Решение по гражданскому делу № 2-521/2011 об обязании произвести определенные действия по ремонту дорог (Решение не вступило в законную силу)



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.г.т. Усть-Абакан                                                                               03 августа 2011 года

                                                                                                           

Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе:

Председательствующего Поповой Н.В.,

при секретаре Варовиной Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Абаканского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Калининский сельсовет о совершении определенных действий, -

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Усть-Абаканского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Калининский сельсовет (далее - МО Калининский сельсовет) о совершении определенных действий, мотивируя требования тем, что прокуратурой Усть-Абаканского района по обращению начальника ОГИБДД ОВД по ... проведена проверка принятия администрацией МО Калининский сельсовет мер по своевременному устранению выявленных нарушений безопасности дорожного движения. В ходе проверки было установлено, что предписания, выданные ГИБДД ОВД по ..., ответчиком не выполняются. Бездействие ответчика, выразившееся в непринятии своевременных мер по содержанию дорог в надлежащем состоянии, повлекло образование на дорогах с. Калинино и д. Чапаево повреждений и препятствий, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Данное бездействие является незаконным и нарушает права граждан на безопасное движение в пределах муниципального образования. Просит признать бездействие администрации МО Калининский сельсовет незаконным и обязать в срок до 01 ноября 2011 года произвести следующие мероприятия в с. Калинино:

  1. по ... от ... «Б» до ..., от ... до ..., от ... до ... - довести до одного уровня возвышение материала в местах заделки повреждений до уровня покрытия проезжей части;
  2. по ... на отдельных участках дороги (...) - ликвидировать повреждения проезжей части;
  3. по ... в районе домов № ***, № ***, № *** - довести обочины до уровня проезжей части;
  4. установить искусственные неровности по ... и по ... в районе начальной общеобразовательной школы.

В с. Чапаево:

по ... ликвидировать повреждения покрытия проезжей части:

- от абаканского лесхоза до пересечения с ...;

- от ... до ...;

- от ... до ...;

- от ... до фельдшерско-акушерского пункта.

по ... довести обочины до уровня проезжей части.

В ходе судебного разбирательства прокурор ... отказался от исковых требований в части обязания администрации МО Калининский сельсовет в срок до *** в ... в районе домов № ***, № ***, № *** - довести обочины до уровня проезжей части, и в с. Чапаево: по ул. Мира ликвидировать повреждения покрытия проезжей части: от абаканского лесхоза до пересечения с ...; от ... до ...; от ... до ...; от ... до фельдшерско-акушерского пункта, по ... довести обочины до уровня проезжей части поскольку указанные нарушения ответчиком добровольно устранены.

В судебном заседании в остальной части иска помощник прокурора Усть-Абаканского района Артонов В.В. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, в обоснование привел вышеизложенные обстоятельства.

Ответчик - глава администрации МО Калининский сельсовет Демин А.И., действующий на основании удостоверения, исковые требования признал частично, просил в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия администрации МО Калининский сельсовет отказать, пояснив, что *** года ему как должностному лицу ОГИБДД ОВД по ... выдано предписание об устранении выявленных нарушений безопасности дорожного движения на дорогах МО Калининский сельсовет с указанием срока выполнения мероприятий - до 20 мая 2011 года. Впоследствии данный срок был продлен до 20 июня 2011 года. С момента выдачи предписания администрацией МО Усть-Абаканский район уже устранен ряд нарушений, а именно:

1) в с. Калинино по ул. ... в районе домов № ***, № ***, № *** обочины доведены до уровня проезжей части;

2) в с. Чапаево по ... ликвидированы повреждения покрытия проезжей части: от ... до пересечения с ...; от ... до ...; от ... до ...; от ... до фельдшерско-акушерского пункта.

