РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации п.г.т. Усть-Абакан 25 октября 2011 года Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего Дергуновой Е.В. с участием заместителя прокурора Усть-Абаканского района Стонта Д.Л., при секретаре Полевой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Абаканского района в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Хакасэнергосбыт» о признании действий по введению полного ограничения режима электропотребления незаконным, - УСТАНОВИЛ: Прокурор Усть-Абаканского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Открытому акционерному обществу «Хакасэнергосбыт» (далее - ОАО «Хакасэнергосбыт») о признании действий по введению полного ограничения режима электропотребления незаконным, мотивируя тем, что прокуратурой Усть-Абаканского района проведена проверка по обращению директора Общества с ограниченной ответственностью «ТеплоВодоКанал-сервис» (далее - ООО «ТВК-сервис») по факту отключения от энерноснабжения энергоустановок котельных, обслуживаемых данным обществом на правах аренды. В результате проведенной проверки установлено, что ***, ввиду образовавшейся задолженности ООО «ТВК-сервис» перед ОАО «Хакасэнергосбыт» за потребленную электроэнергию, ответчиком было введено полное ограничение режима электропотребления путем отключения энергоустановок котельных по ... и ... квартал в п..., осуществляющих теплоснабжение объектов жилищного фонда данного населенного пункта. Полагает, что действия ОАО «Хакасэнергосбыт» по введению режима полного ограничения режима электропотребления, без учета уровня технологической брони, являются незаконными, поскольку ООО «ТВК-сервис» является потребителем электроэнергии, полное ограничение режима энергопотребления которого может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, а также экологической безопасности. Кроме того, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» данный потребитель электроэнергии относится к потребителям, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается. В связи с чем, просит суд признать действия ОАО «Хакасэнергосбыт» по введению полного ограничения режима электропотребления путем отключения электроустановок ООО «ТВК-сервис» в котельных по ... и ... квартал в ... незаконными, обязать ОАО «Хакасэнергосбыт» снять полное ограничение режима электропотребления электроустановок ООО «ТеплоВодоКанал - сервис» в котельных по ... и ... квартал в ... В судебном заседании заместитель прокурора Усть-Абаканского района Стонт Д.Л. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, в обоснование привел вышеизложенные обстоятельства. Представитель ответчика - ОАО «Хакасэнергосбыт» Фирсова Е.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, полагая, что действия ОАО «Хакасэнергосбыт» являются законными, поскольку Общество уведомило ООО «ТВК-сервис» о наличии задолженности за потребленную электроэнергию по договору *** от ***, о необходимости ее погашения в установленный срок, либо самостоятельного введения полного ограничения режима потребления электроэнергии путем отключения электроустановок котельных. Поскольку каких-либо мер, направленных на погашение образовавшейся перед ОАО «Хакасэнергосбыт» задолженности, ООО «ТВК-сервис» предпринято не было, руководством ОАО «Хакасэнергосбыт» было принято решение о введении полного ограничения режима электропотребления ООО «ТВК-сервис». Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации Усть-Абаканского поссовета, ООО «ТВК-сервис» в судебное заседание не явились, хотя о месте и времени судебного заседания были уведомлены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, в связи с чем, суд, в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей администрации Усть-Абаканского поссовета, ООО «ТВК-сервис». Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В силу п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Согласно п. 2 ст. 546 ГК РФ прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии. В судебном заседании установлено, что согласно Уставу ООО «ТВК-сервис» данная организация является коммерческой и вправе осуществлять следующие виды деятельности: производство, передача, распределение пара и горячей воды, деятельность по обеспечению работоспособности котельных и тепловых сетей и другое. *** между администрацией муниципального образования Усть-Абаканский поссовет и ООО «ТВК-сервис» заключен договор аренды муниципального имущества для осуществления арендатором хозяйственной деятельности. Согласно п. 5.4. данного соглашения, договор действует с *** по *** и считается автоматически пролонгированным на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении. Из приложения № 1 к настоящему договору видно, что в состав муниципального имущества, переданного в аренду ООО «ТВК-сервис», вошли объекты социального назначения - котельные по ... и ... квартал в ... *** между ОАО «Хакасэнергосбыт» и ООО «ТВК-сервис» заключен договор энергоснабжения ***, по условиям которого потребитель обязан ежемесячно производить оплату за отпущенную ему электроэнергию. Согласно перечню электроприемников технологической брони ООО «ТВК-сервис» уровень технологической брони на котельной по ... в ... составляет 93,85 кВт, на котельной по ... квартал в ... - 7,32 кВт. Свои обязанности по оплате потребленной электроэнергии ООО «ТВК-сервис» надлежащим образом не выполнило, в результате чего у данного юридического лица перед ответчиком образовалась задолженность за потребленную энергию, которая в установленный срок ООО «ТВК-сервис» погашена не была. Как видно из акта, составленного *** представителем ОАО «Хакасэнергосбыт» Прошкиным В.Т., в соответствии с уведомлением *** от ***, с 14 часов было введено полное ограничение режима электропотребления путем отключения энергоустановок котельных по ... и ... квартал в ... Между тем, разделом XIII Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530 (далее - Положений) предусмотрен порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии в случае нарушения потребителями своих обязательств, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварий. Пунктом 160 Положений регламентировано, что полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии (далее - ограничение режима потребления) предполагает сокращение объемов потребления или временное прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям до уровня аварийной (технологической) брони и до полного ограничения согласно графику, предусмотренному актом согласования аварийной и технологической брони, а при отсутствии установленной аварийной (технологической) брони - до полного ограничения в случае наступления предусмотренных настоящим разделом обстоятельств. Согласно подп. «а» п. 161 Положений ограничение режима потребления может вводиться в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем. Кроме того, пунктом 168 указанных Положений устанавливается, что в отношении потребителей (отдельных объектов), частичное или полное ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, а также в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления. Как