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в п.г.т. Усть-Абакан. 10.02.2011 года приемочной комиссией заказчика приняты законченные строительством жилые дома в **** по **** ****, ****, ****, ****, ****. В ходе проверки установлено, что предоставленные Шиян А.А., Абрамовой Г.В., Дьяченко С.И., Окуневу К.Б., Ульяновской А.В. указанные жилые помещения не соответствуют проектной документации, техническим и санитарным нормам. Таким образом, действия Администрации МО Усть-Абаканский район выразившееся в предоставлении данным лицам жилых помещений, не отвечающим требованиям проектной документации, техническим и санитарным нормам являются незаконными, просит обязать Администрацию МО Усть-Абаканский район устранить допущенные нарушения закона.

В ходе судебного разбирательства старшийпомощник прокурора Усть-Абаканского района Торокова Е.А. в порядке ст. 39 ГПК РФ заявленные требования уточнила, просила суд признать указанные действия Администрации незаконными, обязать Администрацию МО Усть-Абаканский район устранить допущенные нарушения закона следующим путем: в жилом доме по адресу: ****: установить отмостку по периметру здания жилого дома, выполнить наружную отделку жилого помещения, установить кладовую для хранения твердого топлива, установить твердое покрытие на пешеходных дорожках, установить бетонное или асфальтное покрытие под контейнером для сбора мусора, устранить причины промерзания в помещениях кухни, жилой комнаты; в жилых помещениях по адресу: **** установить отмостку по периметру здания жилого дома, выполнить наружную отделку жилого помещения, установить кладовую для хранения твердого топлива, установить твердое покрытие на пешеходных дорожках, установить бетонное или асфальтное покрытие под контейнером для сбора мусора; в жилом помещении по адресу: ****: установить отмостку по периметру здания жилого дома, выполнить наружную отделку жилого помещения, установить кладовую для хранения твердого топлива, установить твердое покрытие на пешеходных дорожках, установить бетонное или асфальтное покрытие под контейнером для сбора мусора, устранить причины промерзания в помещениях кухни, жилой комнаты, устранить причины разрушения затирочного слоя внутренней отделки стены в коридоре.

Шиян А.В., Ульяновская А.В. заявленные прокурором требования также поддержали.

Дьяченко С.И., Абрамова Г.В., Окунев К.Б. в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом уведомленными о дне и месте его проведения, доказательств уважительности причин неявки, ходатайств об отложении заседания суду не представили.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело без участия Дьяченко С.И., Абрамовой Г.В., Окунева К.Б.

Представитель заинтересованного лица Администрации МО Усть-Абаканский район Иванова Ю.А., действующая на основании доверенности, требования в части признания действий Администрации МО Усть-Абаканский район незаконными не признала, просила суд в удовлетворении заявления в этой части отказать, пояснив, что согласно подп. 5 п. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений, тогда как к объектам капитального строительства в силу ст. 1 данного Кодекса относятся здания, строения, сооружения, а также объекты, строительство которых не завершено, в связи с чем действия Администрации МО Усть-Абаканский район по разрешению на ввод в эксплуатацию жилых домов по адресу: **** являются законными. Против удовлетворения заявленных требований в части обязания Администрации МО Усть-Абаканский район устранить допущенные нарушения закона в виде имеющихся недостатков в строительстве домов не возражала.

Представитель заинтересованного лица ООО «Локко» Васильева С.А., действующая на основании доверенности, требования прокурора не признала, просила суд в удовлетворении заявления отказать, пояснив, что работы, которые прокурор просит выполнить не предусмотрены техническим заданием, в связи чем у ООО «Локко» отсутствует обязанность по их выполнению, кроме того, в силу требований главы 25 ГПК РФ ООО «Локко» не может быть заинтересованным лицом в данном гражданском деле. Также прокурором пропущен срок обращения в суд, поскольку о нарушении своих прав гражданам, которым предоставлены указанные жилые помещения, стало известно в феврале 2011 года при вселении в жилые помещения.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ указанными полномочиями обладает прокурор.

На основании Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Шиян А.А., Абрамова Г.В., Дьяченко С.И., Окунев К.Б., Ульяновская А.В. должны быть обеспечены жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ч.1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

Как установлено в ходе судебного заседания, 26.07.2010 года между Управлением жилищно-коммунального хозяйства, промышленности, энергетики, транспорта, связи и архитектуры администрации МО Усть-Абаканский район и ООО «Локко» заключен муниципальный контракт на строительство одноквартирных жилых домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ****.