Кроме того, в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в июне 2011 года администрацией Мо Калининский сельсовет в Муниципальное бюджетное учреждение «...) направлена заявка на проведение открытого аукциона по асфальтированию дорог с. Калинино. *** объявлен открытый аукцион на выполнение данного муниципального заказа. Таким образом, после проведения необходимых законодательных процедур, выявленные повреждения на дороге по ... в ... будут устранены, денежные средства на данные работы в бюджете имеются. Срок выполнения мероприятий по установлению искусственных неровностей по ... в районе ... в районе ... просил изменить, установив 2014 год - 2015 год, соответственно, поскольку для монтажа указанных объектов дорожной инфраструктуры необходимо оформить в специализированной организации заказ проекта, после чего направить в администрацию МО Усть-Абаканский район заявку на проведение открытого аукциона на выполнение муниципального заказа. Расходы на содержание дорог, заложенные в бюджет текущего года, в размере *** рублей, на сегодняшний день в полном объеме распределены, в том числе на асфальтирование дороги по ... в с. Калинино, в связи с чем, исполнение данного требования прокурора Усть-Абаканского района в срок до 01 ноября 2011 года не представляется возможным. Полагает, что администрацией МО Калининский сельсовет предпринимаются все необходимые и возможные меры по устранению нарушений содержания дорог муниципального образования, в связи с чем исковые требования прокурора Усть-Абаканского района в части признания незаконным бездействия администрации МО Калининский сельсовет о не выполнении требований о надлежащем содержании автомобильных дорог на территории администрации Калининского сельсовета, являются необоснованными.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. ч. 1-2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регламентировано, что к вопросам местного значения поселения относится

дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.

В соответствии с требованиями ч.1 ст.17 данного Федерального закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Согласно ст.12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Пунктом 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, обязанность по содержанию дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил возложена на должностных и иных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений.

Согласно требованиям раздела 3 ГОСТ Р Российской Федерации 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами, дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. Предельно допустимые повреждения покрытия на дорогах группы В (автомобильные дороги с интенсивностью движения менее 1000 авт/сут; в городах и населенных пунктах - улицы и дороги местного значения) - на 1000 кв.м. покрытия не более 7 кв.м. Обочины и разделительные полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4,0 см. Возвышение обочины (разделительной полосы) над проезжей частью при отсутствии бордюра не допускается.

В соответствии с п. п. 6.1-6.2 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» искусственные неровности устраивают на дорогах с асфальтобетонными и цементобетонными покрытиями на участках с искусственным освещением, на основе анализа причин аварийности на конкретных участках дорог с учетом состава и интенсивности движения и дорожных условий. Искусственные неровности устраивают, в том числе, перед детскими и юношескими учебно-воспитательными учреждениями, детскими площадками, местами массового отдыха, стадионами, вокзалами, магазинами и другими объектами массовой концентрации пешеходов, на транспортно-пешеходных и пешеходно-транспортных магистральных улицах районного значения, на дорогах и улицах местного значения, на парковых дорогах и проездах.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что 30 января 2008 года на основании Закона Республики Хакасия от 10 декабря 2007 года № 94-ЗРХ «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных муниципальных образований (сельских и городских поселений) Республики Хакасия» МО Усть-Абаканский район осуществило передачу в собственность МО Калининский сельсовет объектов муниципальной собственности, в числе которых автодороги, расположенные на территории МО Калининский сельсовет.

Постановлением главы МО Калининский сельсовет от 24 февраля 2011 года № 32-п утверждена муниципальная целевая программа «Модернизация автомобильных дорог местного значения и сооружений на них на 201-2013 годы». Данной программой в плановый период предусмотрен капитальный ремонт улиц ... в д. Чапаево.

Согласно предоставленной ответчиком справке об исполнении расходной части бюджета МО Калининский сельсовет на содержание автомобильных дорог в текущем году запланированы средства в размере *** рублей. На 01 июля 2011 года по данной статье расходов освоено *** рублей.

05 мая 2011 года комиссией по безопасности дорожного движения Усть-Абаканского района проведена комплексная проверка автомобильных дорог на территории МО Калининский сельсовет.

В ходе проведенной проверки был выявлен ряд нарушений безопасности дорожного движения, а именно:

в ...:

  1. по ... от ... «Б» до ..., от ... до ..., от ... до ... - проезжая часть имеет возвышенность в виде выступа лишнего материала относительно поверхности в местах заделки повреждений более, чем 5 см;
  2. по ... на отдельных участках дороги (...) - ремонтные наложения и выбоины проезжей части, превышающие более 7 кв.м. на 1000 кв.м.;
  3. по ... в районе домов № ***, № ***, № *** -обочины занижены относительно уровня проезжей части более, чем на 10 см.;
  4. по ... в районе ... и по ... в районе начальной общеобразовательной школы отсутствуют искусственные неровности.