установлено судом, энергоустановки котельных по ... и ... квартал в ... осуществляют теплоснабжение следующих объектов: - муниципального учреждения здравоохранения «***»; - муниципального образовательного учреждения «***»; - муниципального дошкольного образовательного учреждения «***»; - администрации Усть-Абаканского поссовета; - культурно-досугового центра «***»; - фельдшерско-акушерского пункта по ...; - многоквартирных жилых домов № *** по ...; - многоквартирных жилых домов № *** по ...; - многоквартирных жилых домов № *** по ...; - многоквартирных жилых домов № *** по ...; - многоквартирных жилых домов № *** по ...; - многоквартирного жилого дома № *** по ул. ... - многоквартирного жилого дома № *** по ... При этом, электроэнергия является необходимым элементом технологического процесса подачи тепловой энергии. ООО «ТВС-сервис» не имеет других источников электроэнергии, являясь лишь посредником между энергоснабжающей организацией и потребителями тепловой энергии (гражданами и юридическими лицами). Следовательно, энергоустановки котельных по ... и ... в ... относятся к объектам, ограничение режима потребления электроэнергии которых согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» возможно лишь с соблюдением специального порядка, что прямо предусмотрено в перечне потребителей электрической энергии (отдельных объектов), ограничение режима потребления электрической энергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается. Специальный порядок ограничения потребления закреплен в п. 177 Положений, согласно которому ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств, а также в случае прекращения исполнения обязательств сторон по договору в отношении потребителей, указанных в пункте 168 настоящего документа, применяется в следующем порядке: а) инициатор введения ограничения направляет потребителю уведомление о возможном ограничении режима потребления до уровня технологической брони в случае непогашения (неоплаты) образовавшейся у него задолженности по оплате электрической энергии (соответствующих услуг) в определенный в уведомлении срок. В указанный срок такой потребитель обязан погасить (оплатить) имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса при условии обеспечения им безопасности людей и сохранности оборудования в связи с введением ограничения режима потребления; б) инициатор введения ограничения обязан информировать о предполагаемых действиях одновременно с потребителем уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган прокуратуры, федеральный орган по государственному энергетическому надзору, федеральный орган исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций или их территориальные органы; в) в случае непогашения (неоплаты) указанной задолженности потребителя до истечения установленного в уведомлении срока может быть введено частичное ограничение режима потребления до уровня технологической брони, а через 5 дней с даты такого ограничения режима потребления - до уровня аварийной брони. В случае если потребитель в указанный в уведомлении срок не предпринял меры к безаварийному прекращению технологического процесса, а также не обеспечил безопасность жизни и здоровья людей и сохранность оборудования, сетевая организация не вправе производить действия по ограничению режима потребления и обязана известить об этом инициатора введения ограничения. Инициатор введения ограничения обязан повторно уведомить потребителя и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о дате введения такого ограничения режима потребления. Инициатор введения ограничения обязан также уведомить федеральный орган исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (его территориальный орган). Сетевая организация в указанный в повторном уведомлении срок обязана произвести действия по введению частичного ограничения режима потребления в присутствии представителей потребителя (с обязательным уведомлением указанных органов государственной власти в случае неявки их представителей). При этом ответственность перед третьими лицами за убытки, возникшие в связи с введением ограничения режима потребления (кроме случаев, когда введение ограничения режима потребления признано в установленном порядке необоснованным), несет указанный потребитель. Эти положения также распространяются на случаи неготовности потребителя к полному ограничению режима потребления; г) если по истечении 10 дней с даты введения ограничения режима потребления до уровня аварийной брони потребителем не будет погашена (оплачена) задолженность либо не будут выполнены иные законные требования, указанные в уведомлении о частичном ограничении режима потребления, может быть введено полное ограничение режима потребления при условии обязательного предварительного уведомления потребителя и уполномоченных органов государственной власти о дне и часе введения полного ограничения режима потребления, но не позднее 1 рабочего дня до даты введения такого ограничения режима потребления. Это положение не распространяется на потребителей, ограничение режима потребления которых ниже аварийной брони не допускается. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что с учетом специфики потребителя электроэнергии, введение полного ограничения режима потребления энергоустановок котельных по ... и ... квартал в ... являющихся объектами социального назначения, не допускается. Поскольку требования, закрепленные в п. п. 168, 177 Правил содержат специальный порядок введения ограничения подачи электроэнергии, который для определенной категории потребителей является императивным, действия ОАО «Хакасэнергосбыт» могут привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства. В силу п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. Однако, ОАО «Хакасэнергосбыт», имея реальную возможность решить вопрос о взыскании сумм задолженности с организации-должника в судебном порядке, применило такой способ защиты своих прав, который привел к нарушению прав граждан и юридических лиц - потребителей, своевременно и добросовестно вносящих необходимые платежи. На основании изложенного, суд считает, что исковые требования прокурора Усть-Абаканского района в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Хакасэнергосбыт» о признании действий по введению полного ограничения режима электропотребления незаконным являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Усть-Абаканского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Признать действия Открытого акционерного общества «Хакасэнергосбыт» по введению полного ограничения режима электропотребления путем отключения электроустановок Общества с ограниченной ответственностью «ТеплоВодоКанал - сервис» в котельных по ... и ... в ... незаконными. Обязать Открытое акционерное общество «Хакасэнергосбыт» снять полное ограничение режима электропотребления электроустановок Общества с ограниченной ответственностью «ТеплоВодоКанал - сервис» в котельных по ... и ... в ... Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения через Усть-Абаканский районный суд. Председательствующий: Е.В. Дергунова