Решение по гражданскому делу № 2-559/2011 об обязанни осуществить разработку, согласование с соответствующими контролирующими органами и утвверждение проекта организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог



                                                                                                             ...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.г.т. Усть-Абакан, Республики Хакасия                                                       03 августа 2011 года

Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Трофимова И.О.,

при секретаре Власовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Усть-Абаканского района в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Райковский сельсовет об обязании разработки, согласовании с соответствующими контролирующими органами и утверждении проекта организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Усть-Абаканского района обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с исковым заявлением к Администрации Райковский сельсовет об обязании осуществить разработку, согласование с соответствующими контролирующими органами и утверждение проекта организации дорожного движения муниципальных автомобильных дорог Райковского сельсовета, мотивируя свои требования тем, что для муниципальных автомобильных дорог муниципального образования Райковский сельсовет проект организации дорожного движения не разработан. В силу положений ст. 3 ФЗ от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлен приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; принцип соблюдения интересов граждан общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. Федеральным законом от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что дорожная деятельность включает в себя деятельность по проектированию, строительству и реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Согласно ст. 21 вышеназванного закона мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов РФ на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке. На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, просит суд обязать ответчика устранить допущенные нарушения и осуществить разработку, согласование с соответствующими контролирующими органами и утвердить проекты организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог в срок до 01 июня 2012 года.

В судебном заседании помощник прокурора Усть-Абаканского района Анисимова Н.В. в порядке ст. 39 ГПК РФ заявленные требования поддержала по изложенным в исковом заявлении обстоятельствам, просила суд обязать Администрацию Райковский сельсовет, осуществить разработку, согласование с соответствующими контролирующими органами и утвердить проекты организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог в срок до 01 июня 2012 года.

Представитель ответчика - Администрации Райковский сельсовет в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о времени и месте рассмотрения дела был извещён надлежащим образом.

Представитель третьего лица, не заявляющий самостоятельных требований относительно предмета спора ОГИБДД МО МВД РФ «Усть-Абаканский» в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом, уведомлённым о времени и месте его проведения.

Суд, с учётом мнения прокурора, считает возможным рассмотреть дело без участия сторон.

Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Тем самым прокурору предоставлены полномочия обращения в суд с подобным иском.

В статьях 21, 41 Конституции РФ провозглашено право каждого на жизнь и охрану здоровья.

В силу ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

К вопросам местного значения поселения в силу п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 2 ст. 10 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 5 Закона Республики Хакасия от 07.10.2004 года № 62 « Об утверждении границ муниципальных образований Усть-Абаканского района и наделении их соответственно статусом муниципального района, городского, сельского поселения».

Законом Республики Хакасия от 07.10.2004 № 62 «Об утверждении границ муниципальных образований Усть-Абаканского района и наделении их соответственно статусом муниципального района, городского, сельского поселения» муниципальное образование Райковский сельсовет наделено статусом сельского поселения, утверждены его границы, определены населенные пункты и административный центр.

Право собственности муниципального образования на дороги, не являющиеся государственной собственностью, в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не зарегистрировано, т.к. б соответствии с положениями Постановления Верховного совета РФ от 27.12.1999 № 3020-1 «О разграничении государственной собственность-Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области. автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», Указа президента Российской Федерации от 10.01.1993 № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность», данные объекты являются муниципальной собственностью в силу прямого указания закона.

В п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно ст. 21 ФЗ от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.

Статья 22 указанного закона предусматривает, что деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

Наличие проектов организации дорожного движения автомобильных дорог, является одним из условий повышения безопасности дорожного движения, и как следствие служат целям защиты жизни и здоровья граждан - участников дорожного движения и пешеходов.

Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах утвержден письмом МВД РФ от 02.08.2006 № 13/6-3853 и Федерального дорожного агентства от 07.08.2006 № 01-29/5313.

В соответствии с п. 1.4. заказчиком ПОДД являются:

- для автомобильных дорог федерального значения - Федеральное дорожное агентство, уполномоченное управлять этими дорогами;

- для автомобильных дорог субъектов Российской Федерации - органы исполнительной власти, уполномоченные управлять этими дорогами;

- для муниципальных автомобильных дорог - органы исполнительной власти, уполномоченные управлять этими дорогами;

- для ведомственных и частных автомобильных дорог - владельцы этих дорог.

В соответствии с п.п. 5, 6 Порядка ПОДД подлежит согласованию с соответствующими подразделениями Госавтоинспекции МВД России и утверждается заказчиком.

Согласование ПОДД возлагается на организацию-проектировщика.

В зависимости от объекта проектирования проектная документация рассматривается:

- для магистральных федеральных дорог - Департаментом обеспечения дорожного движения МВД России;

- для прочих федеральных автомобильных дорог, автомобильных дорог общего пользования I, II, III, IV категорий регионального или межмуниципального значения субъектов Российской Федерации, магистральных дорог скоростного движения и магистральных улиц общегородского значения непрерывного движения - службой дорожной инспекции управлений (отделов, отделений) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации;

- для автомобильных дорог ниже V категории субъектов Российской Федерации, ведомственных и частных автомобильных дорог муниципального значения - службой дорожной инспекции отделов (отделений) ГИБДД управлений (отделов) внутренних дел городов, районов.

Как установлено в судебном заседании администрация сельсовета, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления несёт обязанность заказчика по разработке и утверждению указанных проектов в отношении муниципальных автомобильных дорог в поселениях.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Устава муниципального образования Райковский сельсовет к вопросам местного значения поселения относятся содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населённых пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.

Совокупность вышеперечисленных нарушений нашла своё подтверждение в информации, представленной главой Райковского сельсовета о том, что на территории муниципального образования отсутствует проект организации дорожного движения.

Проанализировав совокупность установленных обстоятельств дела во взаимосвязи с и взаимозависимости с вышеперечисленными нормами права, суд находит исковые требования прокурора Усть-Абаканского района законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, а предложенные истцом сроки для устранения недостатков ответчику - разумными и целесообразными.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Усть-Абаканского района удовлетворить.

Обязать Администрацию Райковского сельсовета осуществить разработку, согласование с соответствующими контролирующими органами и утверждение проекта организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог Райковского сельсовета в срок до 01 июня 2012 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в десятидневный срок со дня изготовления мотивированного решения через Усть-Абаканский районный суд.

      Председательствующий:                                                      И.О. Трофимов

Мотивированное решение изготовлено и подписано 09 августа 2011 года

      Председательствующий:                                                      И.О. Трофимов