в ...:

  1. по ... на проезжей части имеются просадки, выбоины и иные повреждения, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью и составляют более 7 кв.м. на 1000 кв.м.:

- от ... до пересечения с ...;

- от ... до ...;

- от ... до ...;

- от ... до ...

  1. по ... довести обочины находятся на разном уровне относительно проезжей части.

    13 мая 2011 года главе МО Калининский сельсовет ОГИБДД ОВД по ... вручено предписание по устранению выявленных 05 мая 2011 года недостатков в срок до 20 мая 2011 года, впоследствии указанный срок был продлен надзорным органом до 20 июня 2011 года.

Согласно информации, предоставленной 22 июня 2011 год начальником ГИБДД ОВД по ..., в ходе контрольной проверки 21 июня 2011 года установлено, что выявленные 05 мая 2011 года нарушения администрацией МО Калининский сельсовет законодательства о безопасности дорожного движения не устранены.

22 июня 2011 года государственным инспектором ГИБДД ОВД по ... Т. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении главы МО Калининский сельсовет Демина И.А. по факту невыполнения в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.

Из акта проверки состояния дорог на территории МО Калининский сельсовет на соответствие условиям безопасности дорожного движения, составленного 03 августа 2011 года, следует, что на момент проверки не устранены следующие ранее выявленные нарушения в с.Калинино: возвышение материала в местах заделки повреждений над уровнем покрытия приезжей части, а также повреждения покрытия по ..., отсутствие искусственных неровностей на ... и ... недостатки в д.Чапаево по ... устранены.

Требование довести обочины до уровня проезжей части в с. Калинино по ... были добровольно устранены ответчиком. Выявленные недостатки в д. Чапаево по ... устранены, в связи с чем прокурор отказался от предъявленных требований в этой части.

Распоряжением главы МО Калининский сельсовет от 20 июня 2011 года № 11-р во исполнение Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» специалисту администрации поручено подготовить и предоставить заявку в ... на проведение открытого аукциона на асфальтирование дорог с. Калинино Усть-Абаканского района.

Согласно заявке максимальная стоимость контракта составляет *** рублей, источник финансирования - местный бюджет МО Калининский сельсовет.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что нарушение требований Федерального законодательства о безопасности дорожного движения администрацией МО Калининский сельсовет на сегодняшний день не устранены в части следующих выявленных нарушений:

по ... - возвышение материала в местах заделки повреждений не доведено до одного уровня с покрытием проезжей части;

по ... на отдельных участках дороги (...) - имеются повреждения проезжей части;

по ... в районе ... и по ... в районе начальной общеобразовательной школы не установлены искусственные неровности.

Указанные нарушения оказывают негативное воздействие на безопасное движение в пределах муниципального образования, в связи с чем должны быть устранены ответчиком в срок, который, по мнению суда, является достаточным, - до 01 ноября 2011 года.

Довод ответчика о том, что выполнить работы по устройству искусственных неровностей в срок до 01 ноября 2011 года не представляется возможным, суд считает несостоятельным, поскольку в случае установления более позднего срока будет нарушено право граждан на безопасные условия движения.

Вместе с тем, с учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что администрацией МО Калининский сельсовет предпринимаются все возможные меры по устранению нарушений содержания дорог муниципального образования, часть нарушений по содержанию дорог устранена, что свидетельствует о действиях МО Калининский сельсовет, в связи с чем исковые требования прокурора Усть-Абаканского района в части признания незаконным бездействия администрации МО Калининский сельсовет о не выполнении требований о надлежащем содержании автомобильных дорог на территории администрации Калининского сельсовета, являются необоснованными, не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Усть-Абаканского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить в части.

Обязать администрацию муниципального образования Калининский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия в срок до 01 ноября 2011 года произвести следующие мероприятия в с. Калинино:

           1) по ... - довести до одного уровня возвышение материала в местах заделки повреждений до уровня покрытия проезжей части;

           2) по ... на отдельных участках дороги (...) - ликвидировать повреждения проезжей части;

           3) установить искусственные неровности по ...

В удовлетворении требований о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Калининский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия о не выполнении требований о надлежащем содержании автомобильных дорог на территории администрации Калининского сельсовета - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, с подачей жалобы через Усть-Абаканский районный суд.

Председательствующий:                                             Н.В. Попова

Справка. Мотивированное решение изготовлено и подписано 08.08.2011 года.

Судья:                                                                                    Н.В. Попова