Срок окончания работ согласно п. 8.1. данного муниципального контракта - сентябрь 2010 года.

Дополнительным соглашением № 1 к вышеназванному муниципальному контракту от 30.09.2010 года срок выполнения работ продлен до 25.12.2010 года.

10.02.2011 года приемочной комиссией Управления жилищно-коммунального хозяйства, промышленности, энергетики, транспорта, связи и архитектуры администрации МО Усть-Абаканский район в отношении жилых домов в **** по **** ****, ****, ****, ****, **** приняты решения о соответствии проекту, санитарно-эпидемиологическим, экологическим, пожарным, строительным нормам и правилам и 11 февраля 2011 года приняты в эксплуатацию законченные строительством, о чем выданы разрешения на ввод указанных объектов в эксплуатацию.

В связи с тем, что на момент составления акта приемки не были выполнены работы по наружной отделке, штукатурки цоколя, устройству забора и угольника, срок выполнения указанных работ был установлено до 01 июня 2011 года.

Постановлениями главы МО Усть-Абаканский район от 22.02.2011 года № № 245-п. 246-п, 252-п, 254-п, 255-п вышеперечисленные жилые дома включены в реестр жилищного фонда МО Усть-Абаканский район.

Как видно из договоров социального найма жилого помещения от 25.02.2011 года Управление имущественных отношений администрации МО Усть-Абаканский район (наймодатель) передало Дьяченко С.И. (наниматель) и членам его семьи в бессрочное владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, по адресу: ****, ****, для проживания в нем, Ульяновской А.В.- по адресу: ****, ****.

Из договоров социального найма жилого помещения от 01.03.2011 года Управление имущественных отношений следует, что Администрация МО Усть-Абаканский район (наймодатель) передало Окуневу К.Б. (наниматель) и членам его семьи в бессрочное владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, по адресу: ****, ****, для проживания в нем, Шиян А.А.- по адресу: ****, ****.

В соответствии с договором социального найма жилого помещения от 04.03.2011 года Управление имущественных отношений следует, что Администрация МО Усть-Абаканский район (наймодатель) передало Абрамовой Г.В. (наниматель) и членам ее семьи в бессрочное владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, по адресу: ****, ****, для проживания в нем.

В ходе проверки, проведенной 24.06.2011 года Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия» Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и прокуратурой Усть-Абаканского района, выявлены следующие нарушения условий проживания в жилых домах № ****, предусмотренные СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (далее СанПиН):

- пешеходные дорожки не имеют твердого покрытия, тогда как п. 2.9. СанПиН предусмотрено, что площадки перед подъездами домов, проездные и пешеходные дорожки должны иметь твердые покрытия;

- отсутствуют кладовые для хранения твердого топлива, при этом п. 3.6. СанПиН регламентировано, что в жилых зданиях любой этажности на первом, цокольном или подвальном этажах следует предусматривать кладовую для хранения уборочного инвентаря, оборудованную раковиной. Допускается устройство кладовых площадью не менее 3 кв.м./чел. для жильцов дома: хозяйственных, для хранения овощей, а также для твердого топлива;

- отсутствуют водостоки на крышах домов, тогда как п. 8.1.1. СанПиН определено, что в жилых зданиях следует предусматривать хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки;

- контейнер для сбора мусора установлено на расстоянии менее 20 метров, площадка под контейнером не имеет цементированного или асфальтированного покрытия, что является нарушением п. 8.2.5. СанПиН, в соответствии с которым для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м;

- система водопровода и канализации в санузле **** находится в несправном состоянии, тогда как согласно п. 9.2. СанПиН при эксплуатации жилых помещений требуется своевременно принимать меры по устранению неисправностей инженерного и другого оборудования, расположенного в жилом помещении (систем водопровода, канализации, вентиляции, отопления, мусороудаления, лифтового хозяйства и других), нарушающих санитарно-гигиенические условия проживания.

