Решение по гражданскому делу № 2-810/2011 о возмещении ущерба за нарушение природоохранного законодательства



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

п.г.т. Усть-Абакан                                                                                   11 октября 2011 года

                                                                                                           

Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Дергуновой Е.В.

с участием помощника Минусинского межрайонного прокурора Степанкова И.В.,

при секретаре Семеновой В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации к Коноеву Н.К. о возмещении ущерба за нарушение природоохранного законодательства, -

УСТАНОВИЛ:

Минусинский межрайонный прокурор в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к Коноеву Н.К. о возмещении ущерба за нарушение природоохранного законодательства, мотивируя требования тем, что Минусинской межрайонной прокуратурой Красноярского края проведена проверка исполнения лесозаготовителями требований природоохранного законодательства. В ходе проверки было установлено, что *** между Агентством лесной отрасли Красноярского края и Кузюковым С.А. был заключен договор купли-продажи лесных насаждений площадью ***, расположенных на территории .... На основании договора оказания услуг, заключенного *** между Кузюковым С.А. и Коноевым Н.К., последний обязался выполнить услуги по заготовке круглого леса, принадлежащего Кузюкову С.А. Однако ответчиком при заготовке леса был допущен ряд нарушений, которые до настоящего времени им не устранены, чем нарушаются интересы Российской Федерации. Просил суд обязать Коноева Н.К. в срок до 01 декабря 2011 года произвести очистку места рубки, расположенного на территории ..., от порубочных остатков на площади ***, взыскать с Коноева Н.К. в пользу Российской Федерации ущерб, причиненный лесному фонду вследствие нарушения лесного законодательства, в сумме *** рублей, а также государственную пошлину.

В судебном заседании помощник межрайонного прокурора Минусинской межрайонной прокуратуры Степанков И.В. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, в обоснование привел вышеизложенные обстоятельства.

Ответчик Коноев Н.К. в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте судебного заседания по последнему известному месту жительства.

Определением суда к участию в деле в качестве представителя ответчика Коноева Н.К. в порядке ст. 50 ГПК РФ привлечена адвокат Гомонова Ю.А., которая исковые требования не признала.

Представитель третьего лица - руководитель КГКУ «Минусинское лесничество» Водин А.В. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в предоставленном заявлении исковые требования прокурора полностью поддержал, указав, что ущерб, причиненный лесному фонду, Коноевым Н.К. не возмещен, порубочные остатки не убраны.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя КГКУ «Минусинское лесничество».

Третье лицо Кузюков С.А., представитель третьего лица - Агентства лесной отрасли Красноярского края в судебное заседание не явились, хотя надлежащим образом были уведомлены о месте и времени рассмотрения дела, не сообщили суду об уважительных причинах неявки и не просили рассмотреть дело в их отсутствие, в связи чем, в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица Кузюкова С.А., представителя третьего лица - Агентства лесной отрасли Красноярского края.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:

- земли, недра, почвы;

- поверхностные и подземные воды;

- леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

- атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Частью 1 статьи 3 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что лесное законодательство регулирует лесные отношения.

Пунктом 1 части 1 статьи 25 данного Кодекса одним из видов использования лесов названа заготовка древесины.

Одним из принципов, на котором основывается лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты, согласно ст. 1 Лесного кодекса РФ, является использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

Согласно ч. 1 ст. 8 данного Кодекса лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Частью 4 статьи 30 названного Кодекса предусмотрено, что граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

В соответствии с ч. ч. 1, 4 ст. 75 Лесного кодекса РФ по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В договоре купли-продажи лесных насаждений указываются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины.

В силу требований ч. 9 ст. 29 Лесного кодекса РФ правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п.1.1 Положения об агентстве лесной отрасли Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 01 августа 2008 года № 18-п, агентство лесной отрасли Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, который оказывает государственные услуги, управляет и распоряжается государственной собственностью в области лесных отношений (за исключением полномочий, отнесенных к компетенции иных органов исполнительной власти края) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края, а также правовых актов министерства природных ресурсов и лесного комплекса края.

