Решение по гражданскому делу № 2-835/2011 об оспаривании действий начальника Управления Федеральной миграционной службы России по Красноярскому краю в Шушенском районе



РЕШЕНИЕименем Российской Федерации

п.г.т. Усть-Абакан                                                                                   04 октября 2011 года

                                                                                                           

Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Дергуновой Е.В.

при секретаре Семеновой В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Абдуллаева Т.Э. об оспаривании действий начальника Отделения Управления Федеральной миграционной службы России по Красноярскому краю в Шушенском районе, -

УСТАНОВИЛ:

Абдуллаев Т.Э. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий начальника Отделения Управления Федеральной миграционной службы России по Красноярскому краю в Шушенском районе (далее - ОУФМС России по Красноярскому краю в Шушенском районе), мотивируя требования тем, что *** в 11 часов 30 минут в ходе оперативно-профилактических мероприятий, проводимых в рамках операции «Нелегальный мигрант» в ..., он был задержан сотрудниками ОУФМС России по Красноярскому краю в Шушенском районе и доставлен в отделение указанной службы, где находился до 23 часов ***, после чего был отпущен, однако при этом ему не были возвращены изъятые у него паспорт иностранного гражданина и миграционная карта. Иных документов, удостоверяющих личность, а также подтверждающих его право пребывания на территории Российской Федерации, в соответствии с требованиями миграционного законодательства, у него не имеется. До настоящего времени вышеназванные документы находятся в ОУФМС России по Красноярскому краю в Шушенском районе, что является нарушением его конституционных прав, поскольку лишает его возможности воспользоваться медицинской помощью, трудоустроиться, передвигаться на территории Российской Федерации и выезжать за ее пределы, кроме того, провоцирует нарушение им режима пребывания на территории Российской Федерации. Просит суд признать незаконными действия начальника ОУФМС России по Красноярскому краю в Шушенском районе К., выразившиеся в изъятии у него паспорта иностранного гражданина и миграционной карты, возложить на начальника УФМС России по Красноярскому краю в Шушенском районе К. обязанность возвратить ему указанные документы.

В судебном заседании представитель заявителя Коробейников Н.А., действующий на основании ордера, заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить, приведя вышеизложенные доводы.

Заявитель Абдуллаев Т.Э. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть заявление в его отсутствие, в связи с чем, в соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ, с учетом мнения представителя заявителя, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.

Исполняющая обязанности начальника ОУФМС России по Красноярскому краю в Шушенском районе Г, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в предоставленных возражениях относительно заявленных Абдуллаевым Т.Э. требований просила в удовлетворении заявления отказать, указав, что *** в ходе оперативно-профилактических мероприятий, проводимых в рамках операции «Нелегальный мигрант» в ..., сотрудниками ОУФМС России по Красноярскому краю в Шушенском районе за незаконное заготовление кедрового ореха были задержаны граждане ..., в том числе Абдуллаев Т.Э. На момент задержания у данных лиц при себе не оказалось каких-либо документов, удостоверяющих личность. В отношении задержанных иностранных граждан на основании предоставленных копий паспортов были составлены протоколы по ч. 1 ст. 18.8. и ст. 18.10. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. *** во второй половине дня были предоставлены оригиналы паспортов. В настоящее время паспорта и миграционные карты находятся в ОУФМС России по Красноярскому краю в Шушенском районе.

Выслушав объяснения представителя заявителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Частью 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации провозглашено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации).

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правом свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Статьей 398 ГПК РФ предусмотрено, что иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации имеют право обращаться в суды в Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями. Производство по делам с участием иностранных лиц осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Частью 1 статьи 10 данного Федерального закона регламентировано, что документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Согласно ст. 2 указанного Федерального закона миграционная карта это документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Частью 3 статьи 30 данного Федерального закона предусмотрено, что иностранный гражданин при въезде в Российскую Федерацию заполняет миграционную карту, которая вместе с документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина, предъявляется должностному лицу органа пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации. При выезде из Российской Федерации иностранный гражданин обязан сдать миграционную карту должностному лицу органа пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Должностное лицо органа пограничного контроля проставляет в миграционной карте отметку о въезде иностранного гражданина в Российскую Федерацию и отметку о его выезде из Российской Федерации.

Из анализа вышеперечисленных норм права следует, что миграционная карта должна находиться у иностранного гражданина в течение срока его пребывания в Российской Федерации с целью подтверждения права пребывания данного гражданина на территории Российской Федерации и подлежит сдаче только при выезде гражданина из Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании, *** в ходе оперативно-профилактических мероприятий, проводимых в рамках операции «Нелегальный мигрант» в ..., сотрудниками ОУФМС России по Красноярскому краю в Шушенском районе был задержан Абдуллаев Т.Э.

Изъятые начальникомОУФМС России по Красноярскому краю в Шушенском районе К. паспорт иностранного гражданина и миграционная карта не возвращены Абдуллаеву Т.Э. до настоящего времени, что исполняющей обязанности начальника ОУФМС России по Красноярскому краю в Шушенском районе Г. не оспаривается.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Учитывая изложенные обстоятельства, а также то, что действующим миграционным и иным законодательством не предусмотрено наличие у органов Федеральной миграционной службы полномочий на изъятие у иностранных граждан паспортов и миграционных карт, суд приходит к выводу, что с ***, то есть около двух месяцев, заявитель лишен возможности пользоваться конституционным правом свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и нести обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, в связи с чем, считает действия начальника ОУФМС России по Красноярскому краю в Шушенском районе, выразившиеся в изъятии у Абдуллаева Т.Э. паспорта иностранного гражданина и миграционной карты, незаконными, а заявление подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными действия начальника Отделения Управления Федеральной миграционной службы России по Красноярскому краю в Шушенском районе, выразившиеся в изъятии у Абдуллаева Т.Э. паспорта иностранного гражданина и миграционной карты.

Возложить обязанность на Отделение Управления Федеральной миграционной службы России по Красноярскому краю в Шушенском районе возвратить Абдуллаеву Т.Э. паспорт иностранного гражданина и миграционную карту, выданные на его имя.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения через Усть-Абаканский районный суд.

Председательствующий:                                                        Е.В. Дергунова