Кроме того, проверкой, проведенной 24.06.2011 года Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия, установлен ряд нарушений «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170, выявленных при обследовании условий проживания в жилых домах № ****, а именно:

- в доме **** - частичное отсутствие отмостки по периметру здания, отсутствие окраски фасада здания, промерзание стен помещения кухни, жилой комнаты, коридора, разрушение шпаклевочного слоя внутренней отделки санузла;

- в домах № **** - частичное отсутствие отмостки по периметру здания, отсутствие окраски фасада здания;

- в **** - частичное отсутствие отмостки по периметру здания, отсутствие окраски фасада здания, промерзание стен помещения кухни и жилой комнаты, частичное разрушение затирочного слоя внутренней отделки стены в коридоре.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что предоставленные Шиян А.А., Дьяченко С.И., Абрамовой Г.В., Ульяновской А.В., Окунева К.Б. жилые помещения не отвечают требованиям проектной документации, не соответствуют техническим и санитарным нормам. Кроме того, факт наличия допущенных нарушений закона представителем Администрации МО Усть-Абаканский район не оспаривается.

Довод представителя заинтересованного лица ООО «Локко» Васильевой С.А. о том, что вышеназванные необходимые работы не предусмотрены техническим заданием, в связи чем у ООО «Локко» отсутствует обязанность по их выполнению, суд считает несостоятельным, поскольку согласно п. 7.1. муниципального контракта на строительство одноквартирных жилых домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в п.г.т. Усть-Абакан, подрядчик обязан качественно выполнить все подрядные работы в объеме и в сроки, предусмотренные в настоящем Контракте и приложениях к нему, с качеством, согласно действующих СНиП, ГОСТ, территориальными строительными нормами.

Довод представителя заинтересованного лица ООО «Локко» Васильевой С.А. о том, что ООО «Локко» не может быть заинтересованным лицом в данном гражданском деле, суд читает необоснованным, так как определением Усть-Абаканского районного суда от 08.07.2011 года ООО «Локко» привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица, поскольку является подрядчиком Администрации МО Усть-Абаканский район, законность действий которой в части предоставления гражданам возведенных ООО «Локко» жилых помещений, не соответствующих техническим и санитарным нормам, является предметом настоящего судебного разбирательства.

Довод представителя заинтересованного лица ООО «Локко» Васильевой С.А. о том, что прокурором пропущен срок обращения в суд, суд считает несостоятельным, поскольку указанный срок начал течь с 27.06.2011 года, то есть с момента выявления указанных нарушений.

С учетом установленных обстоятельств, суд считает незаконными действия Администрации МО Усть-Абаканский район, выразившиеся в предоставлении Шиян А.А., Абрамовой Г.В., Дьяченко С.И., Окуневу К.Б., Ульяновской А.В. жилых помещений в состоянии, не отвечающим требованиям проектной документации, техническим и санитарным нормам, поскольку данные действия нарушают конституционное право заявителей на проживание в условиях, обеспечивающих достойную жизнь, в связи с чем требования прокурора Усть-Абаканского района подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявления прокурора Усть-Абаканского района удовлетворить.

Признать действия Администрации муниципального образования Усть-Абаканский район, выразившиеся в предоставлении Шиян А.А., Абрамовой Г.В., Дьяченко С.И., Окуневу К.Б., Ульяновской А.В. жилых помещений в состоянии, не отвечающим требованиям проектной документации, техническим и санитарным нормам, незаконными.

Обязать Администрацию муниципального образования Усть-Абаканский район устранить допущенные нарушения закона путем:

  1. в жилом доме по адресу: ****: установить отмостку по периметру здания жилого дома, выполнить наружную отделку жилого помещения, установить кладовую для хранения твердого топлива, установить твердое покрытие на пешеходных дорожках, установить бетонное или асфальтное покрытие под контейнером для сбора мусора, устранить причины промерзания в помещениях кухни, жилой комнаты.
  2. в жилых помещениях по адресу: ****: установить отмостку по периметру здания жилого дома, выполнить наружную отделку жилого помещения, установить кладовую для хранения твердого топлива, установить твердое покрытие на пешеходных дорожках, установить бетонное или асфальтное покрытие под контейнером для сбора мусора.
  3. в жилом помещении по адресу: ****: установить отмостку по периметру здания жилого дома, выполнить наружную отделку жилого помещения, установить кладовую для хранения твердого топлива, установить твердое покрытие на пешеходных дорожках, установить бетонное или асфальтное покрытие под контейнером для сбора мусора, устранить причины промерзания в помещениях кухни, жилой комнаты, устранить причины разрушения затирочного слоя внутренней отделки стены в коридоре.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в десятидневный срок со дня изготовления мотивированного решения через Усть-Абаканский районный суд.

Председательствующий:                                                  В.А. Музалевский

Мотивированный текст решения изготовлен и подписан 20 июля 2011 года.

Председательствующий:                                                  В.А. Музалевский