Пунктами 8 «б», «в», 60, 61 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16 июля 2007 года №184, при заготовке древесины не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв за пределами лесосек, захламление лесов промышленными и иными отходами; оставление деревьев, предназначенных для рубки, - недорубов (за исключением оставления на лесосеках компактных участков лесных насаждений, не начатых рубкой, площадью не менее 10 процентов от площади лесосеки), а также завалов и срубленных зависших деревьев, уничтожение подроста и молодняка, подлежащего сохранению. При производстве работ по заготовке древесины обеспечивается чистка лесосек от порубочных остатков, неликвидной древесины и валежника, мешающих проведению лесовосстановительных работ (очистка мест рубок). Очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с заготовкой древесины. Очистка мест рубок осуществляется следующими способами:

- сбором порубочных остатков в кучи или валы для последующего использования в качестве топлива и на переработку;

- укладкой порубочных остатков на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке;

- сбором порубочных остатков в кучи и валы с последующим сжиганием их в пожаробезопасный период;

- сбором порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период;

- разбрасыванием измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий;

- укладкой и оставлением на перегнивание на месте рубки (без подроста).

Указанные способы очистки мест рубок при необходимости могут применяться комбинированно.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В судебном заседании установлено, что *** между Агентством лесной отрасли Красноярского края и Кузюковым С.А. был заключен договор *** купли-продажи лесных насаждений площадью ***, расположенных на территории ...

На основании договора оказания услуг ***, заключенного *** между Кузюковым С.А. и Коноевым Н.К., последний обязался выполнить услуги по заготовке круглого леса, принадлежащего Кузюкову С.А., в том числе по складированию в мелкие кучи порубочных остатков, сжиганию мелких куч порубочных остатков в пожаробезопасный период, а также подготовить лесосеку для сдачи представителю лесничества согласно технологической карте и действующему законодательству.

Из сообщения КГКУ «Минусинское лесничество» от *** видно, что заготовка леса Коноевым Н.К. в рамках исполнения вышеуказанного договора была осуществлена с нарушением Правил пожарной безопасности в лесах, а также Правил заготовки древесины, а именно: *** участка лесосеки была захламлена порубочными остатками.

При даче объяснений по факту совершения административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.25., 8.32. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Коноев Н.К. обязался устранить допущенные нарушения природоохранного законодательства.

По результатам обследования выдела *** в квартале ***, лесосеке *** комиссией КГКУ «Минусинское лесничество», с которыми Коноев Н.К. был ознакомлен ***, ответчику было предложено добровольно оплатить нанесенный им ущерб в трехдневный срок, очистить прилегающие лесные насаждения от захламления, сдачу работ произвести не позднее ***.

Достоверные данные о том, что Коноевым Н.К. в добровольном порядке устранены вышеназванные нарушения природоохранного законодательства, в материалах дела отсутствуют и суду не представлены.

Согласно ст. 100 Лесного кодекса РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Представленный истцом расчет размера ущерба, причиненного Коноевым Н.К. лесному фонду Российской Федерации, судом проверен, расчет осуществлен правильно, в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 08 мая 2007 года № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства», стороной ответчика не оспорен.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что ответчиком при осуществлении пользования лесом был допущен ряд нарушений природоохранного законодательства, которые до настоящего времени не устранены и могут привести к возникновению пожарной опасности в лесах Красноярского края, соответственно к уничтожению леса и иному негативному воздействию на лес, чем нарушаются интересы Российской Федерации как собственника лесных участков в составе земель лесного фонда, в связи с чем, исковые требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации к Коноеву Н.К. о возмещении ущерба за нарушение природоохранного законодательства являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно подп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, с ответчика Коноева Н.К. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере *** рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации удовлетворить.

Обязать Коноева Н.К. в срок до 01 декабря 2011 года произвести очистку места рубки, расположенного на территории ..., лесосеке ***, от порубочных остатков на площади *** га.

Взыскать с Коноева Н.К. в пользу Российской Федерации ущерб, причиненный лесному фонду вследствие нарушения лесного законодательства, в размере *** рублей.

Взыскать с Коноева Н.К. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере *** рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в десятидневный срок со дня изготовления мотивированного решения через Усть-Абаканский районный суд.

Председательствующий:                                                    Е.В. Дергунова