РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации п.г.т. Усть-Абакан 24 ноября 2011 года Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего судьи Поповой Н.В., при секретаре Малыхиной М.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Абаканского района в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Газобетонстройсервис» о понуждении совершить определенные действия, УСТАНОВИЛ: Прокурор Усть-Абаканского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Газобетонстройсервис» (далее - ООО «Газобетонстройсервис») об обязании устранить допущенные нарушения санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства, мотивируя исковые требования следующим. Прокуратурой Усть-Абаканского района проведена проверка, по результатам которой директору ООО «Газобетонстройсервис» *** вынесено представление об устранении нарушений закона в связи с захламлением и загрязнением бытовым и строительным мусором земельного участка. ООО «Газобетонстройсервис» осуществляет деятельность по производству строительных материалов, производству общестроительных работ и иные виды деятельности на земельном участке общей площадью *** кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения, расположенном по адресу: .... При осмотре помещений вышеуказанного предприятия и прилегающей к ней территории было установлено, что обществом используется цемент, прилегающая к предприятию территория захламлена бытовыми отходами. Основные виды отходов, установленные при осмотре прилегающей территории: строительный мусор - 4 класс опасности; полиэтиленовая тара, поврежденная (в том числе полиэтиленовые пакеты); бой бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме; золошлаковые отходы - 4 класс опасности (код); отходы кирпича (включая шамотный кирпич); отходы бетона, железобетона; пыль бетонная. В обществе не проводится лабораторно-инструментальный контроль по программе производственного контроля, ее результаты отсутствуют, не имеется санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам, не проводится медицинский осмотр работников при приёме на работу. В обществе отсутствуют паспорта отходов 1-4 классов опасности, сотрудник, имеющий профессиональную подготовку по обращению с отходами I-IV класса опасности, проект нормативов предельно-допустимых выбросов веществ в атмосферный воздух. Допущены грубые нарушения требований природоохранного и земельного законодательства, выразившиеся в использовании земельного участка, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, с нарушением его целевого и В судебном заседании помощник прокурора Усть-Абаканского района Брагина А.А. исковые требования поддержала, просила обязать ответчика устранить допущенные нарушения санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства в срок до ***, в обоснование привела вышеизложенные обстоятельства. Представитель ответчика ООО «Газобетонстройсервис» в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщил. В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. Выслушав помощника прокурора Брагину А.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что ООО «Газобетонстройсервис» осуществляет деятельность по производству строительных материалов, производству общестроительных работ и иные виды деятельности, что подтверждается Уставом ООО «Газобетонстройсервис». Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства. В том числе, в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «О введении в действие Санитарных правил - СП 1.1.1058-01» от 13.07.2001 № 18 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.10.2001 N 3000) утверждены санитарные правила. Согласно п. 1.5 СП юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностьюобязанывыполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченныхосуществлятьгосударственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. Согласно п. 2.1. СП 1.1.1058-01 производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - производственный контроль) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. В соответствии с п. 2.2. СП 1.1.1058-01 целью производственного контроля является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением. Как указано в п. 2.3 СП 1.1.1058-01 объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления. Согласно п. 2.4 СП 1.1.1058-01 производственный контроль включает: организацию медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения; контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек, санитарных паспортов на транспорт, иных документов, подтверждающих качество, безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных действующим законодательством. В соответствии с п. 2.6 СП 1.1.1058-01 программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих санитарных правил без ограничения срока действия. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. Разработанная программа (план) производственного контроля утверждаетсяруководителеморганизации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами. В соответствии с п. 2.7. СП 1.1.1058-01 мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица, индивидуальные предприниматели. В ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указано, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее медицинские осмотры). Юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками. Работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе. Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету лечебно-профилактическими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор. В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» - на отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности. Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Согласно ч. 2 ст. 39 Закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Кроме того, ст. 13 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в результате которых происходит деградация земель. В ст. 42 Земельного кодекса РФ отражено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий. Согласно ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96 - ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух. Согласно ст. 28 указанного выше Закона за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96 - ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 - ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяется настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия осуществляется на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632. Согласно п. 2.2. Устава Общества с ограниченной ответственностью «Газобетонстройсервис» осуществляет свою деятельность на земельном участке, расположенном по адресу: .... Согласно договору *** аренды земельного участка от *** земельный участок общей площадью *** кв. м. из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: ..., муниципальным образованием Усть-Абаканский район передан в аренду Ф. сроком на *** лет для эксплуатации санитарного блока. В соответствии с договором аренды от *** нежилое помещение, расположенное на указанном земельном участке Ф. предоставлено в аренду ООО «Газобетонстройсервис» до *** для производства и хранения продукции, что также подтверждается актом приема-передачи от ***. Как видно из исследованных в судебном заседании материалов дела, а также из объяснений директора и начальника производства ООО «Газобетонстройсервис», в обществе не проводится лабораторно-инструментальный контроль по программе производственного контроля, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии предполагаемого использования земельного участка санитарным правилам, не проводится медицинский осмотр работников при приеме на работу; отсутствуют: паспорта отходов 1-4 классов опасности, сотрудники, имеющие профессиональную подготовку по При таких обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат полному удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Газобетонстройсервис» в срок до 01.08.2012 года устранить допущенные нарушения санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства путём проведения следующих мероприятий: - заключить договор на осуществление производственного контроля; - получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии предполагаемого использования земельного участка санитарным правилам; - провести медицинский осмотр работников общества; - получить паспорта отходов 1-4 классов опасности; - заключить договор со специалистом, имеющим профессиональную подготовку по обращению с отходами I-IV класса опасности; - разработать проект нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух; - получить разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух и вредное физическое воздействие на него; - осуществить ежеквартальные платежи за негативное воздействие на окружающую среду; - очистить занимаемую территорию и прилегающий земельный участок под кадастровым номером *** от отходов производства и потребления. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в 10-ти дневный срок со дня изготовления мотивированного решения суда, с подачей кассационной жалобы через Усть-Абаканский районный суд. Председательствующий: Н.В. Попова Мотивированное решение составлено и подписано 29 ноября 2011 года. Председательствующий: Н.В. Попова
обвешенного использования, а также в загрязнении отходами производства земельного участка и прилегающей к нему территории. В ООО «Газобетонстройсервис» отсутствует разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. ООО «Газобетонстройсервис» не осуществляет плату за негативное воздействие на окружающую среду, не разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, специальное разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух и вредное физическое воздействие на него отсутствует. В ООО «Газобетонстройсервис» отсутствуют платежные поручения о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Просит суд обязать ООО «Газобетонстройсервис» устранить допущенные нарушения санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства в срок до ***.
обращению с отходами I-IV класса опасности, проект нормативов предельно-
допустимых выбросов веществ в атмосферный воздух, допущено загрязнение отходами производства земельного участка и прилегающей к нему территории. Обществом на поверхность почвы осуществлен сброс цементной жидкости. Отсутствует разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Также ООО «Газобетонстройсервис» не осуществляет плату за негативное воздействие на окружающую среду, не разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, отсутствует специальное разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух и вредное физическое воздействие на него.