... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации п.г.т. Усть-Абакан, Республики Хакасия 03 августа 2011 года Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего Трофимова И.О., при секретаре Власовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Усть-Абаканского района в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Райковский сельсовет об обязании разработки, согласовании с соответствующими контролирующими органами и утверждении проекта организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог, УСТАНОВИЛ: Прокурор Усть-Абаканского района обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с исковым заявлением к Администрации Райковский сельсовет об обязании осуществить разработку, согласование с соответствующими контролирующими органами и утверждение проекта организации дорожного движения муниципальных автомобильных дорог Райковского сельсовета, мотивируя свои требования тем, что для муниципальных автомобильных дорог муниципального образования Райковский сельсовет проект организации дорожного движения не разработан. В силу положений ст. 3 ФЗ от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлен приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; принцип соблюдения интересов граждан общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. Федеральным законом от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что дорожная деятельность включает в себя деятельность по проектированию, строительству и реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Согласно ст. 21 вышеназванного закона мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов РФ на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке. На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, просит суд обязать ответчика устранить допущенные нарушения и осуществить разработку, согласование с соответствующими контролирующими органами и утвердить проекты организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог в срок до 01 июня 2012 года. В судебном заседании помощник прокурора Усть-Абаканского района Анисимова Н.В. в порядке ст. 39 ГПК РФ заявленные требования поддержала по изложенным в исковом заявлении обстоятельствам, просила суд обязать Администрацию Райковский сельсовет, осуществить разработку, согласование с соответствующими контролирующими органами и утвердить проекты организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог в срок до 01 июня 2012 года. Представитель ответчика - Администрации Райковский сельсовет в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о времени и месте рассмотрения дела был извещён надлежащим образом. Представитель третьего лица, не заявляющий самостоятельных требований относительно предмета спора ОГИБДД МО МВД РФ «Усть-Абаканский» в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом, уведомлённым о времени и месте его проведения. Суд, с учётом мнения прокурора, считает возможным рассмотреть дело без участия сторон. Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Тем самым прокурору предоставлены полномочия обращения в суд с подобным иском. В статьях 21, 41 Конституции РФ провозглашено право каждого на жизнь и охрану здоровья. В силу ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. К вопросам местного значения поселения в силу п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Частью 2 ст. 10 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 настоящего Федерального закона. Согласно ст. 5 Закона Республики Хакасия от 07.10.2004 года № 62 « Об утверждении границ муниципальных образований Усть-Абаканского района и наделении их соответственно статусом муниципального района, городского, сельского поселения». Законом Республики Хакасия от 07.10.2004 № 62 «Об утверждении границ муниципальных образований Усть-Абаканского района и наделении их соответственно статусом муниципального района, городского, сельского поселения» муниципальное образование Райковский сельсовет наделено статусом сельского поселения, утверждены его границы, определены населенные пункты и административный центр. Право собственности муниципального образования на дороги, не являющиеся государственной собственностью, в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не зарегистрировано, т.к. б соответствии с положениями Постановления Верховного совета РФ от 27.12.1999 № 3020-1 «О разграничении государственной собственность-Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области. автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», Указа президента Российской Федерации от 10.01.1993 № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность», данные объекты являются муниципальной собственностью в силу прямого указания закона. В п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Согласно ст. 21 ФЗ от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке. Статья 22 указанного закона предусматривает, что деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения. Наличие проектов организации дорожного движения автомобильных дорог, является одним из условий повышения безопасности дорожного движения, и как следствие служат целям защиты жизни и здоровья граждан - участников дорожного движения и пешеходов. Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах утвержден письмом МВД РФ от 02.08.2006 № 13/6-3853 и Федерального дорожного агентства от 07.08.2006 № 01-29/5313. В соответствии с п. 1.4. заказчиком ПОДД являются: - для автомобильных дорог федерального значения - Федеральное дорожное агентство, уполномоченное управлять этими дорогами; - для автомобильных дорог субъектов Российской Федерации - органы исполнительной власти, уполномоченные управлять этими дорогами; - для муниципальных автомобильных дорог - органы исполнительной власти, уполномоченные управлять этими дорогами; - для ведомственных и частных автомобильных дорог - владельцы этих дорог. В соответствии с п.п. 5, 6 Порядка ПОДД подлежит согласованию с соответствующими подразделениями Госавтоинспекции МВД России и утверждается заказчиком. Согласование ПОДД возлагается на организацию-проектировщика. В зависимости от объекта проектирования проектная документация рассматривается: - для магистральных федеральных дорог - Департаментом обеспечения дорожного движения МВД России; - для прочих федеральных автомобильных дорог, автомобильных дорог общего пользования I, II, III, IV категорий регионального или межмуниципального значения субъектов Российской Федерации, магистральных дорог скоростного движения и магистральных улиц общегородского значения непрерывного движения - службой дорожной инспекции управлений (отделов, отделений) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации; - для автомобильных дорог ниже V категории субъектов Российской Федерации, ведомственных и частных автомобильных дорог муниципального значения - службой дорожной инспекции отделов (отделений) ГИБДД управлений (отделов) внутренних дел городов, районов. Как установлено в судебном заседании администрация сельсовета, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления несёт обязанность заказчика по разработке и утверждению указанных проектов в отношении муниципальных автомобильных дорог в поселениях. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Устава муниципального образования Райковский сельсовет к вопросам местного значения поселения относятся содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населённых пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения. Совокупность вышеперечисленных нарушений нашла своё подтверждение в информации, представленной главой Райковского сельсовета о том, что на территории муниципального образования отсутствует проект организации дорожного движения. Проанализировав совокупность установленных обстоятельств дела во взаимосвязи с и взаимозависимости с вышеперечисленными нормами права, суд находит исковые требования прокурора Усть-Абаканского района законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, а предложенные истцом сроки для устранения недостатков ответчику - разумными и целесообразными. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Усть-Абаканского района удовлетворить. Обязать Администрацию Райковского сельсовета осуществить разработку, согласование с соответствующими контролирующими органами и утверждение проекта организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог Райковского сельсовета в срок до 01 июня 2012 года. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в десятидневный срок со дня изготовления мотивированного решения через Усть-Абаканский районный суд. Председательствующий: И.О. Трофимов Мотивированное решение изготовлено и подписано 09 августа 2011 года Председательствующий: И.О. Трофимов