Решение по гражданскому делу № 2-837/2011 о предоставлении жилого помещения



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

п.г.т. Усть-Абакан                       01 ноября 2011 года

                                             дело № 2-837/2011

Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Музалевского В.А.,

при секретаре Голубковой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайлова Н.В., Михайловой Е.В. к Администрации Сапоговский сельсовет о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Михайлов Н.В., Михайлова Е.В. обратились в суд с иском к Администрации муниципального образования ... о признании за ними права на жилое помещение взамен аварийного и обязании ответчика предоставить жилое помещение, мотивируя требования тем, что проживают в квартире по адресу: ... которая непригодна для проживания.

Определением суда от *** произведена замена ответчика Администрацию муниципального образования ... на Администрацию Сапоговский сельсовет.

В судебном заседании истцы Михайлов Н.В., Михайлова Е.В. исковые требования поддержали, суду пояснили, что жилого помещения-квартиры в собственности не имеют, временно проживают в арендованных квартирах, поскольку проживать в аварийной квартире невозможно, просят удовлетворить заявленные требования.

Ответчик в лице главы Администрации Сапоговского сельсовета Шандро М.И. просил в иске отказать, пояснив, что Михайлов Н.В., Михайлова Е.В., действительно, зарегистрированы по адресу: ... однако по данному адресу не проживают с *** года, поэтому в программу по переселению граждан из аварийного жилья не были включены. Утратившими право пользования жилым помещением не были признаны.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Статьей 215 ГК РФ установлено, что имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу п. 6 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

На основании п. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).

Требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 3 ст. 15 ЖК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Разделом 2 названного Положения определяются требования, которым должно отвечать жилое помещение. В частности, формулируются требования к несущим и ограждающим конструкциям жилого помещения (п. 10), обустройству и оборудованию жилого помещения и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (п. 11), инженерным системам (п. 12 - 14). Положением предусматривается, что жилые помещения, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем (п. 16); доступ к жилому помещению, расположенному в многоквартирном доме выше пятого этажа, за исключением мансардного этажа, должен осуществляться при помощи лифта (п. 17); размещение жилого помещения в подвальном и цокольном этажах не допускается (п. 23); размещение над комнатами уборной, ванной (душевой) и кухни не допускается (оборудование уборной, ванной (душевой) в верхнем уровне над кухней возможно в квартирах, расположенных в двух уровнях) (п. 24).

В Положении содержатся также требования к объемно-планировочным решениям жилых помещений (п. 20), инсоляции (п. 21), высоте помещений (п. 22), напряженности электрического поля, индукции магнитного поля (п. 30).

Таким образом, действующим законодательством установлены требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе предоставляемое по договору социального найма.

Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения предоставляются вне очереди по договору социального найма.

В пункте 3 статьи 85 Жилищного кодекса РФ определено, что в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма.

При этом, в соответствии со ст. 87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Согласно ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Таким образом, лицом, обязанным предоставить гражданам, выселяемым из признанного непригодным для проживания жилого помещения, вне очереди другое жилое помещение по договору социального найма, является наймодатель.

В судебном заседании установлено, что жилое помещение, находящееся по адресу: ..., является изолированным жилым помещением общей площадью *** кв.м., в том числе жилой площадью *** кв.м., данный факт подтвержден справкой ГУП РХ УТИ от ***.

Из справок выданных *** Администрацией Сапоговского сельсовета установлено, что *** Михайлов Н.В. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: ..., Михайлова Е.В. с ***

Таким образом, *** Михайлов Н.В., *** Михайлова Е.В. фактически были вселены в спорное жилое помещение, проживали в нем, были зарегистрирован по месту жительства, следовательно, приобрели право пользования указанным жилым помещением, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что между истцами и собственником жилого помещения возникли отношения социального найма.

Отсутствие письменного документа - ордера на занимаемое истцами жилое помещение, договора социального найма само по себе не может свидетельствовать о незаконности проживания истцов в спорной квартире.

Собственниками каких-либо жилых помещений Михайлов Н.В., Михайлова Е.В. на территории ... не являются.

Постановлением главы Администрации МО ... от *** *** жилые дома № *** в ... признаны аварийными, непригодными для постоянного проживания ввиду значительного физического износа и подлежащими сносу. Начальнику Сапоговского управления администрации МО Усть-Абаканский район поручено установить порядок отселения граждан из аварийных домов.

На основании Постановления главы Администрации МО ... от *** *** данные жилые дома переданы в оперативное управление Сапоговскому управлению администрации МО ....

Таким образом, с *** г. непроживание Михайлова Н.В., Михайловой Е.В. являлось вынужденным в связи с наличием реальной опасности для жизни.

Кроме того, в установленном законом порядке истцы не признаны судом утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ...

С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что Михайлову Н.В., Михайловой Е.В., жилое помещение которого расположено в доме, признанном в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит, наймодателем должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма, кроме того, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 89 ЖК РФ, предоставленное жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

На основании изложенного, суд считает исковые требования Михайлова Н.В., Михайловой Е.В. законными, обоснованными и подлежащим удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию Сапоговского сельсовета предоставить Михайлову Н.В., Михайловой Е.В., жилое помещение в ... на территории муниципального образования ..., соответствующее санитарным и техническим нормам, по договору социального найма, площадью не менее *** кв.м.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в десятидневный срок со дня изготовления мотивированного решения через Усть-Абаканский районный суд.

Председательствующий:                                                   В.А. Музалевский

Мотивированное решение изготовлено и подписано 03 ноября 2011 года

Председательствующий:                                                   В.А. Музалевский